Рассуждение на морально-нравственную тему

Омарова Б.З. 3 базовый уровень сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область

Смарт цели : в конце урока учащиеся умеют рассуждать на морально-нравственную тему, излагают основную мысль рассказа «Я поздно понял…» , смогут обобщить и письменно высказать свои мысли в письме-рассуждении; умеют создать письменное монологическое высказывание с использованием фрагментов исходного текста , смогут доказать, что каждый человек несёт ответственность за совершённое действие, за собственный выбор в реальной жизненной ситуации

Критерии успеха: анализируют художественный текст, письменно высказывают собственные рассуждения

Критерии оценивания : умение последовательно и грамотно излагать на письме свои мысли;

  • умение аргументировать и доказывать своё мнение, отвечать на проблемные вопросы;
  • умение работать в паре и группе , слушать одноклассников.
  • Этап урока

    Время

    Методы

    Действия учителя

    Действия учеников

    1.Оргмомент

    2.Постановка цели

    Деление на группы

    3.Вызов Постер- «Ценности»

    4.Этап «Чтение и осмысление»

    5.Первичное закрепление по критическим вопросам

    6. Усвоение понятий.

    7. Работа с памяткой «Жизненных правил».

    8. Работа с цитатами.

    9.Индивидуаль-

    ная работа.

    10.Оценивание

    11. Рефлексия» (на стикерах)

    2 мин

    1 мин

    2 мин

    5 мин

    5 мин

    10 мин

    5 мин

    5 мин

    1 мин

    6 мин

    1 мин

    2 мин

    Приветствие учащихся, позитивный настрой

    Работа с постером

    Чтение рассказа, усвоение

    Групповая работа

    Индивид.раб

    Проверяет подготовку к уроку, позитивный настрой

    Сообщает цели и задачи урока

    Деление на группы : Милосердие, Нравственность

    раздаю номерки для маршрутного листа (№1,2,3,4,5)

    — Нам сегодня предстоит интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими?

    Составьте постер «Мои главные нравственные ценности». Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

    — Конечно, одной из важнейших ценностей является свобода. Ничто человек не ценит так дорого, как свободу, в том числе и свободу выбора. Сделать нужный выбор в определённой ситуации не всегда просто, ведь не секрет, что в одних и тех же условиях разные люди поступают по-разному. Скоро вы уйдёте из школы, поступив в выбранные учебные заведения, уйдёте из дома, но жизнь не перестанет ставить вас в ситуацию выбора. Утро. Пора идти на лекцию, но очень хочется спать… Как поступить? Пожалеть себя или подчиниться обстоятельствам? А какие последствия будет иметь поступок? Вот о свободе выбора и ответственности за свой выбор вам и предстоит сегодня поразмышлять. А поможет вам в этом известный писатель Е.Ауэрбах «Из цикла «Маленькие рассказы». Читать рассказ мы с вами будем вместе.

    Коллективное чтение рассказа Ауэрбаха из цикла «Маленькие рассказы» (раздатка №1)

    Перед вами вопросы (раздатка №2)– прочитайте их, обдумайте ответы, обсудите в группе

    Просмотр слайдов: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

    Составьте памятку «Жизненных правил», используя ключевые слова на карточках, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

    (раздатка №3- ключевые слова для памятки)

    – Прочитайте цитаты (раздатка №4).

    Обдумайте их.

    Используйте их в своей последующей работе.

    А сейчас перед вами задача – написать «Письмо маме» от лица главного героя, так если бы его мама выжила и лежит в больнице- в реанимации. Какие слова и чувства захотел бы герой посвятить своей маме? Порассуждайте, обдумайте и напишите.

    Оценивание по маршрутному листу

    Воспользуйтесь любой конструкцией , записанной на слайде :

    Главным для меня на уроке было, то …

    Теперь я буду знать, что…

    Меня огорчило то, что…

    Я рад, что…

    Я хотел бы, чтобы…

    Напишите на стикерах свои отзывы

    Готовятся к уроку, психологический настрой

    Пишут дату, знакомятся с целью урока (слайд 1)

    Делятся на пары и группу

    Работают в паре и в группе, составляют постер

    «Мои главные нравственные ценности».

    Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство. Защита постеров спикерами.

    Прослушивание текста, осмысление, усвоение

    Ответы учащихся по маршрутному листу

    Просмотр слайдов

    Работают в группе над составлением памятки

    «Жизненных правил». Используют ключевые слова из ресурсов №3

    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

    2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.

    3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

    4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

    Соответствие (сравнить) со слайдом –«Памятка»

    8. Работа с цитатами.

    9. Пишут письмо маме от лица главного героя.

    Чтение писем.

    Пишут отзывы на стикерах

    Раздаточный материал № 1

    Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдо­вев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волно­вались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам веле­ли построиться в шеренгу, родители построились вмес­те с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрос­лые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми се­бя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефо­ну сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».

    Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил чере­пах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я жен­щина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту каприз­ную девчонку.

    Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное вре­мя мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.

    Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хоте­лось подражать, но я думаю, что сваливать все на това­рищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже сооб­ражал.

    Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выража­лось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть мате­ри в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она уви­дит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.

    После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не за­нимался. Я пошел работать. У меня появились собствен­ные деньги, но я отдал матери только первую получку.

    Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не заме­чал, вернее, не хотел замечать.

    Так прошел год, наступила весна, и мать стала уго­варивать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уез­жая, забыл оставить матери записку, что не приду ноче­вать.

    Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в кварти­ре никого не было.

    С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пя­терки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.

    На втором курсе я очень подружился с одним студен­том. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Вос­питанник детдома, он сохранил только смутные вос­поминания о своих родителях, которых потерял в ран­нем детстве.

    Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слу­шая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказы­вая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить чело­века, совсем не надо хотеть его убить,— это можно де­лать каждый день равнодушно, не понимая, чем это мо­жет окончиться. Я понял это слишком поздно.

    Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».

    Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал.

    Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее…»

    Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина.

    Е. Ауэрбах из цикла «Маленькие рассказы»

    Раздаточный материал № 2

    • О чём же этот рассказ?
    • Какие проблемы поднимает автор в произведении? -О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать? -Как вы думаете называется рассказ? Рассказ называется …
    • Как вы понимаете значение милосердие?
    • Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» -…
    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
    • В чем оно проявляется? Примеры.
    • В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    • Можно ли воспитать милосердие в себе? — Какие выводы из рассказа для себя сделали вы
    • Тема рассказа -…
    • Основная идея -…
    • Нужно ли старшеклассникам читать такие произведения и почему?
    • Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?
    • А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие»-…
    • О чём же этот рассказ?
    • Какие проблемы поднимает автор в произведении? -О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?

    Раздаточный материал №3

    Памятка «Жизненных правил».

    1. Любите окружающих вас …

    2. Умейте видеть …

    3. Научитесь прощать людям их …

    4. Учитесь ставить себя на место …

    5. Не стесняйтесь проявить свое …

    6. Старайтесь прийти на …

    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните …

    Раздаточный материал №4

    • Прочитайте цитаты. Обдумайте их. Объясните их значение :

    Цитаты :

    1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах

    людских поступков скрывается только в человеческом сердце. (Де Сад)

    2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д.С.Лихачёв)

    3.И от огня любви житейское страданье уносится, как мимолётный дым…( Вл. Соловьёв)

    4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. (Л.Н.Толстой)

    5.Тревожьтесь обо мне пристрастно и глубоко.

    Не стойте в стороне, когда мне одиноко.

    Желайте мне добра и рядом и не рядом ( Е.Евтушенко)