следует начать с момента рождения нового человека
Однако понимание «Я» в этом возрасте ограничивается отличием собственного тела от окружающих предметов. Если раньше вся жизнедеятельность ребенка ограничивалась инстинктами, то сейчас появляются первые элементарные эмоции. Они быстро возникают, достигают максимума и сменяются другими, столь же нестойкими. Впереди у ребенка долгий период развития образов, идей, понятий. В своем замечательном эссе «Проект Атман» Кен Уилбер подробно остановился на всех фазах этого процесса.
Можно ли малыша назвать «Я»? С момента отделения его сознания от окружающего мира — да. А можно ли его назвать личностью? И здесь возникает вопрос, что означает это понятие, чем оно отличается от самости.
С раннего младенчества человек обладает чертами индивидуальности, отличающими его от других.
Темперамент и черты характера разные у всех. Но индивидуальность не тождественна личности. Для понимания смысла слова «личность» необходимо обратиться к его происхождению.
Сочинение на тему индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г. Асмолов Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность. Современный российский психолог А.Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения ? индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А.Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке, они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности. Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных ученых-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность.
Поэтами рождаются ораторами становятся. Ораторами рождаются или становятся
... времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, ... ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению ... шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь. ...
Каждая из характеристик отражает определенную часть человеческой сущности. Каждый человек ? от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Индивид ? с одной стороны единичный, а с другой типичный представитель вида Homo Sapiens. Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть, можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причем, как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретенных в процессе жизни, социальных (определенные умения и навыки, таланты).
То есть, индивидуальность ? совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако, в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром. Помимо теоретических обоснований можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть, для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность. Рассмотри проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности. Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов ? Людвига ван Бетховена.
Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но все же, ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем, у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему не удалось отстоять свою индивидуальность. Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит яркое понимание того, что человеку просто необходимо развиваться. Также, как яркая особенность именно этого возрастного периода просматривается несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь. Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что, действительно, наделенный от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.
Проблемы человеческого общения в пьесе на дне. Человек и общество ...
... поставил в пьесе Горький, однозначно. Таким образом, можно убедиться, что "На дне" - это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны ... идеей сверхчеловека, можно обвинять раннюю в насилии над личностью и в нежелании оставить в покое каждую индивидуальность, пусть даже она и погрязла в грехе, но это было ...
Личность в социальном измерении
Любопытно, что когда-то это слово имело отрицательный оттенок. Дело в том, что «личность» имеет самое непосредственное родство со словом «личина» — маска.
Характеристик может быть множество:
- сословие (купец, дворянин, священник, простолюдин);
- социальный статус (студент, пенсионер, бизнесмен);
- профессия и специальность (учитель, врач, менеджер);
- ситуативные роли (покупатель, зритель в театре, пассажир в поезде).
Уже это простое перечисление наводит на мысль, что личность — нечто, связанное с какой-либо деятельностью. Она проявляется в процессе реализации себя в каких-то общественных отношений. Стоит отметить, что кроме перечисленных выше статусных характеристик есть еще и другие параметры личности, называемые социальными ролями и мини-ролями:
- начальник;
- подчиненный;
- «славный парень»;
- «отличный семьянин»;
- брат.
Смысл социальной роли в том, что человек ведет себя по отношению к другим в соответствии с нормами поведения, общепринятыми для конкретной роли. Например, справедливо рассуждение, что начальник вряд ли будет веселить подчиненного карточными фокусами.
При этом у одного и того же человека может быть множество социальных статусов и ролей одновременно, в том числе и противоречащих друг другу. Он может быть сильным руководителем и одновременно мелким семейным тираном или рубахой-парнем, работающим в лаборатории по разработке бактериологического оружия.
Но есть и третье измерение личности — система, включающая:
- убеждения;
- склонности;
- интересы;
- побуждения человека.
Система достаточно устойчива к внешним переменам. Например, человек, увлеченный идеалами справедливого устройства общества, как правило, сохраняет эти убеждения независимо от своих социальных ролей и статусов.
11 стр., 5282 словИндивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают
... «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Текст книги «ЕГЭ 2020. Обществознание. Алгоритм написания сочинения» Индивид «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов) Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, ...
Итак, личность — это набор социальных характеристик человека, то есть внешний взгляд на то, как тот или иной представитель общества видится окружающим людям.
Эта внешняя оценка основана на общепринятых стандартах — человек, выполняющий предписанные обществом каноны поведения, воспринимается другими в той роли, правила которой он соблюдает. В этом смысле человек становится больше предметом познания обществознания, нежели психологии.
Формирование личности
Люди во многом похожи. Но человек не является чем-то обезличенным, как бы ни пытались нам навязать такое мнение. Каждый из нас несет в себе то, что делает его исключительным, особенным, уникальным.
На формирование индивидуальности влияют несколько факторов. Во-первых, большую роль играют физиологические нужды и наследственность. Кроме того, сильное влияние оказывает культура той среды, в которой он растет и формируется. Человек воспринимает и примеряет к себе нормы поведения в обществе, ценности и верования. Огромную роль в развитии индивидуальности играет семья. В этой среде дети познают определенные жизненные установки, ценности, отношения к людям и труду и так далее.
Принадлежность человека к каким-то определенным организациям или социальным группам– очень важный фактор. Человек идентифицирует себя среди себе подобных, четко определяет свое положение в обществе. Жизненный опыт очень часто приводит к кардинальному изменению индивидуальности под влиянием определенных событий или обстоятельств.
Ум с чувством не в ладу
«Я» — самоощущение, то, как человек видит себя «изнутри»
Почему это происходит? Вполне очевидно, что и личность, и «Я» — описания, не являющиеся объективными. Каждое из них субъективно. Составляя свое мнение о человеке, мы не знаем, какие мыслительные процессы происходят сейчас в его мозге, чем он руководствуется при выборе модели поведения. Возможно, он сознательно пытается ввести нас в заблуждение, стараясь выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Иногда социальная роль, исполняемая человеком, тяготит его, но он старается соответствовать общественным стандартам успешности.
Но столь же субъективен и взгляд изнутри. Человек, создавая образ собственного «Я», руководствуется произвольно подобранными воспоминаниями, которые должны подтвердить его точку зрения на самого себя. Воспоминания о событиях и фактах, не укладывающихся в эту канву, попросту отметаются. Более того, человек бессознательно игнорирует и вытесняет черты, которые представляют его в невыгодном свете.
Оба подхода чреваты серьёзными проблемами. Стремясь соответствовать общественным стандартам, быть социальной личностью в глазах окружающих, человек подавляет собственные проявления, чувства, эмоции. Это не только обедняет его, но и создает почву для стрессов, фрустрации, депрессии, особенно если индивидуум осознает, что, несмотря на все свои стремления, он далек от идеала в той роли, которую для себя выбрал. Именно это несоответствие идеального и реального зачастую доводит людей до самоубийства.
По обществознанию личностью не родятся личностью становятся. ...
... – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути. Личностями не рождаются, личностями становятся Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения ... процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям. Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент ...
зачастую ограничивают возможности развития личности
Создание человеком рассказа о собственном «Я» также чревато психологическими осложнениями от маниакальной веры в свое величие до столь же маниакальной веры в собственное ничтожество.
Безграничные возможности развития
Каким же образом можно совместить достоинства обеих моделей, преодолев свойственные им недостатки? Прежде всего необходимо понимать всю субъективность таких оценок.
Человек гораздо богаче любого его описания — внешнего или внутреннего. Существует огромное количество примеров, когда, находясь в экстремальных состояниях, люди демонстрируют такие черты, о которых не подозревали сами, совершают подвиги, делающие их бессмертными, демонстрируют величие духа. Вряд ли кто-то, знавший Владимира Путина в молодости, предполагал, что перед ним будущий мудрый президент России.
индивидуум и личность — формы, которые не застывают
Конечно, есть определённые ограничительные рамки, заданные наследственностью, воспитанием, образованием. Но даже с учетом ограничений возможности человека остаются безграничными. Никто не рождается с определённым жизненным путем. И в этом великая суть жизни. Выбор существует всегда. Он был даже у героев древнегреческих мифов, которые, казалось бы, находились в полной власти слепого и безжалостного рока. Но даже в этих условиях они могли либо смириться с неизбежным либо восстать против него.
Чтобы не испытывать «миллион терзаний», нужно относиться и к оценкам окружающих, и к самооценке с изрядной долей скептицизма. Надо понимать, что ни то, что думают о ком-то другие, ни то, что он думает о себе, не является истиной. Можно определить высоту и траекторию полета камня, подчиняющегося законам тяготения и механического движения, но нельзя предсказать проявления человеческой личности и индивидуальности.
Влияние музыки на формирование личности ребенка младшего школьного ...
... в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в ... возможности музыки, стремятся воспитать у младших школьников подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и создавать прекрасное. К сожалению, в ... действиям в древних племенах осуществлялась в процессе пения, плясок ... 1.1 Роль музыки как вида искусства в формировании личности ...
И напоследок: можно ли сказать о себе «Я личность»? Из всего написанного выше ясно, что это приравнивание разных понятий. Однако такая фраза используется достаточно часто. Это упрощённый подход, в котором личность воспринимается только в третьем своем измерении — наличии убеждений, идеалов, принципов. С этой точки зрения тот, кто считает себя человеком принципиальным и убеждённым, может сказать «Я личность», потому что у него есть идеалы. Другой вопрос — выдержат ли они проверку временем.