Стихотворение «И скучно и грустно» написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества. Это время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которое так и не завершилось. Смысл новых тенденций в художественном развитии поэта заключается в переходе от отвлечённо-романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно-историческими обстоятельствами, углубления психологизма.
В творчестве Лермонтова развивается комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он всё больше осознаёт ограниченность романтического индивидуализма, стремится понять свою связь с исторической действительностью: 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Лирический герой Лермонтова перестаёт быть условной романтической фигурой. В нём нет гиперболизма чувств, кипения страстей — их сменяет холодный скептицизм или внешняя бесстрастность. Лермонтов — лирик использует различные художественно-стилевые формы, но все они подчинены, в конечном счете, одной задаче — созданию ёмкого и многогранного образа «лермонтовского человека», сына своего времени, представителя своего поколения. Этот человек горд и непреклонен в своём неприятии сложившихся условий жизни, мужественно переживает свою судьбу. Лирический герой — динамическая, развивающаяся личность! Непостоянство, изменчивость его оценок и настроений передаются сменой стилей и интонаций поэтической речи. Острая наблюдательность, точная фиксация деталей внешнего мира и глубокое понимание лирическим героем собственной дисгармоничной, изнемогающей от неразрешимых вопросов души — всё это находит отражение в многоголосии стилевой палитры лирики Лермонтова.
В последние годы жизни Лермонтов написал немало стихотворений. Но нигде так ярко не проявился скептицизм Лермонтова, как в стихотворении «И скучно и грустно». Все традиционные жизненные ценности — дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти — не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побеждены холодным рассудочным анализом.
Трагизм романтического мировосприятия выявляется через анализ субъективного психологического состояния. По жанру стихотворение близко к элегии (лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, подкреплённая разнообразием разностопного амфибрахия).
Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии ...
... Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака «Август» Отношения Бориса Пастернака с религией ... в котором лирический герой видит собственные похороны. Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение. Разбуженный лучами солнца, лирический герой ...
Лирический герой пытается смотреть вокруг и в глубь своей души «с холодным вниманьем». Однако, как и в «Думе», в его философском рассуждении отсутствует умозрительная абстрактность, оно наполнено эмоциями: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…
Философский взгляд понимается как соотнесение конкретно-психологического с вечным, нетленным. Пессимистическая оценка внутреннего несовершенства выражается в форме риторических вопросов: «что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?». Каждое из проявлений духовной жизни человека оказывается «напрасным», «ничтожным». Любовь — временное очарование, не стоящее «труда», исчезающее бесследно («А вечно любить невозможно»).
Юношеские иллюзии остались в прошлом, а заполняющие душу эмоции (» И радости муки, и всё…») в сравнении с ними ничтожно. «Сладкий недуг» страстей «рано иль поздно» излечивается.
В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…
«Глупой шуткой» жизнь видится в сравнении с идеальным представлением о её смысле и содержании. В стихотворении оно не подвергается сомнению, напротив, в сравнении с ним оценивается бытие лирического героя.
Сознание этого несоответствия обусловливает его настроение (» минута душевной невзгоды»).
Переживание становится безысходным, так как проходит время молодости, расцвета, а вместе с ним исчезает возможность перемен: А годы проходят — всё лучшие годы!
Ожидание худшего окрашивает размышление в мрачные, угрюмые тона, что передаётся и на фонетическом уровне: в первой строфе ассонансный звук «у» встречается четыре раза на сильных местах и столько же — на слабых. Особенно выразительны стыки » В минуту душевной», «некому руку». В третьей строфе «у» входит в обе рифмы («недуг «—»вокруг», «рассудка» — «шутка»).
В последней строчке его повторение обусловливает минорную окраску финала («пустая и глупая шутка»).
Метрическое разнообразие стихотворения (уникальное сочетание 5-, 3 — и 4 — стопного амфибрахия) строго упорядочено, «монотонизировано». Наплывы печальных мыслей заключены в строгую, «холодным» разумом выстроенную конструкцию.
Дисгармония в мироощущении обусловлена противоречием романтически возвышенных, абсолютных требований к жизни, её реальным проявлением. Психологическая конкретика («годы проходят», «кого же?», «В себя ли заглянешь?») придаёт ощутимость рассуждению, высвечивает его связь с глубинным ощущением одиночества («… и некому руку подать…») и невостребованности личности.
Биография Лермонтова: краткое содержание. Жизнь и судьба поэта
... парус, “голубой” туман, “золотой” луч солнца) и сравнением (“струя светлей лазури”). Жизнь Лермонтова была талантливо показана в его поэтической декларации. “Мятежность” поэта распространяется не только на ... в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта. “И скучно и грустно”, 1840 г. И жизнь, как посмотришь с холодным ...
За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным ему миром. Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нём выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова — это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.