«Лермонтов и его поколение. Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению

Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М.Ю.Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро.

В «Монологе» юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования.

Такой образ жизни становится причиной разочарований.

Молодые люди теряют веру в дружбу, в любовь, у них нет желания наслаждаться простыми человеческими радостями. В то же время автор подчеркивает: есть в его ровесниках «глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы». Но эти достоинства не востребованы обществом, в котором царит жестокость, насилие и пустота. В «Монологе» Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция.

Другие настроения поэт вложил в «Думу». Здесь автор нещадно судит сверстников за равнодушие к будущему Отчизны и собственной судьбе.

В 30-х годах XIX столетия дворяне имели блестящее образование, обладали богатым запасом знаний, которым, увы, не находили применения. Аристократы тяготились этим бременем, но выхода не видели.

В начале жизненного пути ровесники Лермонтова стали свидетелями неудачной попытки первых революционеров сменить государственной устройство России. Несколько заговорщиков поплатились жизнью, другие – свободой. Были и такие, кто не выдержал тюрьмы, сибирской каторги и отрекся от собственных убеждений. Таким образом, они обогатили последующее поколение «ошибками отцов и поздним их умом». В итоге пришедшие на смену стали все подвергать сомнению. Чужой опыт стал причиной неверия в перемены, в тщетность попыток что-либо изменить в самодержавной власти. Главным пороком современников Лермонтов считал отказ от борьбы и равнодушие к делам общества.

Безразличие лермонтовского поколения отразилось на неспособности к самопожертвованию во имя любви или ненависти. Молодые дворяне стали равнодушны к настоящему, скептически относились к будущему, не уважали прошлое.

Мне кажется, великий поэт излишне сурово относился к поколению современников. Все же они оставили свой след в истории, о чем свидетельствует поэзия самого Лермонтова – проникнутая духом мятежности и стремлением к высокому идеалу.

Обновлено: 2017-01-27

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4).

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения., Продумывайте композицию сочинения., Избегайте фактических, логических, речевых ошибок., Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи., С17.1. В чём тра­ге­дия «лермонтовского» поколения? (По ли­ри­ке М. Ю. Лермонтова.), С17.2. По­че­му смеш­ны и од­но­вре­мен­но груст­ны про­из­ве­де­ния М. Е. Салтыкова-Щедрина?

С17.3. Есть ли в пьесе А. П. Че­хо­ва «Вишнёвый сад» герои, во­пло­ща­ю­щие ав­тор­ский идеал? (Свой ответ аргументируйте.)

Пояснение., При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние — вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го («как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…»); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или оха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы («тема судьбы», «образ героя»…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ван­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть — это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са — положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой, ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С17.4. Проблема исторической памяти в русской литературе (на примере одного или двух произведений).

Тема может быть раскрыта на примере произведений о тоталитарном государстве. Для анализа можно взять и поэму А. Ахматовой «Реквием». В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий. Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров. Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.

Дворянский интеллигент, по мысли Лермонтова, не ощущает единства ни с “предками”, ни с “отцами”, ни с “потомками”. Поколение отвергло грубую эгоистическую цельность “предков” (“И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат…”).

“Отцы” лишь умножили их историческую вину. Люди 30-х годов были слишком “богаты” этим “поздним умом”, т. е. общественной трусостью, отсутствием твердых убеждений, цельностью характера. Волею исторических обстоятельств они оказались вычеркнутыми из естественного и закономерного мирового пути. Их не могли удовлетворить ни “предки”, ни “отцы”. Но у поколения не было живительных связей и с будущим (“Его грядущее иль пусто, иль темно”).

Жизнь поколения проходит мимо истории мира, не вписывается в единый поток жизни человечества (“Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда”).

Раздумья о месте “нашего поколения” в истории перекрещиваются с размышлениями о внутренней его сущности. “Тайный недуг” сковал поколение, и все этапы его жизни – рождение, юность, зрелость и старость – отмечены печатью смерти. Реализующаяся в стихотворении метафора “путь жизни” (“И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…”) вмещает два плана: смену поколений в истории и смену разьых этапов отдельной человеческой жизни. Рождение и смерть – крайние точки человеческой жизни – связываются с прошлым (“Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…”, “И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад…”).

От грядущих поколений люди 30-х годов вправе ожидать лишь оскорбления и презрения (“И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом…”).

Поколение не нашло ни с “отцами”, ни с “потомками” животворного единства. Оно внутренне и исторически замкнуто, обречено “с колыбели”, и эта обреченность окрашивает весь его жизненный путь.

С этими двумя планами связан и третий, объясняющий внутреннюю несостоятельность, духовную бесплодность поколения. Оно лишено внутренних сил, подорвано изнутри. Жизнь становится тягостной, бесполезной и ненужной (“И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом…”).

Внутренняя опустошенность, бездуховность людей (“Так тощий плод, до времени созрелый…”, “Мы иссушили ум наукою бесплодной…”, “Не бросивши векам ни мысли плодовитой…”) связываются в “Думе” со смертью и преждевременной “старостью”.

Если для Пушкина этапы отдельной человеческой жизни (рождение, зрелость, смерть) естественны и закономерны, как естественна и закономерна смена поколений и времен, то для Лермонтова все предстает в ином качестве. Пушкин – светлый в печали – приветствует и утверждает естественный ход жизни. Для него это исторически неизбежный всечеловеческий закон (“Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Вновь я посетил…”).

Пушкин чувствует свое кровное родство и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. Каждый этап жизни у него наполнен особыми, неповторимыми эмоциями. Мудрая печаль Пушкина проистекает из веры в закономерность бытия, в конечную его прогрессивность, в красоту. Пушкин принимает эстафету из рук ушедшего поколения и передает ее будущему:

Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!

Совсем иное у Лермонтова, который осмысливает поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой осклоксок прошлого, бесплодное, ничего не оставляющее потомкам. И это поколение ждет справедливое историческое возмездие:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Но в “Думе” нет неподвижности. Трудная, но неумолимая поступь истории слышна в ней. Насмешка и обвинение становятся познавательными выводами, ибо в них заключены порывы к чему-то высокому, но еще неизвестному. Лермонтовский “потомок” начинает с “насмешки”, обвиняя поколение “с строгостью судьи и гражданина”.

Социальная и историческая замкнутость – бедствие дворянских интеллигентов 30-х годов. В своем внутреннем мире личность нашла источник движения к новой нравственности, сделала самого себя мерой всего сущего. Личность уже не подчинялась нормам официальной нравственности – они были насквозь чужды ей. Напротив, мир оценивался с точки зрения личной нравственности. Человек освободился от уродующих его и враждебных ему оков официальной идеологии, морали, политики. Он не хотел иметь ничего общего с безнравственным миром. Тем самым в индивидуализме утверждалось достоинство, ценность человеческой личности.

Однако кажущаяся беспредельность внутреннего мира в действительности имела предел. Сделав себя мерой всего сущего, критерием оценки внешнего мира, человек распространил эти критерии и на себя. Мера оценки стала призрачной. Критерии лежали в самой личности, а не в жизни. Но где мера истинности самих оценок?

(No Ratings Yet)

В “Думе” Лермонтов выразил трагедию поколения

Другие сочинения по теме:

  1. В “Думе” оценки исходят из внутреннего мира личности. Лермонтов судит поколение и себя самого с точки зрения тех идеалов, которые…
  2. Тема будущего Испании наиболее ярко обнаруживает расхождения во взглядах различных писателей “Поколения” эти расхождения и привели в конечном счете к…
  3. Социально-политическое мироустройство Европы и Америки после окончания первой мировой войны. Последствия великого противостояния: Духовное смятение в общественных умах, гибель целой…
  4. В одном из лирических отступлений “Евгения Онегина” Пушкин обращался к будущим своим читателям, к потомкам: …Отдаленные надежды Тревожат сердце иногда…
  5. Сочинения по литературе: Печорин – портрет своего поколения В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы,…
  6. С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между…
  7. Лермонтов обратился к прозе, уже достигнув полной зрелости как романтический лирик, овладев мастерством романтической поэмы, уверенно ступив па путь драматургии….
  8. Четырехтомный роман-эпопея “Война и мир” был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал…
  9. Ремарк был солдатом и свои фронтовые переживания перенес в литературное творчество. 1929 года роман “На Западном фронте без перемен” принес…
  10. Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был “поэтом мысли”….
  11. Пушкин и Лермонтов – люди разных поколений, хотя и современники. И тем резче выступает несходство. Белинский, который в цитированном письме…
  12. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих…
  13. История Вавилена Татарского, яркого представителя поколения “П”, который покорил сталинский небоскреб Вавилонской башни, стал участником всемирного заговора и земным мужем…
  14. В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та…
  15. Герой романа – молодой человек Джордж Уинтербуорн, в 16 лет прочитавший всех поэтов, начиная с Чосера, индивидуалист и эстет, который…
  16. Произведения Лермонтова имеются в переводах на различных языках народов России, в том числе – на языках народов Кавказа: грузинском, армянском,…
  17. Цель:

    • выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”, проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных…

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»).

Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом». Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.

Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат…»

«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной»

«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,

Там души волновала слава»

«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.

Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы апреля для 9 класса., Литвинова В.И.

(Отражение переломного этапа века в творческой перекличке А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

1999 год знаменателен юбилеями двух великих русских поэтов XIX века. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов принадлежали к одному кругу, были современниками в прямом значении этого слова. Они имели общие светские, литературные и даже дружеские связи, не случайно в перечнях их стихов мы находим одинаковые литературные имена, которым поэты посвящали свои послания, а самым требовательным критиком для обоих стал В. Г. Белинский.

Одной из самых неразгаданных тайн русской истории остается появление, по пушкинскому выражению, «созвездие гениев» в ту или иную историческую эпоху. Словно рассвет над поэтическим небосводом было появление из Холмогор М. В. Ломоносова, затем вспыхнувшее в «век девятнадцатый мятежный, поистине железный век» солнце поэзии А. С. Пушкина, осветившее целую плеяду талантов: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, М. Ю. Лермонтов… Никколо Макиавелли уподоблял судьбу человека разъярившемуся половодью: каждый либо убегает от него, либо заранее предупреждает стихию, построив воде заграждения. «Утверждаю также, — писал Макиавелли, — что счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия со временем в разладе» .

Пушкин вписался в эпоху, хотя и появился на свет на рубеже веков и был, по мнению Г. Волкова, «сыном двух столетий». Он впитал в себя дух двух эпох. Несомненно, поэт являлся и наследником, и преемником эпохи Просвещения, которую утверждал воспитанный на идеалах Франции двадцатичетырехлетний Александр I, сменивший Павла I. При нем развернулось издательское дело, расширился круг читателей, набирали силы русская критика и публицистика. Большая библиотека Сергея Львовича Пушкина пристрастила юного потомка Ганнибала к чтению, а литературные вечера, до которых родители были охотниками, напитывали его политическими идеями. Отзвуки войны 1812 года и гром победы над Наполеоном совпали с молодым и звонким голосом сформировавшегося к тому времени самобытного поэта Пушкина. Возвращающиеся с войны победители принесли из Европы новые представления о долге и чести Гражданина. Пушкин накалялся в атмосфере политического действия декабристов, декларируя свободу, оттачивая свой поэтический голос таким образом, чтоб он стал «Эхо русского народа». Свободолюбивым мечтам лучших людей эпохи не суждено было сбыться. Россия не смогла освободиться от крепостничества, а тех, кто продолжал ратовать за обновление Родины, ждали тяжелые путы аракчеевщины. Это вызывало разочарование и протест. Нарастала дворянская оппозиция, возникали тайные союзы и общества. Пушкин оказался в самой гуще политических споров и теорий. Его друзьями становятся П. Я. Чаадаев, братья Тургеневы, А. С. Грибоедов, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, А. И. Якубович, М. С. Лунин, М. П. Бестужев-Рюмин… Как видим, становление русского национального поэта и судьба молодой России начала века удивительно схожи. И если эпоха создала Пушкина, то одновременно приняла и его имя. Она известна нам как «Пушкинская эпоха».

Возможно, этим можно объяснить отсутствие в его творчестве надлома, «разлада между мечтой и действительностью, между личностью и временем. Он иронизировал над собственной внешностью, не стеснялся малого роста, вслух произносил крамольные речи, не скрывая желаний:

И против мнения света он восстал «один, как прежде». Стихотворение «Смерть поэта» означило появление преемника великого Пушкина и провозвестника новой эпохи.

После 1825 года поколению молодых дворянских интеллигентов стало ясно, что декабристские идеалы рухнули, а новые еще не зародились. А. И. Герцен зафиксировал ужас идеологической смуты в своем «Дневнике»: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования. — а между тем наши страдания -почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино… и пр. ? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?… О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть… «. Герцен подметил в новом поколении умение молчать, сдерживая слезы, и вынашивать мысли, полные сомнения, отрицания, ярости . Мысль, по мнению Н. П. Огарева, стала и роковым мучением, и единственной силой, способной возвратить личность к деятельности. Лермонтов не может найти спасения в лирике, как это делал Пушкин, его раздумья — его поэзия, его мученье — его сила. Чувство одиночества, тоски и скептицизма сквозит почти во всех его стихах («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», «Я знал одной лишь думы власть…», «На грудь мне дума вековая Гробовой насыпью легла…»).

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, жившие почти в одно время, были поэтами разных поколений, иных эпох. Их разделяло не только 15 лет возрастной разницы, но и события на Сенатской площади, но и виселицы на Кронверкском валу Петропавловской крепости.

Поколение Пушкина блистало в лучах славы 1812 года, жило надеждами на лучшие перемены в обществе. Трагедия лермонтовского поколения заключалась в том. что в отличие от пушкинского оно обречено было «в бездействии состариться», а побуждаемое отвлеченной мыслью, оно проявляло либо анархическое своеволие, либо «высокое» преступление, либо застарелый эгоизм. Героями Лермонтова становятся люди, или преступающие общечеловеческие нормы (Вадим, Арбенин), или разрушающие покой и счастье окружающих и нравственное собственное начало (Печорин).

Это заставляет дворянского интеллигента пристально прислушаться к самому себе, чтобы найти разгадку обуревающих его противоречивых чаяний. Об обреченном поколении, глядящем «насмешливо назад» на «ошибки отцов» — утрату исторической перспективы — «тощем плоде» на древе русской истории и размышляет Лермонтов в стихотворении «Дума», отразившем пушкинские чаяния, чувства, переживания и мысли, разумеется, в новом временном преломлении.

Современники были потрясены лирическим тоном стихотворения, впитавшем эмоцию социального отчаяния. Белинский, Герцен, В. Майков называли его воплем, стоном души, обличением «черной стороны нашего века». Печаль сливается в нем с негодованием и разоблачением, осуждением и жалобой, иронией и тоской. Единая поэтическая мысль объединяет здесь логику и эмоции, рационализм рассудка и гамму чувств, столкнувшихся в конфликте, о котором сказано в строках «И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови». В этом ключ к разгадке смысла и поэтики «Думы».

Избранная форма стихотворения — «разговор» с современниками — была достаточно распространена в литературе 30-х годов, она позволяла Баратынскому, Белинскому, Герцену, Чаадаеву и Лермонтову раскрыть сознание поколения изнутри, сообщить истину, какую выносил человек, переживающий те же чувства, что и его современники. Этим обусловлено логическое завершение каждой фразы стихотворения и обилие афористических поэтических формул («Печально я гляжу на наше поколенье», «К добру и злу постыдно равнодушны», «И ненавидим мы, и любим мы случайно…»).

В «Думе» нет прямых противопоставлений поколений «отцов» и «детей», но скрытое сравнение интеллигенции лермонтовской эпохи с передовой молодежью пушкинской поры угадывается в подтексте. Как глубокий психолог Лермонтов избегал открытых укоров своему поколению, а читатель-единомышленник понимал, от какого высокого идеала поэт начинает свой нравственный отсчет. Кодом к этому подтексту стал в «Думе» своеобразный скрытый диалог с Пушкиным, давшим в своем творчестве объективный срез духовной жизни России между 1812 и 1825 годами.

Лермонтов сопоставляет в «Думе» духовный потенциал двух поколений и находит прямые антитезы пушкинским стихам.

1. Наследник Просвещения был уверен в силе благого воздействия на нравственный облик общества наук и просвещения. («О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух… «, «И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»).

Герои романа в стихах много спорят об общественной роли науки:

Лермонтовское поколение утратило веру в спасительную, освободительную миссию науки и просвещения. У «отцов» познание рождало уверенность в могуществе человеческого разума, у «детей» — глубокие сомнения. Отягощенное бременем неразрешимых противоречий, поколение 30-х избегает всякого движения свободной мысли и действий. Познания, подвергнутые сомнению, предрешают бездействие или духовную гибель. Из этих горьких дум о своем поколении рождается антистих пушкинскому.

2. Пушкиным многократно воспето свойство молодости безоглядно наслаждаться жизнью («Блажен, кто смолоду был молод… «, «Давайте пить и веселиться, Давайте жизнию играть», «Пусть наша ветреная младость потонет в неге и вине… «).

Новое поколение утеряло счастливую способность чувствовать ликующую радость бытия, наслаждаться в полную меру молодых сил редкими подарками судьбы. И вновь антистих.

Пушкин приветствует современника: «Блажен, кто вовремя созрел!» Лермонтовское поколение деформировано самим ходом человеческого бытия: «Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радует, ни глаз».

3. Для друзей и окружения Пушкина счастье любви приравнивалось по силе чувств к наслаждению поэзией, искусством. Они отдавались этим страстям вдохновенно и преданно, не утратив их даже в холодной сибирской ссылке. Известно, как трепетно и нежно сибирские узники относились к их поэтическому кумиру, ответившему на пушкинское послание:

А. И. Одоевским создан гимн «Славянские девы», посвященный женам декабристов и положенный Владковским на музыку. Возвышенному чувству прекрасного Одоевский подчинил страдания и лишения каторжан, воспев их как необходимую мзду за желанную свободу:

М. А. Бестужев также поддерживал своим творчеством стремление к прекрасному в сотоварищах. Это он написал русскую песню на мотив «Уж как пал туман на сине море», посвященную полку братьев Муравьевых-Апостолов, которую прекрасно исполнял А. И. Тютчев:

А брат его, Николай Бестужев не расставался с красками и кистью, запечатлевая неброские, но запоминающиеся неповторимостью пастели севера. По сохранившимся рисункам можно составить представление о том, что ласкало и угнетало душу узников в их тридцатилетней каторге. Только в Сибири Н. Бестужев создал свыше четырехсот портретов поселенцев и свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска .

Остро эмоциональное восприятие поэзии и искусства не раз встречается в стихах А. С. Пушкина. Лермонтов именно по этой примете отличит свое поколение от пушкинского, отметив в нем утрату облагораживающего эстетического чувства.

4. Пушкин и его единомышленники не боялись открыто высказывать свои благородные гражданские и патриотические чувства. Их патетически приподнятая патетика могла звучать как на широкой публике, так и в узком дружеском обществе. Не случайно интимное посвящение П. Я. Чаадаеву, прозвучавшее за 20 лет до создания «Думы», стало общепризнанным:

Молодежь лермонтовской эпохи уже стесняется такой открытой эмоциональности. Воззвания «Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!», «Товарищ, верь…» кажутся им чрезвычайно выспренними, сам пафос воспринимается неуместной экзальтацией. Их отношение к жизни имеет совершенно иные характеристики:

5. Пушкин уверен в том, что потомки с балгодарностью и почтением отнесутся к эпохе «отцов», времени «открытий чудных», поэтических Атлантов, искренних чувств и открытых форм их выражений:

Лермонтов не рассчитывает на уважительное отношение к своему поколению, состарившемуся в бездействии, увянувшему до времени без борьбы, одинаково равнодушному к добру и злу, прошедшему над миром без шума и следа:

Пушкин обещал своим героическим современникам:

Грядущее лермонтовского поколения «иль пусто, иль темно», поэтому оно уйдет «Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда».

Как видим, в приведенных сопоставлениях перекличка поэтов различных эпох идет не только в плане темы и мысли, но и на уровне образа и даже поэтического слова. Лермонтов подхватывает пушкинскую мысль и развивает ее вариации в другой тональности в прямо противоположном контексте. Пушкинская образность, вмонтированная в строки лермонтовской «Думы», не только усилила в ней чувство горечи от утраты современниками былых высоких идеалов, но и обогатила смысловыми обертонами, придала историческую и философскую объемность общественному звучанию стиха. По силе напряженности, страстности высказываний мрачный укор «Думы» не уступает ликующей вере «К Чаадаеву».

В. Г. Белинский первым заметил мощь мысли и чувства лермонтовской «Думы», «громовую силу бурного одушевления, исполинскую энергию благородного негодования и глубокой грусти». «Пушкин умер не без наследника», — сказал Белинский, прочитав «Смерть поэта». «Дума» дает нам возможность увидеть, как Лермонтов благородно распорядился полученным от Пушкина поэтическим наследством.

SUMMARY. The authors trace the creative exchange between A. S. Pushkin and M. Y. Lermontov.

Список литературы, Макиавелли Н. О государственном интересе // История всемирной литературы. — М., 1987. — С. 43.

Герцен А. И. Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года//Собр. соч. в 3-х тт. Т. З. — С. 442.

Гессен А. Во глубине сибирских руд. — М., 1965. — С. 279-283.