Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии Пастернака. Роман «Доктор Живаго».(Обзор)

Сочинение

датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.

Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.

«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны. Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение.

Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора…

Символ света

Сила света постепенно нарастает, но появляются образы, наполненные трагическим смыслом, красные тона преобладают над остальными. Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье», то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины. Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.

Далее герой видит смерть в облике «казенной землемерши», которая оценивает его рост.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Автор неожиданной рифмой соединил смерть с умершим лицом, усилив впечатление повторяющимися звуками «з», «с», «ш». Смерть, по мнению Пастернака, способна только оценить рост покойника, чтобы выкопать ему яму. Духовный уровень поэта, его внутренний потенциал ей совершенно безразличны.

В заключительных строфах стихотворения звучит «не тронутый распадом» «провидческий» голос, который прощается с миром. Герой воспринимает свою смерть как избавление от мук и страданий души, переход в светлую реальность.

3 стр., 1224 слов

Стихотворение Пастернака Гамлет

... победа жизни над смертью. Это и есть и главная идея романа, и основная мысль стихотворения «Гамлет», которое его завершает. 2 вариант Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» является первым из ... случится на моем веку». Вот почему в стихотворении возникает другая образная параллель: Гамлет – Христос. Ведь сам герой стихотворения утверждает, что он – герой «другой драмы», которая для него и ...

Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья», «бездна унижений», «упорство», «вызов», «размах крыла», «горечь рокового часа», «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.

образ просветления

Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство», испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.

«Август» Б. Пастернак

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Анализ стихотворения Пастернака «Август»

Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал об этом. Хотя и признавался, что его постоянно тянуло зайти в православный храм. Став состоявшимся поэтом и известным литератором, Пастернак неожиданно для себя обратился к теме религии и создал цикл произведений, в которых затронул вопросы православной веры. Для того чтобы понять, насколько сложно было работать над такими произведениями, следует обратиться к тому времени, когда они создавались. Так, стихотворение «Август» было написано в 1953 году, который ознаменовался новым витком гонений на православие. К тому же следует учитывать, что Борис Пастернак, являясь выходцем из еврейской семьи, после крещения стал изгоем среди своих соплеменников и при том не был принят в русской православной среде, малочисленной и постоянно подвергающейся репрессиям. Поэтому со стороны поэта надо было обладать огромным мужеством, чтобы написать стихотворение, посвященное Преображению Господню, и даже опубликовать его, зная заранее, к чему подобный шаг может привести.

16 стр., 7668 слов

Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...

... поэта».) Таким будет ее отношение к Пастернаку, Маяковскому, Ахматовой, Рильке, Гронскому, Мандельштаму и др. Но два имени в этом ряду выделяются - Блока и Пушкина. Блок для Цветаевой ... она нисколько не преувеличивала. Ее отношение к поэтам и поэзии, пронесенное через всю жизнь, не просто уважительно-признательное, ... к этим стихам служит дневниковая запись от 30 августа 1921 г.: «Удивительно не то, что он ...

Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился. Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены. Обращаясь к своим друзьям, поэт о. Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез. И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир. И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.

Это – отнюдь не материальные ценности, к которым Пастернак после того, как лицом к лицу столкнулся со смертью, стал относиться с заметным пренебрежением. Поэта гораздо больше волнуют ценности духовные, поэтому он о. Поэт понимает, что прожил очень сложную и непростую жизнь, когда за возможность выражать свои мысли приходилось бороться в прямом смысле этого слова. Эпоху социализма поэт считает годами «безвременщины», наполненными унижений, которые прервали его «полета вольного упорство». Но Пастернак ни о чем не сожалеет, так как ему довелось познать «и творчество, и чудотворство», постичь гармонию мира и испытать подлинное счастье.

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи». (Восприятие, истолкование, оценка)

1. Тема поэзии в творчестве Пастернака. 2. Образы художников прошлых лет. 3. Пафос молодого поэта — необузданный восторг жизни. 4. Поэт, живущий в вечности.

Стихотворение «Про эти стихи» относится к раннему периоду творчества поэта. Пастернак написал его в 1917 году. В этом стихотворении поэт обращается к теме творчества, поэзии и ее создателя. Тема поэзии, то, как в ней отражается весь мир — центральная тема творчества Пастернака. Поэзия подобна губке, которая впитывает все вокруг, возвращая читателям мир в виде стихотворных строф. В стихотворении, которое так и называется — «Определение поэзии», поэт не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира. Что значит поэзия для людей? Пастернак считает, что в ней — наше право на бессмертие. Поэзия имеет своим истоком саму жизнь — во всех ее проявлениях. Жизнь, согласно Пастернаку, это непреходящее чудо, поэзия же является «и творчеством, и чудотворством». Поэзия открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование. В творчестве Пастернака часто можно встретить фигуру поэта. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это дар, данный судьбой. Поэт — это такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль. Лирика пастернака отличается особым даром — поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. Пастернак принимает мир со всеми его «случайными чертами». Источник его радости — благодарная любовь к самой жизни. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств По мнению Пастернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от образов других художников, а в его соответствии действительности. Однако мир представляется поэту вечной загадкой. Стихотворение «про эти стихи» вошло в третью книгу поэта «Сестра моя — жизнь», положившую начало поэтической славе Пастернака. Написанные в 1917 году, стихи были опубликованы с опозданием в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя — жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. В раннем творчестве Пастернак не изображает историю, а как бы проживает, переживает все то, о чем пишет. Прожитые моменты перерабатываются его сознанием и воплощаются в игре поэтических ассоциаций. В стихотворении перед нами предстают картины городского пейзажа, и, если прочесть не слишком внимательно, может показаться, что перед нами — пейзажная зарисовка.

19 стр., 9282 слов

Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

... Дело тут не только в сложности его поэтики. Сочинение на тему Философская проблематика поэзии Б. Пастернака Философская проблематика поэзии Б. Пастернака До сущности протекших дней, До их причины, До ... своего существования служили возрождению культуры. Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Поэт в России – больше чем поэт… Е. Евтушенко В сборнике моих любимых поэтов как будто лежат закладки – ...

На тротуарах истолку С стеклом и солнцем пополам, Зимой открою потолку Идам читать сырым углам.

Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме, К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет. Но тут и гам между строк разбросаны слова, откровенно говорящие нам о том, что речь идет о поэзии. Стихотворение буквально пропитано ею. «Дам читать», «задекламирует чердак» — поэзия проникает в самые далекие и обычные уголки действительности, окружающей поэта. Художественный мир стихотворения как будто рассыпается на детали, и в то же время из этих же деталей на наших глазах собирается в единое целое. Красота мира, в понимании Пастернака, в его самоценности. Окружающий мир у поэта одушевлен сам по себе, а не по воле лирического героя. По сути, здесь окружающий мир становится действующим лицом, а не предметом описания. Стихи Пастернака созданы как будто из ничего, словно музыка из семи нот. Предмет его страсти — жизнь, а слово — орудие, посредством которого поэт воздействует на нее. Его талант неуловим и неопределим. Такова мудрость поэзии, и такова ее наивность: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе? Лирический герой потерялся в паутине стихов, поэзии, создающих свой, особый мир, который, хотя и проникает во все закоулки, все же живет своей жизнью. Жизнь в поэзии заставляет забывать о точности реального времени, месяц и год, в котором живет лирический герой теряют свою актуальность. В мире, проникнутом поэзией, это не так уж и важно. В этом мире возможно любое летоисчисление, возможно встретиться с давно ушедшими от нас мастерами слова. Неважен даже сам лирический герой. В стихотворении о нем ничего не говорится, кроме того, что он интересуется текущим тысячелетием и объясняет, почему забыл о том, в каком мире и в какое время живет. Тем не менее, лирический герой живет одновременно везде, везде, куда проникла поэзия, дух стихов, которые он читает. Вечность и время постоянно присутствуют в стихах Пастернака, что сообщает поэтическому тексту еще и философское содержание. Расширение времени и пространства подчеркивается и синтаксисом стихотворения. Если в первых трех строфах поэт использует короткие предложения, то далее каждое предложение — это целая строфа. Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Поэзия живет не только в томиках великих мастеров. Когда мы читаем их, она вытекает и одухотворяет собой все живое, делает обыденное — высоким, а незначительное — важным.

6 стр., 2729 слов

Образ лирического героя в поэзии лермонтова

В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе: Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня . Герой поэзии Лермонтова смел и ... теме “поэт и толпа”, но с далеко… Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение ...

Стихотворение август пастернака

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак: Август. «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Тропы и образы

Стихотворение начинается неполным предложением, смысл которого становится ясным только из названия. Да и само название понимается двояко в зависимости от того, как прочитать местоимение эти: то ли речь идёт о создании этого конкретного стихотворения, то ли местоимение употребляется в значении «ох уж эти стихи», то есть стихи как таковые, стихи как предмет разговора. Из дальнейшего прочтения становится понятным, что Пастернак подразумевает второе значение.

Метафора первого предложения означает, что стихи приходят в голову автору во время ходьбы, и действие происходит в солнечное и тёплое время года. Так зачинается детище, которое вынашивается до зимы. Первые слушатели ещё несовершенного, «сырого» стихотворения – сырые углы и потолок. Пастернак играет словом сырой, включая в его прямое значение и несколько переносных, подчёркивающих неустроенность и несовершенство жилья, очевидно, не очень важного для поэта, и одновременно несовершенство его стихов.

17 стр., 8224 слов

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ...

... при создании образов отрицательных персонажей. Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке. Глава 2. Женский портрет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» ...

Олицетворение, одушевление первого слушателя – дома – продолжается во второй строфе. О стихотворении узнаёт потолок, затем углы, а чердак его уже декламирует. Что это: эхо, разносящееся по необжитому дому, или сам дом, ожив, повторяет строки лирического героя?

Во второй строфе лирический герой характеризует свои стихи нелицеприятно. Они по-прежнему остаются сырыми и неоконченными, определяются метафорой чехарда чудачеств, бедствий и замет.

Третья строфа о времени, когда стихи выстаиваются, переживая непогоду (буран).

Этот образ имеет не столько метафорическое, сколько символическое значение невзгод. Только после того, как будут заметены концы и начала (метафора), процесс создания может быть прекращён, стихотворение перестаёт быть достоянием затворника и становится частью вечности и поэзии как таковой. Лирический герой и его детище как бы разделяются, он освобождается от бремени и замечает солнце и изменения, прошедшие в «свете».

Подтверждает эту мысль центральная, четвёртая строфа. Рождество – это не только время года, праздник, но и рождение стихотворения, которое поэт вынашивал с лета или весны. Уподобление рождения стихотворения вынашиванию или рождению ребёнка – центральный образ стихотворения. Сравнение Рождества с галчонком имеет не только смысл рождения новой жизни – Иисуса, но и появления произведения искусства. Образ галчонка, а не, к примеру, голубя, важен не только своей парадоксальностью, но и нужен для аллитерации: повторение перекатывающихся звуков г, л, р. В этой же строфе появляется образ милой, до которой раньше поэту будто не было дела. Сам день Рождества олицетворяется. Он разгулявшийся, он проясняет всё, что было неясным. Здесь снова два бытия: неясным и в отношениях между возлюбленными, и в рождённом стихотворении, ведь рождалось оно из недр мутного подсознания.

Эпитет милые – на самом деле не эпитет, потому что это прилагательное и в четвёртой, и в пятой строфе превращается в существительное, субстантивируется. У лирического героя как будто не хватает слов для определения предметов и личностей окружающего мира.

В пятой строфе герой преодолевает мир затхлого дома, выходя на улицу. Его внимание ненадолго сосредотачивается на деталях внешнего мира: он замечает засыпанный крупой (новогодняя традиция засевания) вход в дом, который называет дырой. Герой сам будто на миг рождается на свет, чтобы снова уйти в мир грёз, где встречаются все поэты. Лирический герой упоминает романтиков, к которым он по мироощущению относился, — Байрона и Эдгара По.

Он не называет по имени ни женщину, ни детей (своих или чужих – не важно).

Герой совершенно выпал из реальной истории, он оторван от мира, даже не знает, какое нынче тысячелетие. Его страх перед реальностью передаётся в образах того, как он от мира заслоняется: надевает кашне, заслоняется ладонью, кричит через фортку. Просторечные формы (фортка, проторить, невдомёк, глянет) подчёркивают обычность поэта в быту.

6 стр., 2850 слов

Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя

... лирики определялся мотивами ожидания Встречи и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан прежде всего с мотивами погружения в жизненные стихии, или, используя формулу самого Блока, «мятежа лиловых миров». ... лирики Блока «стихотворным молитвенником»: в нем нет событийной динамики, герой ... Блока образ ... Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом издании (в форме лирического ...

Мир грёз позволяет герою также путешествовать в ущельях Кавказа, в закрытых и охраняемых помещениях для изготовления и хранения оружия.

В последнем стихе лирический герой сравнивает истинную жизнь творца с дрожью Лермонтова, с погружением губ в вермут. Таким образом, в последних двух строчках происходит синтез мира внешнего по отношению к лирическому герою (губы в вермуте) и внутреннего (дрожь Лермонтова).

Этому поэту Пастернак посвятил книгу «Сестра моя, жизнь».