Помгите пожалуйста придумать Великий Шёлковый путь можно не много но

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

Карта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

  • южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
  • северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

16 стр., 7991 слов

Культура Китая Древность и средневековье

... событий, так в I тыс. до н.э. возникли летописи. 2. Китай в эпоху Лего и Чжаньго. История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего ... тыс. до н.э.) пришла на смену Яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда ...

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

Факторы эволюции Великого шелкового пути.

Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь в период зрелого феодализма, с 11 в., в Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.

Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.

Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно б о

льшим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути.

В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети 6 в., империей Чингисхана во второй четверти 13 в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети 14 в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.

До 3 в. н.э. почти вся Евразия контролировалась четырьмя региональными империями – Римской (Средиземноморье), Парфянской (Ближний Восток), Кушанской (Индия, Афганистан, Средняя Азия) и Ханьской (Китай).

Хотя между ними шла борьба за контроль над ключевыми пунктами торговых путей (например, за Армению между римлянами и парфянами), в целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империя распались на многие враждующие друг с другом государства. Период ухудшения функционирования Великого шелкового пути продлился до 6 в., когда в Евразии снова начали формироваться сильные региональные державы.

13 стр., 6202 слов

Караханидский каганат

... среднеазиатской и казахской медиевистики. Отдельной монографии, посвященной именно культуре государства Караханидов к сожалению нет. В основном все ... в 955 году, ислам был объявлен государственной религией каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в ... (примерно после 943 года), исламизация происходила мирным путем через культурное влияние саманидского государства. В кашгарских преданиях ...

Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали различные кочевые племена (гунны, авары, огузы и др.).

Во второй половине 6 в. самое сильное из них, племя тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь. В 570–600 Тюркский каганат объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь локальные сегменты пути.

На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (7 – первая половина 8 вв.) многие называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

  • Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
  • Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
  • Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

6 стр., 2542 слов

Великих полководцев

... даже 68 Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса План 1.Творческий путь великого гения 2.Общее описание картины 3.Анализ полотна 4.Обобщающий вывод 68 Сочинение по картине Вратарь Григорьева Сочинение по картине Вратарь ...

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок. Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной. Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.

14 стр., 6839 слов

Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...

... прак проблем формирования, и культуры в РФ. Цель работы следующие дать о правовой культуры в теории ; рассмотреть ф и значение культуры, ее соотношение с элементами правовой общества; охарактеризовать правовой культуры общества; освятить правового ...

Ответ оставил Гуру

История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется «шелковым” из-за предмета торговли. А „великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как “Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.

В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии.

Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.

Однако было бы неправильным считать, что эти два пути были постоянными. Они несколько менялись в зависимости от между­народной политической обстановки. Но в целом маршрут пути оставался стабильным.

V/ Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства. В середине I в. до н.э., по данным китайских источников, первый караван с шелком направился в западные страны. Вслед за этим пошли в Китай караваны с различным товаром из восточных и западных стран, с берегов Средиземного моря, из Ближнего и Среднего Востока, из стран Средней Азии.

Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах. Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря Великому Шелковому пути.

Хотя шелк распространялся во всем мире, секрет его изготовления китайцами держался в великой тайне. Тем не менее нашлись смельчаки, которые сумели этот секрет выкрасть. Коконы шелкопряда вывезли из Китая в тростниковом камыше и в волосах женщин. Таким образом, уже в начале нашего века шелк стали возделывать в Византии и Согде. В последней стране его стали возделывать в таком количестве, что Согд стал конкурировать с самим Китаем. Так, в некоторых китайских городах существовали их торговые колонии. А последняя точка Шелкового пути заканчивалась в древней столице Японии — в городе Нарга, где находились торговые точки по продаже шелка. Главным доказательством этого является сохранившаяся в местном монастыре рукопись, написанная на согдийском языке. Затем шелк стали производить в Японии и на Кавказе. Так, благодаря Великому Шелковому пути секретами производства шелка овладели во всем мире.

6 стр., 2710 слов

Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

... он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран — Шекспир, ... ко всече-ловечности (9; 399). Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе ... этих вопросов. Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической лите­ратуры на ...

Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предме­тами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами.

На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Так, прекрасная деревянная скульптура девушки-танцовщицы была найдена в Пенджикенте.

Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. В городищах Тараз, Баласагун, Испиджаб при раскопках были найдены остатки жилищ, монастырей, которые были местом собрания людей разных религиозных конфессий. И хотя они исповедовали разные религии, но в области культуры осваивали ценности чужих культур, развивались вместе. Они состязались между собой в мастерстве изготов­ления предметов культуры, произведений искусства. И тем самым вносили свою лепту в развитие всемирной культуры. Один из поэтов того времени написал такие стихи о том, какой народ чем славен:

Оцени ответ

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

5 стр., 2253 слов

По истории физической культуры и спорта : «История развития художественной ...

... развитие спортивной школы. Но уже через несколько месяцев после окончания войны создается Всесоюзная секция художественной гимнастики. Историю советской гимнастики ... Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Эта ... путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного ...

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

  • получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
  • возникло международное разделение труда;
  • происходил обмен ресурсами и капиталами;
  • укреплялись культурные связи;
  • возникло множество богатых городов;
  • развивалось международное торговое законодательство;
  • возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.