Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

  • Контрольная работа Роль А. С. Пушкина в русской литературе 250 руб.
  • Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

    Золотой век русской культуры — это прежде всего Пушкин — начало и вершина Золотого века, явление русской и мировой культуры. Именно с Пушкина и благодаря его влиянию на все виды творчества Россия вышла на уровень мировой культуры и превзошла его. Он не только гениальный поэт, запечатлевший в прекрасных поэтических формах русского человека. Пушкин — создатель совре­менного русского литературного языка, который и сегодня может считаться эталоном. Благодаря Пушкину был преодолен тот разрыв, который существовал между «верхами» и народом, между культурой и народом. С него самого русское чтение стало достоянием всех дворян и простых людей, и детей и взрослых.

    Пушкин был та звезда, на которую ориентировались, свет которой вдохновлял литераторов, художников, музыкантов. Очень характерны в этом отношении горестные слова Гоголя. Получив в Италии печальную весть из России о гибели поэта, Гоголь писал П.А. Плетневу в Петербург: «…Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не пред­принимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы…» (6; 597).

    Место и роль Пушкина в истории русской культуры, истории России вообще наиболее точно охарактеризовал В.О. Ключевский. Этот выдающийся историк ставит рядом две «знаковые» фигуры в истории России: Петра Великого — императора и А.С. Пушкина — поэта. Петр I сумел разглядеть мощные материальные и духовные силы, таившиеся и невостребованные в Руси, и начал с первых, призвав на помощь технические знания Запада, обеспечил России международную и политическую мощь, «выдвинул Россию в семью европейских держав и народов». Такую же роль в отношении духовной жизни России сыграл Пушкин. Поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтиче­ским содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело» (7; 311).

    2 стр., 762 слов

    Значение Пушкина для России и русской культуры

    ... Александра Сергееви­ча Пушкина для России и русской культуры. Несо­мненно, ... мировой нацией. По­тому и сказал про Пушкина Тютчев: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. И завершить свое сочинение мне хочется словами: “Настоящее царство Пушкина ... стал несравнимой величиной. Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие ис­тинных поэтов именно ...

    Ключевский подчеркивал глубокую народность Пушкина. Эту народность он видел не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в том, что во взглядах поэта на жизнь, во всем складе его мировоззрения впервые обозначился духовный облик русского человека, в особом образе его мыслей и чувствова­ний. В поэзии Пушкина образно и ясно отразилась эта физиономия русского народа. Это народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примири­тельный (8; 312).

    Другой великий русский — писатель Федор Достоевский выде­лял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран — Шекспир, Сервантес, Шиллер и т. д. не обладали такой способностью всемирной отзывчивости, как Пушкин. В этом свойстве Пушкинской поэзии отразилась главнейшая способность нашего народа. Всемирная отзывчивость поэта нашла свое глубокое воплощение в его произведениях и образах из жизни других народов и всех времен («Фауст», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пир во время чумы», «Египетские ночи» и т. д.).

    И в этой изумительной способности — пророческий смысл Пушкина и его творчества. Именно в этом более всего выразилась народность его поэзии, сила духа русского народа в его стремлении ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399).

    Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным традициям. Это стало одной из главных основ расцвета литературы и искусства, одной из их сильных сторон. Уже в первой половине XIX в. идет постепенный переход от классицизма, сентиментализма, отвлеченности через кратковременное увлечение романтизмом к реализму, к проблемам реальной жизни. Этот переход происходил во всех сферах художе­ственной культуры. Раньше и быстрее он совершался в литературе. В литературу и, прежде всего, в поэзию все более широко врывается живая жизнь. От «чувствительных» романов и повестей второй половины XVIII в., заполнивших книжный рынок, являвшихся развлекательным чтивом, в начале XIX в. в литературе все явствен­нее намечается поворот реальной жизни.

    Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Михаил Лермонтов.

    Символами литературы этой переходной эпохи стали Чацкий, Онегин, Печорин. Это герои безвремья, поднявшиеся над окруже­нием и не понятые им (10; 74).

    Постепенно реализм становится высшей задачей литературы и искусства. Социальный роман стал господствующей формой литературы. Одной из характерных и сильных сторон такого романа было философское осмысление нравственных проблем жизни, человеческих отношений. Литерату­ра освобождается от исключительного служения высшему классу. Скоро она становится потребностью читателя из других обществен­ных слоев. Круг таких читателей, по мере развития образования, все более расширяется. Литература становится трибуной, с которой выносятся на суд общественности больные вопросы жизни россий­ского общества.

    2 стр., 661 слов

    ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ ( РАЗМЫШЛЕНИЕ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА)

    ... сказанных словах?» — зак­лючает Ф. Достоевский. Проникнутый безграничной любовью к русскому народу, Ф. Достоевский тщательно записывает подлинные истории о доброте, ... кто сидит в озере. И только добрая улыбка побеждает «вра­га». Мне кажется, нынешнее время с безжалостными заказ­ ... меня!» «Жизнь по сердцу» в понимании героини романа и са­мого Л. Толстого создает открытость души русского чело­века ...

    Вслед за Пушкиным и под его духовным влиянием выступил Н.В. Гоголь с его «Мертвыми душами», «Ревизором» и другими произведениями, в которых была представлена неприглядная кар­тина некоторых сторон жизни России. И сегодня не устают цити­ровать, к месту и не к месту, гоголевские слова, что беда России — плохие дороги и дураки. И очень редко вспоминают другие слова, выражавшие веру писателя в великое будущее России, в ее народ:

    • «Еще пройдет’десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (11;
    • I;
    • 97).

    Россия в XIX в. подарила миру такие великие имена, как Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Тургенев, Грибоедов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Островский, Чехов, Горький, Успенский. В произведениях великих русских писателей нашли глубокое отраже­ние все пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Не осталось ни одного уголка российской жизни, который не был бы охвачен литературой. И что еще харак­терно: классики беспощадно критиковали все, что было темного в стране, но делали это, любя Россию, веря в ее народ.

    Расцвет русского классического романа в 60—70-е годы связан прежде всего с именами Достоевского, Тургенева, Толстого. Главная тема произведений Ф.М. Достоевского — боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. В романах «Униженные и оскорб­ленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подро­сток», «Братья Карамазовы» глубоко раскрываются нравственные проблемы взаимоотношений людей, столкновение сильных само­бытных характеров, одиночество человека в чужом и безжалостном мире.

    В художественных произведениях, публицистике и философ­ских работах Достоевский постоянно возвращается к проблеме исторического предназначения русского народа, к его всечеловеч-ности, всеотзывчивости и всепониманию. В «Дневнике писателя» (12), над которым он работал с перерывами ряд лет, представлено многообразие тем: политика, религия, проблемы воспитания и образования, интеллигенция и народ и многое другое. Но в конеч­ном счете, это всегда глубокие размышления о России и ее народе. Это дало основание известному русскому философу Н. Бердяеву говорить, что Достоевский является наряду с Пушкиным одним из тех гениев, которые выражают дух народа (13; 81).

    В прекрасных романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» встает картина переломного вре­мени в жизни России. Выведены новые для русской литературы герои — разночинцы и демократы. И грусть по уходящей эпохе, и тревожное ожидание нового, не очень ясного грядущего. Тургенев представил нам русских женщин, самоотверженных и духовно красивых. В его «Записках охотника», как ранее ни в одном другом произведении русской литературы, даны образы русских крестьян, их высокая нравственность и одаренность.

    1 стр., 417 слов

    Русский язык, Литература, выпускное , 11 класс, Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.,

    ... Как работать над речевым оформлением сочинения Задания Часть II. Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год Тематическое направление №1. «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) ...

    Главное содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» — судьбы народа и страны. В романах «Анна Каре­нина», «Воскресение», в других произведениях — жизнь русского общества 70-х годов. Автор показывает крушение традиционных моральных устоев под натиском наступающей буржуазной эпохи. Пушкин, Достоевский, Толстой оказали огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Их произведения остаются и сегодня самыми читаемыми не только в нашей стране.

    А.Н. Островский, В.Г. Белинским.

    Уже в начале века начинает меняться и отношение читающей публики к литературе: из предмета развлечения и отдыха она стала сферой поиска ответов на жизненно важные вопросы, будила мысль и споры вокруг этих вопросов.

    Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической лите­ратуры на все времена: гуманизм, сострадание к человеку, высота нравственных идеалов, пристальное внимание к больным вопросам народной жизни, транснациональный, вселенский характер русской литературы. На русской классической литературе — детище XIX в. — воспитывались все последующие поколения россиян. Вобрав в себя духовные достижения русского и других населяющих Россию народов, русская классика стала яркой, богатейшей и неповторимой частью мировой литературы.

    Факты биографии

    Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

    В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

    В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

    В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

    • «Кавказский пленник»
    • «Бахчисарайский фонтан».

    Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

    4 стр., 1661 слов

    Литература народов России

    ... культуры каждого из народов России. Многонациональная поэзия России вслед за поэзией русской стремилась глубже постигать жизнь и была в лучших своих образцах реалистической. Среднеазиатские литературы и литературы народов Кавказа, как ... Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район), в семье сельского учителя. В 13 лет остался сиротой. Батрачил, работал на золотых приисках. Писать начал в 1902г. В ...

    В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

    В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

    • «Повести Белкина»,
    • «Маленькие трагедии»,
    • «Сказка о попе и его работнике Балде».

    В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

    Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

    1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

    Значение писательской деятельности

    Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

    Новаторство Александра Пушкина

    это любовь, поиск смысла жизни, искусство

    Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

    Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

    это «Я помню чудное мгновение»

    В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

    3 стр., 1427 слов

    А.С. Пушкин — великий русский поэт / Пушкин Александр Сергеевич

    ... обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит ... говорила» уму и сердцу. В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, работал над прозой, выступал ... народа, от средств массовой информации. «Иные, лучшие, мне дороги права; иная, лучшая, потребна мне свобода...». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт ...

    Трагедия «Борис Годунов»

    Трагедия написана в 1825 г., когда в стране нарастает нестабильность, наступает своего рода смутное время.

    Пьеса названа трагедией. Почему? Потому что происходит национальная катастрофа. Сначала в виде фарса: Борис не хочет царствовать, а народ его уговаривает, причем делает это равнодушно по сути – ему все равно, кто будет править Россией. Баба бросает наземь ребенка, чтобы плакал, а мужики трут глаза луком, изображая слезы. Каждый знает, что от воли народа ничего не зависит, но каждый играет ту роль, которую ему навязывают. И «избирает» царя не народ, а толпа. Народ в трагедии – это летописец Пимен и юродивый Николка, которые живут в ладу с нравственными законами. Только Пимен может сказать такие слова:

    О, страшное, невиданное горе!

    Прогневали мы Бога, согрешили:

    Владыкою себе цареубийцу

    Мы нарекли.

    безмолвствует

    Умирающий Пушкин. Рисунок Нади Рушевой

    Образ Пугачева

    Емельян Пугачев, как и Григорий Отрепьев, — самозванец, но у него совсем другое намерение: он стремится к московскому престолу, чтобы стать «народным» царем. Но эта его благородная по сути цель изначально обречена, так как реализуется безнравственными и жестокими способами. Пушкин долго работал над этим образом: изучал архивы, ездил по Уралу в поисках очевидцев тех событий, собирал факты. Так появился его труд «История Пугачевского бунта». Но личность Пугачева не перестала его волновать, и он пишет повесть «Капитанская дочка», в которой создает художественный образ Пугачева, далекий от прототипа. Казалось бы, для чего? Ведь создан исторический труд, опирающийся на факты… Но, как мы говорили выше, Пушкин стремится не только осмыслить голые факты и события, но рассмотреть их в историческом контексте. Личность человека никогда не развивается прямолинейно, это очень важно. Для Пушкина важным было понять причины взлета и падения Пугачева.

    Безусловно, это сильная личность. Человек незаурядный: умный, широкий, проницательный. Он может быть и добрым. Но во имя чего он пошел на пролитие крови и на массовые убийства? Сам Пугачев отвечает на это вопрос просто: «Воли мне мало». Ему кажется, что вот царь-то и есть абсолютно свободный человек. А если так, то такой свободный народный царь и народ может сделать свободным. Это ложная цель и ложный путь, поэтому Пугачев и погибает. Но именно этот идеал любит народ, поэтому и пошел за ним.

    В повести «Капитанская дочка» показан не только народный идеал царя, но и те представители народа, которые живут по высокому нравственному закону: «Не в силе Бог, но в правде».

    10 стр., 4533 слов

    Образ вождя народного восстания пугачева. пугачев предводитель ...

    ... эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, ...

    Лицеисты Пушкин и Пущин. Рисунок Нади Рушевой

    Отправляя Петрушу на службу, его отец говорит ему в напутственном слове: «Береги честь смолоду». И Петр Гринев ни разу не нарушит этот принцип, даже перед лицом смерти. Так же поступают капитан Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, жена его… А Маша Миронова, «трусиха», которая теряла сознание от звука пушечного выстрела в честь именин маменьки, настолько презирает предателя Швабрина, что готова лучше умереть, чем выйти за него замуж.

    В этой повести Пушкин осмысливает народные морально-нравственные нормы, которые многие и до него, и после него не только отрицают, но и осмеивают, считая их устаревшими. Но для Пушкина они являются проявлением высшей нравственности.