Обращаться с языком кое как значит и мыслить кое как

Обращаться с языком кое-как — значит и осмыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. / Писатель А.Н. Толстой

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.

Уже во времена Киевской Руси, в X—XII веках, он был распространен на. огромной территории. На этом языке уже тогда писали литературные труды усердные монахи, лишь изредка ставившие свое имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван IV Грозный, и сосланный на Север Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум. На нем сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты XI—ХV веков, свои деловые письма простые жители Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска. Русский язык выстоял в годы смут и разорений. Рядом с книжной письменной литературой на Руси издавна бытовало огромное количество изустных преданий. Подобно весенним побегам, прорастают старинные русские мелодии в музыкальной классике — в симфониях и операх Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского.

Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Они когда-то слагались в курных избах, при свете лучины, в лесной глуши. В фольклоре отразились и ум народа, и его историческая память, и его мечты. Не была отгорожена стеной от фольклора и русская письменная литература, хотя она развивалась в достаточной степени самостоятельно. Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал в себя две стихии — стихию просторечия, повседневной русской речи, и стихию церковнославянского языка, пришедшего на Русь из Болгарии после принятия христианства вместе с церковными и светскими книгами. От церковнославянского языка шла торжественно-величавая, витийственная нота в литературе, благодаря ему возникло обилие синонимов, обилие оттенков, родилось много слов с отвлеченным значением. Так сложился один из богатейших по лексике языков мира — свободный и гибкий по синтаксису, с обилием гласных, придающих ему особую плавность и певучесть, с редкостной красотой словаря.

9 стр., 4174 слов

«Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской ...

... народно-литературного стиля литературного языка Киевской Руси на примере «Слова о полку Игореве». Язык собственно литературных произведений киевского периода иначе может быть назван народно-литературным типом древнерусского литературно-письменного языка (В. В. Виноградов). В памятниках этого типа старославянские ...

Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят только чудесные народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарем земледельца. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной лингвистики, находил в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Русский язык достоин любви и пристального изучения. Л. Н. Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

Вначале было слово. Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идет к упадку, к упадку идет и язык. Слова используются, чтобы скрывать, а не прояснять: город «освобождают», уничтожив его; обнищание народа — суть «перестройки».

Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Рустамова Гульфия Камилевна

город Набережные Челны

Здравствуйте, уважаемый Алексей Николаевич!

Сегодня мы наблюдаем неприглядную картину: с нашим языком обращаются не просто «кое-как», а скорее «варварски». Я и мои коллеги отмечаем падение интереса школьников к языку, низкий уровень грамотности и речевой культуры. У большинства современных детей убогая, бедная речь, недостаточный запас слов. Алексей Николаевич, гимназисты вашего времени не употребляли такие слова-паразиты, как «типа», «это самое», «как бы». Вы, возможно, придете в смятение, услышав современную речь, изобилующую варваризмами. Например, в наш язык прочно вошло слово креативный, но чем плох его русский аналог-творческий, созидательный. К нашему стыду имеются люди, которых ничуть не смущает ужасающее, нелепое «евошнего» или «ихнего». Сразу на ум приходит высказывание А. П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».

Алексей Николаевич, вы спросите, как же так произошло, что мы находимся в таком жесточайшем кризисе? Причин много: это и засилье, а вернее оккупация западной культуры и как следствие отторжение всего русского, родного; излишняя увлеченность интернетом; низкая читательская активность; безграмотность некоторых представителей СМИ. А ведь не секрет, что у нас есть бесценное наследие-это творения наших классиков, откуда можно черпать несметные сокровища. Так, к примеру, Н. Сладков в одном из своих произведений, описывая грабеж кабаном бурундуковой кладовой, называет расхитителя следующими словами: «верзила, грабитель, обжора, жестокий разбойник». Автор, подбирая наиболее точные выражения, сумел дать не только отрицательную оценку «преступнику», но и передать легкую иронию.

6 стр., 2937 слов

Женские образы в лирике Николая Алексеевича Некрасова

... образ русской женщины-страдалицы, любящей матери и влюбленной особы необходимо раскрыть несколько образов женщин в лирике Н.А. Некрасова. 1.2 Образ матери в лирике Николая Алексеевича Некрасова Образ ... в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих. В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин ... горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных ...

Красоту, гибкость нашего языка иллюстрирует и то, как поэты и писатели по-разному раскрывают образ подснежника. Г. Троепольский называет этот цветок «крохотной каплей голубого неба, первовестником радости и счастья», И. Бунин использует метафору: «И смотрят, весело синея, в кустах подснежников глаза». Но мне больше всего импонирует отрывок из произведения К. Паустовского: «Белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине». Писатель в этом отрывке использует различные изобразительно-выразительные средства, но мое внимание привлекло применение слова «позванивал», а не звонил. Получается, что звук был слабый, легкий, едва уловимый. Когда-то Паустовский очень точно подметил: «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть…слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать». Я, конечно, согласна с этим мнением и считаю, что это с полным правом можно отнести и к прозе.

Может сложиться впечатление, что выхода нет. Но мне кажется, что не стоит отчаиваться, так как «дорогу осилит идущий». Мы, учителя, должны объединить свои усилия и постараться уберечь язык от всего наносного, вредного. Вы спросите, каким образом? У каждого педагога свои рецепты исцеления, на мой взгляд, нужно продолжать знакомить учеников с наилучшими образцами бережного обращения с языком, усилить контроль над СМИ, интернетом. Я советую ученикам пользоваться памяткой «Культура речи». Свое письмо, Алексей Николаевич, я хочу завершить отрывком из стихотворения В. Шефнера «Устная речь» и смею надеяться, что этот призыв многие услышат:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Не скудела в наши дни.

Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Рустамова Гульфия Камилевна

город Набережные Челны

Ч.Айтматову принадлежат слова: « Я хочу, чтобы человек, которого я люблю, не боялся открыто любить меня. Иначе это унизительно». На первый взгляд эта фраза может показаться обычной, скорее даже тривиальной. Но это только на первый взгляд… Меня она заставила о многом задуматься. Например, если человек любит по-настоящему, неужели ему присущ страх? Я думаю, что настоящему чувству ничего не страшно. Вспомним Ромео и Джульетту. Если присутствует боязнь, может это вовсе и не любовь, а что-то другое.

Проблема, на мой взгляд, заключается в другом: в неумении показать свои чувства, выразить их. Мужчины порой стесняются насмешек со стороны товарищей или коллег. Но не стеснялись ведь они в детстве и открыто любили своих матерей, куда всё это исчезает.

Может быть, злую шутку играют с нами ложные представления о мужественности, которой якобы присущи сдержанность и грубость. В связи с этим вспоминается образ Базарова.

4 стр., 1709 слов

Урок по русскому языку «Слово в речевом общении ( антонимы, ...

... слова, необходимые в развитии нашей речи, в общении. Какова же будет тема нашего урока. ( Слова в речевом общении) Слайд 1 Цель:(Выяснить какую роль в речи играют синонимы, антонимы и омонимы) ... зарисовки, изложения, сочинения и др.) Какой вид работ наиболее трудный для вас? (сочинение, изложение, словесная ... нужно изучать, любить и беречь родной язык? - Какую тему мы с вами изучаем? Откройте учебник ...

А может быть, всему виной сами женщины и девушки, положившие всё на коммерческую основу. Любовь представителей противоположного пола зачастую измеряется каратами, ценностью меха, дороговизной и престижностью модели автомобиля. Этот список можно продолжать до бесконечности. Идёт строгий кастинг. А что же делать, к примеру, юноше – студенту? Современные девушки уже не довольствуются походом в кино или прогулкой в парк. Они требуют приглашения в модный клуб, ресторан или кафе, а это немалые деньги. Вы можете возразить, идёт как в природе естественный отбор, но простите, какое это отношение имеет к чувствам. Никакого.

А иногда мы ненароком брошенным словом или фразой можем отбить вообще какое-либо желание проявлять свои чувства. В связи с этим мне вспомнился один случай, произошедший с моими дальними родственниками. Муж на первую годовщину свадьбы жене подарил шикарный букет роз, а она закатила скандал за то, что он потратил такую большую сумму из их бюджета. Мужчина не только от обиды напился, но и поклялся, что больше никогда в жизни не будет делать ей никаких подарков. И, к сожалению, слово своё сдержал.

Мне кажется, что истинное чувство не имеет преград, в том числе и страха. Оно просится наружу: о нём хочется петь, кричать. А унизительно всё остальное, не связанное с настоящей любовью. Поэтому я бы позволила себе смелость переделать фразу Ч.Айтматова: «Я хочу, чтобы человек, которого я люблю, умел открыто показать свою любовь. Иначе это унизительно».

Эссе «И сердцем всем, сын горца, я привык считать родным великий тот язык»

Эссе «И сердцем всем, сын горца, я привык считать родным великий тот язык»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Величие русского языка, его неисчерпаемые богатства и выразительные возможности признаны во всем мире, он считается одним из самых замечательных языков и в то же время одним из самых трудных. Русский язык требует особенно серьезного, вдумчивого отношения: пользоваться им нужно умело.

Как говорил великий русский писатель А.Н. Толстой: «Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Эти золотые слова заставили меня задуматься. Ведь язык – это не просто звуки, в нем труд, шум лесов, цветение поля, волны радости народной. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, но мысли наши формулируются языком.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и подчас забываем, что литература – искусство слова.

Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении. Ведь русский язык – золотой ключ к достижению всей мировой культуры.

2 стр., 838 слов

Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово». : ...

Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный, так как он даёт возможность русскому народу выражать любые мысли и чувства, причём не одним, а многими способами. Через язык ... русском языке свыше 250 млн. человек. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка ...

Недаром, считая русский язык важнейшим средством приобщения к достижениям культуры и подчеркивая его неисчерпаемое богатство, Шигабутдин Марджани писал: «Чем глубже копаешь золотоносную гору, тем больше извлекаешь руды. Русский язык подобен этой горе».

В русском языке одухотворяется весь русский народ и вся его родина. В нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук, небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы… Но в светлых, прозрачных глубинах русского языка, отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

Русский язык я учу за то, что он красив, певуч, выразителен. С русским языком можно творить чудеса. Великие русские писатели такие, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю. Лермонтов и др. искусно использовали наш богатый язык в достижении совершенства в художественном воплощении мысли, нашли такие слова, которые заставляют наше воображение живо рисовать картины природы, мир чувств литературных героев, их портреты, поведение. Как сказал К.Г.Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Русский язык надо любить как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я разговариваю на двух самых красивых в мире языках. Родной язык мне дорог, он мой, на нем впервые довелось услышать лепет птиц. Но, как родной, люблю язык я русский. На нем мир открылся мне.