По рассказу суконный язык

Текст для сочинения ЕГЭ по рассказу В.Б. Ардова «Суконный язык»

Проблема отношения к языку, речи (Как влияет на речь чрезмерное использование канцелярских конструк­ций?)

Автор высмеивает чрезмерное употребление канцеляр­ских слов и оборотов, которое приводит к «порче язы­ка»

С товарищем Сугубовым С.К. впервые я встретился, когда поступил на работу в союз потребительских обществ. Сугубов С.К., сладострастно кряхтя, что-то писал в течение четырех часов кряду.

После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и вы­сокомерно обратился к машинистке:

  • Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разрядку. «Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.

Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя:

— «Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запя­тая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими орга­низациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие фак­торы. »

  • Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка?

— Точки не будет. Пишите. Точка будет завтра, когда я допишу вто­рую половину этой докладной записки. Пишите: «озабочивающие нас встречающиеся противоборствующие течения запятая представляющие собой. » — Написали? — «. собою устаревающие формы запятая во­площающиеся. »

  • Через некоторое время после моего ухода со службы я встретил на бульваре Сугубова:
  • Ну, как у вас в потребительском союзе? Все по-прежнему?
  • Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю.
  • Неинтересно.

Простору нет в работе. Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.

На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал:

  • Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угодно ли: мое творчество.

И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано:

6 стр., 2593 слов

Презентация к урок «Учимся писать по тексту художественного стиля»

... интерьер и т.д.  Функция убеждения в художественном стиле вторична. Как увидеть автора в тексте художественного стиля? C формулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей ... ( Иногда автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», формулируя ...

О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произра­стающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вы­рывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.

Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым про­изошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена ста­тья, которая начиналась так:

«Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волную­щими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его за­мысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее гро­мыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. »

До точки нельзя было прорваться никак.

  • Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве.

И точно: под статьею значилось: «С.К. Сугубов».

Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках сверну­тый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки.

  • Где вы теперь? — спросил я.

Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рек­ламный плакат с изображением повара, который на плакате был обло­жен следующим текстом:

«Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, счи­тающими, что наш суп № 718/Щ 44, являющийся укрепляющим и об­легчающим. » и т.д.

  • Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.

Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих ус­пехах.

Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запре­щающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и стро­го разделяющий.

Литературный практикум по рассказу «Суконный язык»

Виктор Ефимович Ардов

Русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист.

Родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец», писал комедии, монологи для эстрадных артистов. С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом Красной звезды.

3 стр., 1347 слов

По картине Васнецова Виктора Михайловича «Баян» для 9 класса

... Второй вариант Виктора Михайловича Васнецова современники запомнили как трудолюбивого жизнерадостного человека. В творчестве он отдавал предпочтение полотнам, созданным по сюжетам древнерусских летописей и сказаний. На переднем плане картины «Баян» изображен ...

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам, теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам».

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме №17 на. Большой Ордынке. В их числе И А. Бродский, АМ. Солженицын, М. М. Зощенко, БЛ. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г.Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934-1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Умер в Москве в 1976 году.

С товарищем Сугубовым С. К. впервые я встретился, когда поступил на работу в союз потребительских обществ. Сугубов С. К., сладострастно кряхтя, что-то писал в течение четырех часов кряду.

После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и высокомерно обратился к машинистке:

  • Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разряд

Ку. «Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.

Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя:

— «Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запятая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими организациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие факторы. »

  • Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка?

— Точки не будет. Пишите. Точка будет завтра, когда я допишу вторую половину этой докладной записки. Пишите: «озабочивающие нас встречающиеся противоборствующие течения запятая представляющие собой. » — Написали? — «. собою устаревающие формы запятая воплощающиеся. »

  • Через некоторое время после моего ухода со службы я встретил на бульваре Сугубова:
  • Ну, как у вас в потребительском союзе? Все по-прежнему?
  • Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю.
  • Неинтересно.

Простору нет в работе. Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.

На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал:

  • Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угод

Но ли: мое творчество.

И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано:

О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.

8 стр., 3726 слов

Причастия и деепричастия в системе частей речи русского языка

... обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин “деепричастие” возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его ... противны». При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они «приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или ...

Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым произошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена статья, которая начиналась так:

«Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волнующими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его замысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. »

До точки нельзя было прорваться никак.

  • Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве.

И точно: под статьею значилось: «К. С. Сугубов».

Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках свернутый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки.

  • Где вы теперь? — спросил я.

Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рекламный плакат с изображением повара, который на плакате был обложен следующим текстом:

«Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, считающими, что наш суп № 718/Щ 44, являющийся укрепляющим и облегчающим. » и т. д.

  • Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.

Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих успехах.

Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запрещающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и строго разделяющий.

(По рассказу «Суконный язык»)

1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте,

2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.

3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.

4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.

Понятие о причастии

Роль причастий в речи

10-й класс

(2 часа)

Цель: систематизация сведений о причастии.

В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие – это форма глагола (Н.М. Шанский и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.).

Попытайтесь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия – это особая форма глагола, т.к.:

  • по действию;
  • причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;
  • причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.;
  • от прилагательных образуются наречия;
  • прилагательными могут быть сложные слова.

2) Причастия – это особая часть речи, т.к.:

14 стр., 6800 слов

Прилагательное — моя любимая часть речи

... сочинение в двести восемьдесят и более слов. Из них сто двадцать и более существительные. И только попробуйте сказать, что без существительных нам можно прожить. Часть речи: Прилагательное ЛЮБИМЫМ слово ... разбора «Любимый» (причастие) Значение слова «любить» по словарю С. И. Ожегова Быть довольным тем, что нравится, что ... языке семь падежей, все они отвечают на разные вопросы и благодаря им каждый ...

  • признак предмета по действию;
  • причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.

Определите смысл названия термина, опираясь на грамматическое значение причастия.

Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.

Из Толкового словаря В.Даля:

Причастье – участье, прикосновенность, сообщенье, сродство, соотношенье, сопричастие, связь, зависимость…

Грамматическая часть речи, причастная глаголу.

Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоанна Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.

Шанский Н. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.

II. Работа с текстом

  • Чтение, запись текста.

Очарованность красотой и многообразием мира – характерная особенность поэтики Н.С. Лескова. «Жизнь нередко строит такие комбинации, каких самый казуистический ум в кабинете не выдумает», – говорил он. Царство случайного – это стихия непознанного и непознаваемого в жизни и судьбе человека, и Лесков-художник действует в согласии, в союзе с нею.

(фрагмент статьи учебника по литературе для 10-го класса под ред. Ю.В. Лебедева).

  • Определите тему текста.
  • Назовите ключевые слова, характеризующие поэтику Лескова.

Царство случайного, праведники.

  • Вспомните созданные писателями-классиками образы праведников.

Лукерья из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»; Матрена, рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

поэтика, казуистический.

Поэтика – художественный мир, индивидуальный стиль писателя.

Казуистический (ум) – изощренный, изворотливый.

лесковский

Имена прилагательные, обозначающие принадлежность и образованные от собственных имен лиц, пишутся со строчной буквы, если они имеют в своем составе суффикс -ск- . (Розенталь Д.Э. и др . Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999. С. 17)

(Неморфологический, другое название – лексико-грамматический способ.)

  • Придумайте необходимый контекст, в котором эти слова являлись бы причастиями. Выполните их словообразовательный, морфемный и морфологический разборы.

Не познавать > не-по-зн-а-ва-ем-ого; не познать > не-по-зн-а-нн-ого (явления) – прич., н.ф. непознанный/непознаваемый; невозвратные; действит./страдат. залога; несовершенного/совершенного вида; настоящего/прошедшего времени; м.р., ед. ч., р.п.; определение.

NB! В словах наблюдается явление апплицирования (наложения) морфем: конечной гласной а корня и глагольного суффикса -а.

14 стр., 6643 слов

Культура разговорной речи

... характеристика разговорной речи Особенность разговорных слов заключается в том, что эти слова свойственны обиходной, разговорной речи, характеризуют обыденное явление. Разговорная речь - одна из функциональных разновидностей литературного языка, она обязательна в истинной речевой культуре для ...

  • Объясните правописание не с причастиями.

согласованные

стихийное стремление, в глубоких и чистых родниках сознания.

многообразием мира, особенность поэтики, судьбе человека, его жизнь, их надежда;

  • Определите вид придаточного в последнем предложении. Подберите к нему синтаксический синоним. Объясните функционально-стилистическое различие двух конструкций.
  • идеалам, которые таятся
  • Сделайте вывод о том, какова роль причастий в речи. В каком стиле речи они чаще встречаются и наиболее уместны?

Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии. Причастия объединяют энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов)

Чаще встречаются в книжной речи.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

приставающие

! Суконный язык – невыразительная, бедная, неграмотная речь.

1 В.Ардов – писатель-сатирик Серебряного века.