Сочинение в жанре эссе. Конспект урока русского языка в 11 классе
Цель: в процессе анализа текста подвести учащихся к осмыслению жанра эссе, научить писать сочинение в жанре эссе.
Задачи:
- научить выявлять отличительные черты текста;
- закрепить умение обнаруживать взаимосвязь между отдельными средствами выразительности;
- развивать умение анализировать подчиненность выразительных средств замыслу текста;
- сформировать потребность выразить собственное мнение о прочитанном.
Оформление доски: тема, эпиграф, три определения эссе.
Ход урока
I. Слово учителя Тема сегодняшнего урока обусловлена требованиями к лингворечевой подготовке выпускника школы. У вас уже был небольшой опыт написания сочинения в жанре эссе в прошлом учебном году. Например, «Размышляя над некрасовской строкой» или «Читая стихотворения Фета». Жанр эссе помогает нам раскрыть глубокие неоднозначные темы, такие как: отношения человека и общества, человека и природы, народа и власти, помогает высказать собственные представления о нравственных основах счастья, отношении к добру и злу.
Необходимость осмысления данного жанра очевидна. Наш путь к постижению жанра мы начнем с истории возникновения эссе.
II. Доклад ученика
III. Дискуссия. Поисковая деятельность учеников. Определение жанра
Действительно, корни эссе уходят в глубокую древность, но четкого определения этого жанра в литературоведении нет. Прочтите определения, написанные на доске, выделите в них ключевые слова. Какие особенности жанра подчеркиваются в каждом из определений?
А теперь создадим собственное определение эссе. В этом определении мы отразим ответы на следующие вопросы:
Каков объем произведения в жанре эссе?
Какой должна быть тема эссе?
Что требуется от автора для создания эссе?
Какие требования предъявляются к композиции эссе?
Какие стилевые особенности должны быть в эссе?
Теперь у нас есть все необходимые черты эссе для того, чтобы создать определение. Обсуждение созданных учениками определений. А теперь соотнесите свое определение со словами А. Эльяшевича «Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира», взятыми в качестве эпиграфа к уроку.
IV. Разминка воображения Русский писатель В. Катаев говорил: «У каждого процесса творчества неповторимый чертеж, свой план, ни на что не похожий». Перед тем как обратиться к лучшим образцам в жанре эссе, проведем разминку воображения, которое потребуется нам для творческой работы. Составить кеннинги, перифразы к следующим понятиям: поэзия, язык, книги. Работаем по рядам.
Эссе жанр википедия
... причин — несколько следствий. Определение Цель эссе-определения — прояснить значение слов или понятий. Определения бывают трех видов: определения с помощью синонимов; сущностные определения, которые называют определяемый предмет, ... других предметов в данной категории; и развернутые определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. ...
Выполняя это упражнение, мы убедились, что представление мира субъективно. «Каждое художественное слово тем-то и отличается от нехудожественного, что выражает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений», – замечает Л. Н. Толстой. Но перед художником слова стоит задача создать не просто образ, а образ-понятие. Достаточно вспомнить темное царство А. Н. Островского, обломовщину И. А. Гончарова, лишнего человека в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского.
V. Анализ текста
Сейчас мы познакомимся с текстом М. И. Цветаевой «Два слова о театре». Выразительное чтение текста учащимся.
Что показалось вам неожиданным в этом тексте?
Какова тема текста? Каковы ключевые слова этого текста? Уточните с их помощью тему текста.
Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные М. Цветаевой в эпиграф?
Какой прием положен в основу композиции этого текста?
Какие слова, фразы, высказывания создают высокую экспрессивность текста?
Определите жанр текста, докажите.
VI. Домашнее задание
Дома вам нужно будет откликнуться на «Два слова…» Цветаевой и написать собственный текст на текст и, конечно, ваш текст должен содержать выявленные вами на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.
С. В. Ковалева, МАОУ СОШ № 3, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО
VI. Домашнее задание
Дома вам нужно будет откликнуться на «Два слова…» Цветаевой и написать собственный текст на текст и, конечно, ваш текст должен содержать выявленные вами на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.
С. В. Ковалева, МАОУ СОШ № 3, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО
Метки: