Урок «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5-й класс

  • Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015
  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб-методич.пособие. – М.: Дрофа, 2004
  • Цель урока:

    Задачи урока:

    • закрепить понятия «описание картины», «описание предмета»;
    • научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;
    • научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;
    • повторить правописание безударных гласных в корне слова, сложные прилагательные, непроизносимые согласные в корне слова;
    • повторить понятия «простое предложение», «сложное предложение», однородные члены предложения;
    • воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
    • расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение учащихся.

    Планируемые результаты:

    1. Предметные:

    • формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
    • совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

    2. Метапредметные:

    • умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала;
    • способность к конструированию предложений;
    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
    • умение создавать текст-описание.

    3. Коммуникативные:

    • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
    • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, работа в группе;
    • уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

    4. Личностные:

    • умение оценивать собственную речь с точки зрения общения;
    • овладение умением работать коллективно, в группе, индивидуально;
    • нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Мы с вами создали уже много собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным.

    Какой прием выразительности я использовала в речи, заменив слово «сочинение» на наше перо? (метафора)

    5 стр., 2191 слов

    Заимствованные слова в речи подростков

    ... обозначения предметов, понятий, явлений перешли к их оценке. Например, переосмысление слов аутсайдер, бум, нокаут в публицистическом стиле. 1.2 Заимствованные слова в современном русском языке Можно выделить два основных типа заимствованных слов нашего времени. ...

    Сегодня на уроке продолжим оттачивать наше перо в области сочинительства. Давайте вспомним, с какими картинами мы с вами познакомились (И.Грабарь «февральская лазурь») А какой тип речи мы использовали, когда писали сочинение? (описание).

    А экскурсовод в художественной галерее каким типом речи пользуется? (описанием)

    2. Визитная карточка

    П.П.Кончаловский, О чем это говорит?

    Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.

    Открываем учебник. Погрузиться в картину и испытать чувства и эмоции художника нам поможет музыка Петра Ильича Чайковского – вариация феи Сирени (из «Спящей красавицы»).

    Закройте глаза, представьте себе лето, сад, цветущие кусты сирени, может, кто-то почувствует ее аромат.

    3. Беседа по картине

    • Ваше первое впечатление от картины? ( Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее ).

    — Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? ( На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя .)

    • Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? ( На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная ).

    • Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. ( В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени .)
    • Какого цвета сирень в левой части букета? ( Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая )
    • Опишите сирень правой части букета. ( Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья .)

    4. Лексическая работа в группах

    1 группа . Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов

    Художник — П.П. Кончаловский, живописец, творец, он

    Сирень – цветы, букет

    Рисует – изображает, показывает

    2 группа . Составить ряд слов, которые помогут охарактеризовать предмет

    Букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;

    • Грозди: свежие, тяжелые, пышные;
    • оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;
    • Корзина: плетеная, из ивовых прутьев;

    3 группа . Раскрыть цветовую гамму картины

    Сирень: разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная

    Листья: светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные

    фон: желтовато-коричневый, желтовато – блеклый, светлый, неоднородный, размытый.

    Обсуждение .

    Попробуем описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому с помощью эпитетов: изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, пахучая, душистая, благоухающая.

    11 стр., 5317 слов

    Конспект развития речи по русскому языку «Подготовка к сочинению ...

    ... серо-коричневым оттенком впечатление прекрасная, великолепная отношение к картине наслаждаться, любоваться, восхищаться Ход урока. I . Организационный момент.Здравствуйте, ребята и учителя!Тема нашего урока (слайд 1) Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Ребята, ...

    5. Правописная подготовка

    Обратимся к правописанию слов (карточка)

    Задание №1.

    бледно(розовые) цветы, изумительный …р…мат, с…реневые, ф…олетовые и л..ловые о(тт,т)енки, бел…снежные грозди, чудес…ный букет, плетеная к…рзина, неяркий фон.

    Задание №2.

    1) В этом букете всё живет цветет и радуется.

    2) На белоснежных гроздьях играют лучи солнца и сирень выглядит особенно выразительно на неярком фоне.

    6. Составление плана

    1. Кончаловский – мастер натюрморта.

    2. Роскошный букет.

    а) Гроздья, листья, ветки, цвет;

    • б) описание корзины;
    • в) фон картины, его роль;

    3. Чувства, которые вызывает картина.

    7. Написание сочинения