Цель урока:
Задачи урока:
- закрепить понятия «описание картины», «описание предмета»;
- научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;
- научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;
- повторить правописание безударных гласных в корне слова, сложные прилагательные, непроизносимые согласные в корне слова;
- повторить понятия «простое предложение», «сложное предложение», однородные члены предложения;
- воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
- расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение учащихся.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать текст-описание.
3. Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, работа в группе;
- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
4. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения общения;
- овладение умением работать коллективно, в группе, индивидуально;
- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы с вами создали уже много собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным.
Какой прием выразительности я использовала в речи, заменив слово «сочинение» на наше перо? (метафора)
Заимствованные слова в речи подростков
... обозначения предметов, понятий, явлений перешли к их оценке. Например, переосмысление слов аутсайдер, бум, нокаут в публицистическом стиле. 1.2 Заимствованные слова в современном русском языке Можно выделить два основных типа заимствованных слов нашего времени. ...
Сегодня на уроке продолжим оттачивать наше перо в области сочинительства. Давайте вспомним, с какими картинами мы с вами познакомились (И.Грабарь «февральская лазурь») А какой тип речи мы использовали, когда писали сочинение? (описание).
А экскурсовод в художественной галерее каким типом речи пользуется? (описанием)
2. Визитная карточка
П.П.Кончаловский, О чем это говорит?
Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.
Открываем учебник. Погрузиться в картину и испытать чувства и эмоции художника нам поможет музыка Петра Ильича Чайковского – вариация феи Сирени (из «Спящей красавицы»).
Закройте глаза, представьте себе лето, сад, цветущие кусты сирени, может, кто-то почувствует ее аромат.
3. Беседа по картине
- Ваше первое впечатление от картины? ( Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее ).
— Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? ( На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя .)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? ( На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная ).
- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. ( В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени .)
- Какого цвета сирень в левой части букета? ( Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая )
- Опишите сирень правой части букета. ( Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья .)
4. Лексическая работа в группах
1 группа . Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов
Художник — П.П. Кончаловский, живописец, творец, он
Сирень – цветы, букет
Рисует – изображает, показывает
2 группа . Составить ряд слов, которые помогут охарактеризовать предмет
Букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;
- Грозди: свежие, тяжелые, пышные;
- оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;
- Корзина: плетеная, из ивовых прутьев;
3 группа . Раскрыть цветовую гамму картины
Сирень: разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная
Листья: светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные
фон: желтовато-коричневый, желтовато – блеклый, светлый, неоднородный, размытый.
Обсуждение .
Попробуем описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому с помощью эпитетов: изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, пахучая, душистая, благоухающая.
Конспект развития речи по русскому языку «Подготовка к сочинению ...
... серо-коричневым оттенком впечатление прекрасная, великолепная отношение к картине наслаждаться, любоваться, восхищаться Ход урока. I . Организационный момент.Здравствуйте, ребята и учителя!Тема нашего урока (слайд 1) Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Ребята, ...
5. Правописная подготовка
Обратимся к правописанию слов (карточка)
Задание №1.
бледно(розовые) цветы, изумительный …р…мат, с…реневые, ф…олетовые и л..ловые о(тт,т)енки, бел…снежные грозди, чудес…ный букет, плетеная к…рзина, неяркий фон.
Задание №2.
1) В этом букете всё живет цветет и радуется.
2) На белоснежных гроздьях играют лучи солнца и сирень выглядит особенно выразительно на неярком фоне.
6. Составление плана
1. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Роскошный букет.
а) Гроздья, листья, ветки, цвет;
- б) описание корзины;
- в) фон картины, его роль;
3. Чувства, которые вызывает картина.
7. Написание сочинения