По картине П.П. Кончаловского «Сирень»

Сочинение

2. подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта;

3. формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;

4. создавать условия для развития творческих способностей учащихся;

5. пространственного мышления, речи, памяти;

6. способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других, любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Новый материал.

1. Чтение учителем стихотворения М. Бекетовой «Сирень».

Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

  • Нравится вам, ребята, сирень? Посмотрите, какая

2. А вы знаете, почему она так называется – сирень? Давайте послушаем с вами одну древнегреческую легенду

Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан — бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву — сирень.

  • Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский.

3. Сообщение о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П. П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

4. Словарно-орфографическая работа.

Натюрморт – от франц. “натюр ” — природа + “морт ” — мертвый. Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

14 стр., 6556 слов

Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский дружил со многими представителями интеллигенции своего времени. Многие писатели и художники часто бывали у него в гостях. Однажды в ...

Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

5. Знакомство с натюрмортами художника.

Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П. П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще” . Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

6. Беседа по картине.

  • Сейчас я предлагаю вам рассмотреть натюрморт Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной? (Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны;
  • особенно приятно видеть такую прекрасную сирень зимой, когда за окном снег;
  • в классе стало теплее и уютнее;
  • сирень, изображённая на картине, напомнила нам о весне, о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. )
  • Прослушайте отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица” и скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?
  • Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

— Какого цвета, каких оттенков сирень? (В центре букета — большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней грозди бледно — розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно — красные грозди, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки).

  • С чем можно сравнить цветы? ( Звездочки, звоночки ).

  • Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. ( Душистая, пахучая, благоухающая. )
  • Опишите грозди сирени. ( Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые .)
  • Листочки какие? ( Листья на ветках выглядят по — разному. Внизу и вверху слева они тёмно — зелёные; в середине и справа — светло — зелёные с золотистым оттенком .)
  • С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? ( Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.)
  • Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? ( Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка .)
  • Опишите корзину, в которой находится сирень? (Небольшая корзина тёмно-коричневого цвета, верхняя часть её скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями ).

  • А почему художник выбрал для сирени корзину, банку, а не какую-нибудь роскошную, дорогую вазу? («Внимание должно быть заострено именно на прекрасном букете, а не на том, в чём он стоит» ).

    2 стр., 756 слов

    Тайна сирени (лонгрид). Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень ...

    ... своих картинах он любил изображать цветы. Самые яркие произведения П.П. Кончаловского – «Сирень в корзине», «Пионы у окна», «Всякие цветы». Особенно художник любил сирень, ей посвятил он множество картин. Художник изображал на картинах букеты сирени в ...

  • Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им ).

— Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.

Учитель читает стихотворение «Сирень» Всеволода Рождественского.

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

  • Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? (Гроздья у сирени тяжёлые, мокрые;
  • ветка росистая;
  • цветы белые, тёмно-лиловые;
  • сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь).

И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые грозди сирени после грозы, её благоухание – весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется” .

7. Составление плана сочинения

Вариант плана учитель может дать в готовом виде, но возможно и составление его вместе с учащимися на уроке. Примерный вариант плана может быть таким.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени:

1. цвет;

2. гроздья;

3. листья;

4. корзина.

III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

Итог урока.

  • Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П. П. Кончаловского.

Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

Пример сочинения учащего по картине П. П. Кончаловского «Сирень ».

Передо мной картина П. П. Кончаловского «Сирень ». Наверное, никто из художников не написал столько полотен с изображением цветов, сколько создал их П. П. Кончаловский. Самым любимым его цветком была сирень. На картине изображен свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжёлые, душистые, от них идёт ароматный запах.