«Нравственные уроки истории»

  1. Нравственные уроки истории

Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы.

Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?

События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.

Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.

А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»

И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».

Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.

10 стр., 4834 слов

Толстой Л.Н. Использование приема антитезы война и мир и преступление ...

... у всех думающих и нравственно развитых персонажей романа "Война и мир". Однако не все герои Толстого способны, осознав значимость ситуации, сплотиться с другими и образовать единство. Им ... и Элен. В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, ...

Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.

Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.

Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.

Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».