Локотская средняя общеобразовательная школа №2, Урок развития речи
в 6 классе
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода», Подготовила: Чернозуб И. В., Цели и задачи:
Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Наглядность :
-
репродукции картин русских художников о весне;
-
эпиграфы к сочинению, уроку.
Ход урока :
-
Вступительное слово учителя
Не привыкайте к чудесам –, Дивитесь им, дивитесь!, Не привыкайте к небесам,, Глазами к ним тянитесь., Приглядывайтесь к облакам,, Прислушивайтесь к птицам,, Прислушивайтесь к родникам., Ничто не повторится!
Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.
Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».
Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.
И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться., Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».
Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.
— Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?
Художник, смотрите, художник!, Пришел и сидит на пеньке., При нем голенастый треножник, И кисточка в правой руке., За ним – гаражи и помойки,, А прямо – огромный закат,, Два стройных жирафа на стройке,, Как черные тени стоят., Художник , смотрите, художник!, Сидит посреди пустыря…, Зачем – то сорвал подорожник ,, Задумался – видно, не зря!, И кто – то в квартире 200 – сотой, Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты –
Конспект «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана ...
... скромность, свою дивную красоту. На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине , называется она «Золотая осень » , а написал ее Исаак Левитан . VII. Коррекционно-развивающее упражнение с ... на переднем плане? Справа? Слева? Вдали? Какие цвета преобладают в пейзаже? Что вам особенно нравится в полотне И. И. Левитана ? Какие чувства хотел выразить художник? сочинении по этой ...
Художники ходят, слыхал».
( М. Богородицкая )
- О чем это стихотворение ?
(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)
- Что привлекло внимание художника ?
(Огромный закат)
- Закат – это явление, картина природы, не так ли?
- Что мы еще относим к картинам природы?
Если видишь: на картине, Нарисована река,
Или ель и белый иней.
Или сад и облака., Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина, Называется пейзаж.
-
Словарная работа
1) Пейзаж – изображение природы (франц.)
Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.
- Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?
2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)
Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.
Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.
-
Работа с картиной
- Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.
- как называется картина? Какое еще название можно дать картине?
Определяем тему – изображение весны.
- Какое настроение вызывает картина?
(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)
- А можно было бы так сказать о картине?
Люблю весну в ее разгаре,
Когда уже сошли снега,
Когда природа оживает, И реки скрыли берега., Когда все ярче светит солнце,, Когда синеет небосвод,, Когда вокруг все словно дышит, И свежестью все отдает.
— Почему?
(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)
— А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.
- Что изображено на картине ?
- Что сразу бросается в глаза?
На переднем плане картины:
-
березовая роща, затопленная талой водой;
-
небо, занимающее большое пространство;
-
лодка у песчаного берега;
-
простор света и воздуха.
роща → вода → небо → воздух
Березовая Молодая Еще оголенные стволы деревьев Тонкий рисунок березовых ветвей |
Прозрачная Зеркальная Талая |
Лодка Незримое присутствие человека |
Светлое Голубое Голубой небосклон |
Чистый Свежий Прозрачный Наполненный солнцем и теплом Проникнут первым дыханием весны |
- Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?
( сочетание цветов)
Колорит – цвет, от лат. color .
Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)
Цвет
Теплый Холодный, Желтый Синий, Оранжевый Фиолетовый, Красный Голубой
- Какие краски использует Левитан ?
(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)
Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.
Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?
(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)
— А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?
-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».
- Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?
(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)
Душа поет – рождение музыки!
-
Составление плана
-
И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.
-
«Весна кругом живет и дышит».
-
Описание картины «Весна. Большая вода»:
а) затопленная роща;
- б) необъятное пространство света и воздуха;
— в) незримое присутствие человека.
-
Колорит картины.
-
Чем мне нравится этот пейзаж .
-
Подбор эпиграфа к сочинению
а) Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега, Сбежали мутными ручьями,, На потопленные луга
( А. Пушкин )
б) Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает
Утро года…
(А. Пушкин )
в) Весна! Весна кругом
Живет и дышит.
Весна, весна шумит
Со всех сторон.
( М. Исаковский)
-
Работа над сочинением (самостоятельная)