Урок развития речи — 7 класс. по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Локотская средняя общеобразовательная школа №2, Урок развития речи

в 6 классе

Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода», Подготовила: Чернозуб И. В., Цели и задачи:

Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.

Наглядность :

  1. репродукции картин русских художников о весне;

  2. эпиграфы к сочинению, уроку.

Ход урока :

  1. Вступительное слово учителя

Не привыкайте к чудесам –, Дивитесь им, дивитесь!, Не привыкайте к небесам,, Глазами к ним тянитесь., Приглядывайтесь к облакам,, Прислушивайтесь к птицам,, Прислушивайтесь к родникам., Ничто не повторится!

Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.

Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».

Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться., Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.

— Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?

Художник, смотрите, художник!, Пришел и сидит на пеньке., При нем голенастый треножник, И кисточка в правой руке., За ним – гаражи и помойки,, А прямо – огромный закат,, Два стройных жирафа на стройке,, Как черные тени стоят., Художник , смотрите, художник!, Сидит посреди пустыря…, Зачем – то сорвал подорожник ,, Задумался – видно, не зря!, И кто – то в квартире 200 – сотой, Соседу в окно помахал:

«У нас тут такие красоты –

5 стр., 2457 слов

Конспект «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана ...

... скромность, свою дивную красоту. На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине , называется она «Золотая осень » , а написал ее Исаак Левитан . VII. Коррекционно-развивающее упражнение с ... на переднем плане? Справа? Слева? Вдали? Какие цвета преобладают в пейзаже? Что вам особенно нравится в полотне И. И. Левитана ? Какие чувства хотел выразить художник? сочинении по этой ...

Художники ходят, слыхал».

( М. Богородицкая )

  • О чем это стихотворение ?

(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)

  • Что привлекло внимание художника ?

(Огромный закат)

  • Закат – это явление, картина природы, не так ли?
  • Что мы еще относим к картинам природы?

Если видишь: на картине, Нарисована река,

Или ель и белый иней.

Или сад и облака., Или снежная равнина,

Или поле и шалаш.

Обязательно картина, Называется пейзаж.

  1. Словарная работа

1) Пейзаж – изображение природы (франц.)

Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.

  • Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?

2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)

Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.

  1. Работа с картиной

  • Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.
  • как называется картина? Какое еще название можно дать картине?

Определяем тему – изображение весны.

  • Какое настроение вызывает картина?

(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)

  • А можно было бы так сказать о картине?

Люблю весну в ее разгаре,

Когда уже сошли снега,

Когда природа оживает, И реки скрыли берега., Когда все ярче светит солнце,, Когда синеет небосвод,, Когда вокруг все словно дышит, И свежестью все отдает.

— Почему?

(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)

— А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.

  • Что изображено на картине ?
  • Что сразу бросается в глаза?

На переднем плане картины:

  1. березовая роща, затопленная талой водой;

  2. небо, занимающее большое пространство;

  3. лодка у песчаного берега;

  4. простор света и воздуха.

роща → вода → небо → воздух

Березовая

Молодая

Еще оголенные стволы деревьев

Тонкий рисунок березовых ветвей

Прозрачная

Зеркальная

Талая

Лодка

Незримое присутствие человека

Светлое

Голубое

Голубой небосклон

Чистый

Свежий

Прозрачный

Наполненный солнцем и теплом

Проникнут первым дыханием весны

  • Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?

( сочетание цветов)

Колорит – цвет, от лат. color .

Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)

ЦНа переднем плане картины  1На переднем плане картины  2вет

Теплый Холодный, Желтый Синий, Оранжевый Фиолетовый, Красный Голубой

  • Какие краски использует Левитан ?

(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)

Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.

Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?

(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)

— А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?

-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».

  • Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?

(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)

Душа поет – рождение музыки!

  1. Составление плана

  1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.

  2. «Весна кругом живет и дышит».

  3. Описание картины «Весна. Большая вода»:

а) затопленная роща;

  • б) необъятное пространство света и воздуха;

— в) незримое присутствие человека.

  1. Колорит картины.

  2. Чем мне нравится этот пейзаж .

  1. Подбор эпиграфа к сочинению

а) Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега, Сбежали мутными ручьями,, На потопленные луга

( А. Пушкин )

б) Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года…

(А. Пушкин )

в) Весна! Весна кругом

Живет и дышит.

Весна, весна шумит

Со всех сторон.

( М. Исаковский)

  1. Работа над сочинением (самостоятельная)