Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:
1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).
2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:
модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,
модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,
модель составления сказки с помощью ТПФ,
модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника» .
Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям.
На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа.
На основе системного оператора — модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.
Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.
В основе конфликтного типа сказки лежит метод «Волшебный треугольник» (вепольный анализ).
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Название игры и цель
Содержание и методические рекомендации
«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.
Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...
... что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит ... помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния ... где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие ... мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ... мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные ...
«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки. ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.
«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы
Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце — изображение обычных предметов, на 2-ом — волшебники (ТПФ).
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло.
«Где-то, кто-то» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.
Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй — с изображением места, где это может происходить. Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество. ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.
«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени
Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект. ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды. Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...
... по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, ... обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Провести опытно-экспериментальное исследование. Гипотеза исследования Задачи и цель исследования обусловили необходимость применения ...
«Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние временаи т.д. ).
«В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).
Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм построения тренинга
Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Сказки для детей изрядного возраста
... использовано ставшее афористически известным заглавие – "Сказки для детей изрядного возраста": московское нелегальное издание 1884 года. Известные, ставшие хрестоматийными сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", " ... героя: пусть львы, а все-таки цари… Действительно, люди и звания вполне узнаваемы. Пресловутый эзопов язык едва ли служил собственно цели скрыть значение и злободневность сказок, ...
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был… Кто? — С кем он дружил? — Пришел злой… Кто? — Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) — Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда? — Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? — Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? — Где наши друзья стали жить? — Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).
Правила поиска ответа на вопрос:
Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»
Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
«Собирать» сюжет в быстром темпе.
Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
Использовать приемы драматизации.
Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Составление сказок динамического типа
Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.
Базовый алгоритм составления сказки
Выбирается сквозной герой (герои).
Описываются их свойства, мотивы и цели.
Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
Герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
... же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом. Главные герои сказки Салтыкова-Щедрина « ... том, как сделать жизнь народа лучше. На деле их совершенно не заботили окружающие ... писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг ... лидера: сильный, мощный, не слишком умный герой. В этих образах литератор зашифровал критику ...
Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
Итог — изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.
Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).
На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали Например:
Девочка Лена
магазин
лес
детский сад
Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать).
Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.
Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.
Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.
Составление сказок описательного типа
В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: «Сказ про Илью Муромца»).
Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на «чудесном экране» (системном операторе):
Место, где герой учился делу
Место, где осуществляет герой свое дело
Место, в котором есть помеха действиям героя
Герой в детстве, который учится этому делу
Герой и его главное дело
Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.
Черты характера, качества личности и умения героя в детстве
Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела
Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением
Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).
Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Базовый алгоритм
Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
Герои сказки Царевна-лягушка
... делать. Они хотят повторить чудеса Василисы, но у них не чего не получается. После этого Царь прогнал их с пир. Сочинение 2 Главная героиня – сказки Царевна-лягушка. На ... счастливо. Герои сказки Царевна-лягушка ... всегда его поддержать. Иван-царевич – типичный герой русских сказок. Он простоват и бездеятелен, но до поры, ... домой сжигает шкурку лягушки, до конца заклятья было всего три дня. Из-за его ...
Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
Порча кем-либо дела героя.
Решение творческих задач героя.
Продолжение главного дела.
Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.
Методические рекомендации
Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.
ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.
ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити).
Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.
ПР: История про Бабу Ягу. Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому придумала себе новое имя — Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на доме «Здесь живет Гая Ивановна». Иногда она вспоминала о своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый город, и это ее радовало.
Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины. Разработка сюжета идет следующим образом:
В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины
Дом у реки, где рядом растут ивы
Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем
Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда
Иванушка Плетет корзины
Иван спасает деревья
Помощь деду, любовь к нему, внимательность
Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце
Бойцовские качества (борьба с Суховеем)
Ожидаемые результаты
Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:
Педагогические условия развития творческого воображения у старших ...
... педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности. Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Объект исследования - творческое воображения у ...
Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные свойства личности или черты характера.
Свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь.
Когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.
Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных ею дидактических средств. Современной педагогической технологией является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на разных уровнях образования (от дошкольного до высшего).
Создателями ТРИЗа предлагаются оригинальные методы и средства развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам и средствам относятся: метод тотальных объектов, типовые приемы фантазирования, системный оператор, морфологические таблицы, метод маленьких человечков.
I. Сущность метода тотальных объектов состоит в том, что какойто объект или предмет становится основным при организации деятельности детей. Авторы ТРИЗа считают этот метод универсальным, т. е. он может использоваться в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, развитии речи и т. д.
Возможности метода тотальных объектов состоят в том, что с его помощью может быть сформировано умение увидеть главное, основное: умение анализировать объекты и устанавливать взаимосвязи. Метод тотальных объектов способствует воображению.
II. Типовые приемы фантазирования. Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Авторы разработок предлагают 4 типовых приема фантазирования.
1. «Очеловечивание» приемов и явлений.
2. Изменение сюжета сказки.
3. Изменение эпизода сказки.
4. Изменение конца.
Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.
III. Морфологическая таблица, с помощью которой можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например основные части сказки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Данный метод способствует формированию таких умений, как умение увидеть структуру объекта, т. е. главное. Аналогичными возможностями обладает системный оператор. Первый метод используется авторами ТРИЗа для анализа состояния вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. Этот метод способствует формированию видения структуры объекта.
ђЗаголовок 3¦ђЗаголовок 415