Твардовский тема войны и памяти. «Тема памяти в лирике А.Т

Имя замечательного поэта А.Т. Твардовского принадлежит к числу наиболее любимых и популярных в нашей стране. В его творчестве нашли глубокое и правдивое отражение в истории нашего государства. Они были полны драматизма, даже траге-дийности, порой сопряженной с ломкой в психологии людей, порой с подвигами во имя Родины, а порой — с тяжелыми уроками памяти.

Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. Первое крупное произведение, которое принесло Твардовскому успех, — поэма «Страна Муравия» (1936 г.).

В основу произведения положен сюжет, берущий нача-ло в . Здесь нашли отражение события, разрушившие крестьянский ук-лад жизни, разорившие отеческий дом. Перед читателями развернулась картина трагиче-ского расставания России со своим прошлым, но за болью утрат сквозит надежда на со-хранение взлелеянной трудом земли. Однако жизнь берет свое. И на этой земле создается колхоз, открываются новые дали.

Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщенном, величавом былинном стиле. Автор использует существительные во (деревня, версты, реки, зем-ля).

Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре зем-ли — человек и его поле (они образуют единое целое, как это свойственно мифологии, кре-стьянскому сознанию).

Образ дороги, дали, издавна созвучный в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судьбе человека, народа, России в целом, в своем обобщенном значении использован и Твардовским. Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.

В поэме «За далью — даль» — нашла воплощение поэтическая формула, которая вобрала в себя не только просторы , дали истории, памяти, судьбы, века, но и дали творчества, мысли. В произведении звучит призыв к другу-читателю «обретать и ведать» всё новые дали вместе с автором.

Тема памяти все чаще выносится Твардовским в заглавия произведений, написанных в 60-е годы. Так назван цикл стихов «Памяти матери». Так названа последняя поэма, увидев-шая свет лишь в конце 80-х годов, — «По праву памяти». Не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой — эти мотивы определяют драматическую на-пряженность и исповедальность произведений Твардовского.

Стихи, посвященные матери, скорбны и лиричны. Это плач по той, чья судьба сложилась так трудно, по той, которая дала жизнь, по той единственной, которую «до самой послед-ней разлуки» можно назвать мамой.

2 стр., 540 слов

Тема памяти в лирике Твардовского

... победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших. Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном ... мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву: Завещаю в той жизни Вам быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Твардовский подчеркивает, что ...

Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль…

Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, — в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» (1966 г.).

Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рас-судка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта ви-на, в проявлениях совести, не склонной к беспамятству.

Нет сомнений, что лирический герой — ветеран войны. Но сама сбивчивость размышле-ний, сокровенность переживаний приближают к нему и молодых, тех, кто родился после войны. К ним не может быть отнесен упрек «не сумел сберечь», но троекратное «все же» и их совестью воспринимается как личное. И потому так велика сила лирического воздейст-вия этой поэтической миниатюры.

Лирическое «я» поэта здесь принимает на себя духовную тяжесть, не покидающую остав-шихся в живых фронтовиков:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — то старше, то моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Лирический герой Твардовского предстает перед нами в особой ипостаси. Умудренный жизнью человек запечатлел мир и себя на судьбы. Мы встречаемся с уди-вительным феноменом: мотив скорби и отчаянья практически отсутствует у Твардовского. Напротив, на первый план выходит мотив памяти, и взору открывается несказанная зем-ная красота. Восхитительны, светлы и ярки стихи этого поэта о природе, в любое время года дарящей душе благодать.

В поздней лирике Твардовского царит атмосфера спокойствия, принятия общего мироуст-ройства, завершенности пути: здесь есть и мотивы приближающейся неизбежности, лич-ных и общественных невозвратимых утрат: «Посаженные дедом деревца…», «Все сроки крайни в этом мире…», «Есть имена и есть такие даты…», «Памяти Гагарина…». Творче-ское удивление и непосредственное соприкосновение личности с миром оберегают поэта от банальности, заставляют нас поверить в искренность каждого его слова.

В стихах Твардовского, при всей их мудрости, нет назидательности. Они рождаются из удивления перед миром, из непосредственного, личного соприкосновения с ним. В этом плане «творческие достижения» не могут закрыть дороги идущим рядом или шагающим вослед:

Нет ничего, что раз и навсегда

На свете было б выражено словом.

Все, как в любви, для нас предстанет новым,

Когда настанет наша череда.

Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его имени.

11 стр., 5482 слов

Твардовский по праву памяти содержание главам. «Тема памяти в ...

... человек и гражданин – по праву памяти. Память не лжет, память высветляет людей и события в их истинном виде, память свободна от ошибок сиюминутности. Композиционно поэма делится на три части. Первая часть называется «Перед отлетом» и рисует юность поэта. ...

Поэтическое творчество А. Твардовского началось еще в 20-е годы, а закончилось в 60-е. Он был родом из смоленской деревни, начинал самоучкой. Свои ранние стихи считал слабыми и не включал в сборники. Постепенно он наращивал и совершенствовал свое мастерство, много учился. Его талант сравнивали с есенинским: те же , русская деревня, любовь к родной земле.

В своих произведениях Твардовский широко использовал фольклорные формы, народный , пословицы, поговорки, его герои созданы по принципу фольклорных персонажей. Из устного народного творчества в поэзию Твардовского пришли мотив дороги, родного дома, череды испытаний на пути к удаче.

Никита Моргунок, крестьянин из поэмы «Страна Муравия», в трудную пору коллективизации идет искать свободную, плодородную и счастливую землю, которая была бы

…в длину и в ширину — кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя.

Невольно возникает сравнение с поэмой Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герой из народа ищет крестьянский рай. Он идет по родной земле и все больше убеждается, что жизнь в колхозах куда лучше, чем труд единоличника. Поэма полностью соответствует духу времени, партия пропагандировала объединение в колхозы. Наверное, и сам Твардовский тогда верил, что это правильно для народа.

В сборниках 30-х годов «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника», «Загорье» поэт воспевает крестьянский труд, пишет о сельских жителях. В стихотворениях о Даниле, «Не стареет твоя красота…», «Ивушка» Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, талантливого, смелого, честного и справедливого.

В художественной манере Твардовского постепенно сформировалась такая черта, как повествовательность. Он обращается к жанру баллады: «Отец и сын», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении» и другие.

Полностью раскрылся талант Твардовского в годы Великой . Он прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накал и искренность. Лирика военных лет — это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении «Армейский сапожник». Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням . В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни.

Стихотворения военной лирики вышли сборниками «Возмездие» и «Фронтовая лирика». Их основные темы — сражающаяся, непокоренная родина, беспримерное мужество ее защитников и тема священной мести врагу. Пронзительной трагедийностью наполнено стихотворение «Две строчки». Толчком к его созданию послужили две строчки в блокноте корреспондента Твардовского, написанные еще в . Поэт вспоминает о нелепой смерти мальчишки-бойца, которого он видел, лежащего на льду. Его мысли — о невозвратимости потери, о цене человеческой жизни:

Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу…

Материал с сайта, И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена…

Тема исторической памяти пронизывала и всю послевоенную лирику поэта, вплоть до . Твардовский упорно пытался разобраться в происходящем в стране. Его поэмы «По праву памяти», «Памяти матери» также посвящены покаянию и осмыслению прошлого, причем не только своей матери, а нескольких поколений русских людей:

8 стр., 3712 слов

Сочинения по творчеству твардовского

... творчестве. Семью поэта раскулачили, и он долгое время переживал внутренние противоречия, которые вылились в поэмах «По праву памяти» и «Страна Муравия». Наступившая война резко изменила жизнь А. Твардовского. ... некролог, написанный друзьями, был заменен официальным. Сочинение Твардовский A. T. Общая характеристика творчества Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот ...

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мысль не закончена. За ней — большое мужество художника, создавшего бессмертные произведения о русском народе в час суровых испытаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском, На этой странице материал по темам:

  • твардовский памяти матери история создания
  • ф.а. абрамов. «о чем плачут лошади»
  • Тема войны и памяти в лирике Твардовского
  • сайт
  • война и память в лирике твардовского

Технологическая карта урока

Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия, группа

ПК-108, Повар, кондитер

/

ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tema-pamyati-v-tvorchestve-tvardovskogo/

Тема урока

Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского

Регламент занятия

45 минут

Вид занятия

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип занятия

Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий

Технологии обучения

Исследовательские методы обучения, проблемное обучение

Цель занятия:

показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Задачи:

Образовательная, Воспитательная, Развивающая

осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память;

  • раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского.

способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст;

  • способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память;

Обеспечение, Оборудование:

Проектор, ноутбук

П резентация «Вся суть в одном…»

Учебно-методическое обеспечение:

Тетради студентов

Учебники

Проверяет наличие студентов на занятии,

Проверяют готовность к занятию.

2. Эмоционально-психологическая установка на урок

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем».

А.Твардовский

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…»

Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)

  • Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта.

Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном…

2. Этап вызова – выход на проблему

7 минут

14 стр., 6735 слов

Художественные особенности поэзии твардовского. «Лирика и своеобразие ...

... в 1968 г. советских танков болью ото-звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ-ление на свободу, ... и печалями народа. В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне: Я знаю, никакой моей вины В том, ... этапов. Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, ...

  • Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?

Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно

Свои предъявляет права.

Опять маскировкой окопной

Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–

Душа, минуя давность лет,

Той горькой памяти оставить

Еще не может и – нет-нет –

В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –

На том безжалостном торгу

Она оплачена сторицей,

И мы у мира не в долгу….

А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?

  • Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память?

Биология: каждое живое существо наделено памятью.

Психология: функция памяти, классификация памяти.

  • Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.

– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память?

Объявление темы и целей урока., Слушают преподавателя., Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии., Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях.

(Биологическое, психологическое).

(дают ответы на вопросы).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

20 минут

Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об . Что это? Чем отличается от человеческой памяти?

  • А теперь попытаемся ответить на вопросы:

Работа в группах

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951).

(приложение 2)

  • Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского:

Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

13 стр., 6357 слов

Твардовский по праву памяти читать краткое. «Тема памяти в поэме ...

... кто молчаливо взирал на репрессии. Заключение Поэма Твардовского «По праву памяти» отразила все испытания, что выпали поэту на Это и и Великая Отечественная война, и тяжелое послевоенное время, и оттепель. ... он не должен от нее отказываться. Анализ Поэма «По праву памяти» многими критиками была названа покаянием Твардовского. В ней поэт пытается искупить ошибки молодости, его горе и сожаление ...

Человек, и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность)

Отвечают на поставленные вопросы., Работа в группах

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского

4. Рефлексия.

10 минут

Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?, Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях.

5. Подведение итогов и

5 минут

Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы., Записывает домашнее задание., Приложение 1, Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения, Жестокая память, Александр Твардовский, Повеет в лицо, как бывало,

Соснового леса жарой,

Травою, в прокосах обвялой,

Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,

Из зарослей — вдруг в тишине —

Послышится голос кукушки,

Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,

Любимая с детства пора,

5 стр., 2155 слов

Поэты – фронтовики о войне

... в правде, передала те эмоции, которые люди переживали во время войны. 2.Основная часть: Война и поэты. Поэты фронтового поколения – это были молодые талантливые, жадные до жизни люди. Многие ... – во многом типична для поэтов его поколения. Деревня, фабзавуч, завод, институт, война. В годы Великой Отечественной войны Павел Шубин сотрудничает во фронтовой печати Волховского, Карельского и – ...

Как будто я встал до рассвета,

Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:

Росы ключевой холодок,

И утро, и ранние полдни —

Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,

Клонящее в сон до беды,

И оводов звон, что скотину

Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, —

Забава ребячьей поры, —

С облупленной палки лозовой

Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,

Как след на росистом лугу,

Я вижу. Но памятью этой

Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно

Свои предъявляет права.

Опять маскировкой окопной

Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,

Как в детстве далёком моём,

Но с дымом горячих воронок

Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода

И солью солдатской спины.

Июль сорок первого года,

Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной —

Сражений грохочущий вал.

Там детство и юность вторично

Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,

И жизнь до конца дорога,

Но с радостью прежней не смею

Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую

На стёжке, заметной едва.

Куда ни взгляну, ни пойду я —

Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

Вопросы и задания, Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…», Я знаю, никакой моей вины, Александр Твардовский, Я знаю, никакой моей вины, В том, что другие не пришли с войны,, В то, что они — кто старше, кто моложе -, Остались там, и не о том же речь,, Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Вопросы и задания

Остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его имени.

Поэтическое творчество А. Твардовского началось еще в 20-е годы, а закончилось в 60-е. Он был родом из смоленской деревни, начинал самоучкой. Свои ранние стихи считал слабыми и не включал в сборники. Постепенно он наращивал и совершенствовал свое мастерство, много учился. Его талант сравнивали с есенинским: те же народные мотивы, русская деревня, любовь к родной земле.

В своих произведениях Твардовский широко использовал фольклорные формы, народный разговорный язык, пословицы, поговорки, его герои созданы по принципу фольклорных персонажей. Из устного народного творчества в поэзию Твардовского пришли мотив дороги, родного дома, череды испытаний на пути к удаче.

4 стр., 1819 слов

Путь к «правде сущей» (по творчеству А.Т. Твардовского) / Твардовский ...

... поэме Твардовский рассказал правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься: А всего иного пуще Не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, Правды, ... а во многом и переосмыслившей пережитое и самим поэтом, и его близкими. Поэма «По праву памяти» полностью воссоздает всю испытанную «куда как не только» его семьей ...

Никита Моргунок, крестьянин из поэмы «Страна Муравия», в трудную пору коллективизации идет искать свободную, плодородную и счастливую землю, которая была бы

…в длину и в ширину —

кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

И та – твоя.

Невольно возникает сравнение с поэмой Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герой из народа ищет крестьянский рай. Он идет по родной земле и все больше убеждается, что жизнь в колхозах куда лучше, чем труд единоличника. Поэма полностью соответствует духу времени, партия пропагандировала объединение в колхозы. Наверное, и сам Твардовский тогда верил, что это правильно для народа.

В сборниках 30-х годов «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника», «Загорье» поэт воспевает крестьянский труд, пишет о сельских жителях. В стихотворениях о Даниле, «Не стареет твоя красота…», «Ивушка» Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, талантливого, смелого, честного и справедливого.

В художественной манере Твардовского постепенно сформировалась такая черта, как повествовательность. Он обращается к жанру баллады: «Отец и сын», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении» и другие.

Полностью раскрылся талант Твардовского в годы Великой Отечественной войны. Он прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накал и искренность. Лирика военных лет – это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении «Армейский сапожник». Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням. В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни.

Стихотворения военной лирики вышли сборниками «Возмездие» и «Фронтовая лирика». Их основные темы – сражающаяся, непокоренная родина, беспримерное мужество ее защитников и тема священной мести врагу. Пронзительной трагедийностью наполнено стихотворение «Две строчки». Толчком к его созданию послужили две строчки в блокноте корреспондента Твардовского, написанные еще в финскую войну. Поэт вспоминает о нелепой смерти мальчишки-бойца, которого он видел, лежащего на льду. Его мысли – о невозвратимости потери, о цене человеческой жизни:

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу…

Самым сильным произведением Твардовского о войне признано стихотворение «Я убит подо Ржевом». Монолог убитого, обращенный к оставшимся жить, потрясает. Только мертвые могут так строго судить живых. Павший в кровопролитных боях обращается к живым – «братьям». Безымянный солдат погиб негероически – убит вместе с другими при бомбежке, похоронен в общей могиле в болоте. Солдат хочет знать, взят ли Ржев, защитили ли Москву, победили ли фашистов. Герой завещает беречь память о павших:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она – спасена…

Тема исторической памяти пронизывала и всю послевоенную лирику поэта, вплоть до последних дней. Твардовский упорно пытался разобраться в происходящем в стране. Его поэмы «По праву памяти», «Памяти матери» также посвящены покаянию и осмыслению прошлого, причем не только своей матери, а нескольких поколений русских людей:

5 стр., 2093 слов

Твардовский жизнь и творчество на Смоленщине

... гкой крестьянской долей оказал большое влияние на мироощущение будущего поэта. Твардовский сохранил на всю жизнь в благородной памяти образ своего Загорья на Смоленщине: На хуторе Загорье ... и внимание к людям. Цель моего реферата – рассказать о смоленском периоде жизни и творчества Александра Трифоновича Твардовского. При написании реферата использовалась обширная литература. Одной из важнейших ...

Я знаю, никакой моей вины

в том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мысль не закончена. За ней – большое мужество художника, создавшего бессмертные произведения о русском народе в час суровых испытаний.

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о про­шлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», — писал А. Твардовский. Его жизненное кредо — отвечать за все. Его произведения — это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданствен­ности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страш­ных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда,, Но боль взывает к людям:, Давайте, люди, никогда, Об этом не забудем.

Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоен­ное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины, В том, что другие не пришли с войны., В том, что они, кто старше, кто моложе, Остались там, и не о том же речь,, Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете:, То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете

Живых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памя­ти, покаяния, ответственности перед погибшими. В сти­хотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического зву­чания:

Вы должны были, братья,, Устоять, как стена,, Ибо мертвых проклятье -, Эта кара страшна.

В другом стихотворении «В тот день, когда окончи­лась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычерк­нуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».

Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы — «не­забываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое рев­ниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памя­ти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, ко­торому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

Одна неправда нам в убыток,, И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагичес­ком прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы пре­дупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война — жесточе нету слова., Война — печальней нету слова., Война — святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людь­ми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, ко­торое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычер­кивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.