Сочинения по творчеству твардовского

Сочинение

Александр Трифонович Твардовский — талантливый поэт, который в своих стихах отобразил историю России ХХ века. В его произведениях находим отклик на ключевые исторические события того времени и раздумья поэта над ними.

А. Твардовский начал писать в 20-е годы ХХ столетия. Его ранние стихотворения рассказывают об обновлениях, которые происходят в деревне, о необходимости и важности колхозного строительства. Так, одна из первых поэм писателя называется «Путь к социализму» и воспевает отказ от старых традиций и образа жизни.

Будучи советским поэтом, А. Твардовский запечатлел все этапы построения нового советского государства: коллективизацию, войну и послевоенные годы восстановления державы. Освещая эти события, поэт поднимает проблемы не только гражданского характера, но и всенародные. А.

Во всех произведениях автор раскрывает сложный внутренний мир лирического героя, его духовный рост в процессе окультуривания.

В конце 20-х — начале 30-х гг. для А. Твардовского начинается сложный период в жизни. В это время происходило его становление как поэта, но внешние обстоятельства не давали автору сосредоточиться на творчестве. Семью поэта раскулачили, и он долгое время переживал внутренние противоречия, которые вылились в поэмах «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Наступившая война резко изменила жизнь А. Твардовского. Поэт прошел ее в качестве фронтового корреспондента. В этот период он создает действительно художественно сильные произведения, которые можно назвать хроникой военных лет.

Автор рассказывает о героизме солдат и о реалиях военной жизни, описывая армейский быт («Армейский сапожник»).

А. Твардовский воспринимает войну как трагедию, ведь она принесла много горя своему народу.

В это время поэт размышляет о парадоксах жизни и о превратностях судьбы, его творчество приобретает философские черты.

Поэтический язык поэта эмоционален, он пишет образно, но понятно. Главным произведением этого этапа считается поэма «Василий Теркин», в которой воспевается сила духа русского воина.

Герой поэмы — собирательный образ, символизирующий русского солдата.

В образе Василия Теркина автор соединил лучшие народные черты с автобиографическими, а реальность объединил с фантастическими поступками, что характерно для фольклорного жанра.

В последующих поэмах поэт осмысливает пройденную народом дорогу, чтобы лучше понять настоящее страны. Самым значительным произведением этого периода считается стихотворение «Я убит подо Ржевом». Речь поэта опять-таки обращена к живым.

5 стр., 2093 слов

Твардовский жизнь и творчество на Смоленщине

... внимание к людям. Цель моего реферата – рассказать о смоленском периоде жизни и творчества Александра Трифоновича Твардовского. При написании реферата использовалась обширная литература. Одной из ... личности Твардовского является книга А. Кондратовича «Александр Твардовский». В книге, состоящей из очерков о становлении поэта, в целом создается творческий портрет поэта, нарисованный рукой автора, ...

Он призывает выживших бороться, ведь это единственная отрада для мертвого — знать, что он погиб не зря, что его страна спасена.

Лирическое творчество А. Твардовского отобразило народную жизнь в трагический для России период. Поэт говорил о важности нравственности и поддержания связи между разными поколениями, подчеркивая постоянство человеческих ценностей.

Жизнь и творчество Твардовского | Инфошкола

Жизненный и творческий путь Твардовского.

Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.

Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.

Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности, не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.

Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз).

Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения.

Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.

19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».

В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил. Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.

Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935).

Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.

  • Когда была опубликована «Страна Муравия» Твардовский уже жил в Москве и учился в МИФЛИ (Московский институт истории, философии и литературы), который закончил в 1939 году.
  • В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).

    15 стр., 7070 слов

    По поэме василий теркин (8 класс)

    ... » Сочинения » 8 класс | Средняя оценка: 4.1 В самом центре Смоленска, в сквере на площади Победы установлен памятник: А.Твардовский беседует с В.Теркиным. Реальный человек и литературный персонаж. Автор поэмы «Василий Теркин» ...

  • С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,

В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945).

Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.

Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.

Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».

В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.

Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу. Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью».

Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма .Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).

Эта поэма долгое время считалась «порочной» (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.

Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках.

Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).

В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).

Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова).

Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.

Немалое мужество нужно было иметь, чтобы опубликовать такие произведения как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, мемуары И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», «Сотников» В. Быкова и др.

После 1964 года (смещение Хрущева) нападки на журнал стали еще более ожесточенными, цензурный пресс усилился. Но несмотря на такое давление, журнал Твардовского жил и жила вся русская литература. Заслуга «Нового мира» во главе с Твардовским состояла в том, что возврат к прежним временам, к прежней, «картонной» литературе стал уже невозможен.

4 стр., 1589 слов

Архетип «дорожной встречи» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

... в поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Все произведение А. Твардовского пронизано образом дороги. Уже в первых строках речь идет о пути, о походе: «На войне, в пыли походной, В летний зной и в ... своего героя - Василия Теркина. Образ дороги в поэме переплетается с образом дома: командир отряда оказывается по пути на фронт в родной деревне. В этом случае образ дороги предстает в глазах читателя с ...

Твардовский умер 18 декабря 1971 года после продолжительной, тяжелой болезни. Похороны поэта прошли в «организованном» властями режиме, некролог, написанный друзьями, был заменен официальным.

Сочинение Твардовский A. T. Общая характеристика творчества

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому.

В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта.

Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.

1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных «перегибов».

Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.).

А пока юный поэт отстаивает «завет первоначальных дней», его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о «великом переломе», когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.

Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков.

Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата.

В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность.

Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность.

Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство.

И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс. Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания.

Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом: На новостройках в эти годы Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города.

9 стр., 4422 слов

Твардовский A.T. Василий Теркин — кто же он такой? (по поэме А

... имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:"Я вторую, брат, войну На веку воюю" Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни ... любовь к труду. В поле зрения А. Т.Твардовского в поэме "Василий Теркин" находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. ...

Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история.

Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. Земля родная, что же сталось. Какая странная судьба: Не только юность, но и старость — Туда же, в город, на хлеба.

Туда на отдых норовила Вдали от дедовских могил… Давно, допустим, это было, Но ты-то сам когда там был?

Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории. Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…

Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись.

Быль — забыть! Произведения Александра Трифоновича Твардовского отличает лиризм, правда жизни и прекрасный, звучный и образный язык.

Поэма «Василий Теркин» является одной из лучших в его творчестве. Произведение правдиво, образно и ярко говорит о самом тяжелом испытании для России — Великой Отечественной войне. Автор добился того, что его поэма стала поистине всенародно известной: ее читали на фронте и в тылу.

А Василий Теркин стал любимцем солдат, ему подражали, верили в реальность такого бойца, страшились услышать весть о его гибели. Кто же он такой? Василий Теркин — «тертый калач», прошедший Финскую войну, умело и задорно воюющий на фронтах Великой Отечественной.

Типичный представитель поколения, вынесшего на плечах все тяготы лихолетий. «Просто парень сам собой он обыкновенный». Теркин ответственно относится к своему делу, беря на себя трудности, не прячась за спины товарищей.

«Если не я, то кто же?» — принцип его жизни. Отправляясь вплавь по ледяной реке, Теркин выполняет ответственное задание.

Дали стопку — начал жить, Приподнялся на кровати: — Разрешите доложить… Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад.

  • Молодец,— сказал полковник, — Молодец! Спасибо, брат…

Везде герой среди солдат: балагурит или ведет «политбеседу», поддерживает дух воинов. Теркин, Теркин, добрый малый, Что тут смех, а что печаль. Загадал ты, друг, немало.

Загадал далеко вдаль. Многое умея, Теркин не кичится перед товарищами, а старается облегчить фронтовой быт себе и окружающим.

Он мастер на все руки и, когда на дороге случается остановка, не заставляет себя просить, а играет на гармони для бойцов, поддерживая их дух, помогая согреться. И, сменивши пальцы быстро, Он, как будто на заказ, Здесь повел о трех танкистах, Трех товарищах рассказ.

8 стр., 3675 слов

Концепция мира и человека в поэме А. Твардовского «Теркин ...

... замалчивания «Теркина на том свете» (не говоря уж о последней поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти», которая смогла увидеть свет лишь после ... поэме не произошло: ведь на том свете он увидел все то, что ему знакомо по жизни на этом свете "Реальная критика" вчера и ... прихожанам с призывом жертвовать на строительство военной техники для Красной Армии. Не забудем и такого важного исторического ...

Не мудрствуя лукаво, ведет автор своих читателей за героем поэмы по фронтовым дорогам на запад. И чем ближе границы России, тем веселее и задорнее становится рассказ.

Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат. Поэма «Василий Теркин» — незабываемая и образная летопись войны, прошедшая испытание временем, остающаяся и для нас неисчерпаемым источником правды о страшных и героических годах военного лихолетья.

Тема памяти в творчестве Твардовского

Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.

Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти.

Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.

Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны.

Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство.

Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.

Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины: И эта лестница из шпал, Пройдя Заволжье, Предуралье, Войдет отлого на Урал. Главный герой не может представить своей жизни без этих “далей”.

Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.

Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли “кулаками”. Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.

В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.

Но эти знания должны быть объективными: И правда дел – она на страже, Ее никак не обойдешь, Все налицо при ней – и даже Когда молчанье – тоже ложь… Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.

К теме памяти Твардовский обращается и в поэме “По праву памяти”: Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, – Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи.

Автор вспоминает слова вождя: “Сын за отца не отвечает”. Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие “враг народа”, а позднее – и “дети врага народа”: Но в те года и пятилетки, Кому с графой не повезло, – Для несмываемой отметки Поставь безропотно чело.

10 стр., 4644 слов

Твардовский тема войны и памяти. «Тема памяти в лирике А.Т

... в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судьбе человека, народа, России в целом, в своем обобщенном значении использован и Твардовским. Отныне он станет сквозным образом творчества поэта. В ... по темам: твардовский памяти матери история создания ф.а. абрамов. «о чем плачут лошади» Тема войны и памяти в лирике Твардовского сайт война и память в лирике твардовского Технологическая ...

Клеймо “враг народа” полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным.

А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию “врагов народа”: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль, и чтобы волны Над ней замкнулись.

Быль забыть! Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких.

Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: “Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…” Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением.

Твардовский – из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки.

Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, “Ивушка”, “Не стареет твоя кра­сота…”).

Уже

в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского.

Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора.

Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского.

Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады (“Отец и сын”, “Баллада о товари­ще”, “Баллада об отречении”).

В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия.

Основные темы – непокоренная Родина (“Партизанам Смоленщины”), высокое мужество и патриотизм советского солдата (“Когда пройдешь путем колонн…”, “Граница”, “Новогоднее слово”), священная месть (“Возмездие”).

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, ... что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

  • Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период (“Я убит подо Ржевом…”).

  • И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:
  • Мы за родину пали,
  • Но она – спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства (“Нет, жизнь меня не обделила…”, “Признание”), о чести человека, о связи человека с природой (“Разговор с Падуном”, “Снега потемнеют синие…”).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения.

Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, “как бы ни была горька”.

Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении “Час мой утренний, час контрольный…” поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

  1. Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.
  2. Приобщая к опыту опыт,
  3. Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд (“В чем хочешь чело­вечество вини…”, “Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…”).

  • Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее – биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления “жестокой судьбы”:
  • Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,
  • В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь,
  • Что я их мог, но не сумел сберечь, –
  • Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи – это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества – я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле “Памяти матери” поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да.

Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях “Как неприютно этим соснам в пар­ке…”, “Газон с утра из-под машинки…”, “Береза” память при­роды – это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства.

Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни (“Прощаемся мы с матерями…”, “Время, скорое на расправу”).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.