По литературе «Идеальная любовь в изображении И.А. Бунина и А.И. Куприна

Бунин тема любви Любовь — одно из самых светлых, чистых и прекрасных чувств. Мечта о счастье и искренней любви — вечная тема в творчестве многих писателей, поэтов, художников и композиторов. Присутствует она и в произведениях замечательных русских писателей Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Необычайная глубина и сила этого чувства свойственна героям их рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, всё его существо, но она почти всегда трагична.

Александра Ивановича Куприна

«Гранатовый браслет» есть слова о том, что «любовь должна быть трагедией». Эта мысль четко прослеживается в творчестве обоих писателей. В выше указанном рассказе главный герой, «маленький человек», Т. Желтков — мелкий служащий, полюбивший светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Любовь здесь предстает источником высшего наслаждения и одновременно глубоким страданием, потому что она безответна и безнадежна. Стечение обстоятельств толкает несчастного влюбленного покончит с собой, но, даже уходя из жизни, он боготворит предмет своей любви:»Да святится имя твое». После смерти Желткова Вера Николаевна понимает, «что мимо неё прошла большая любовь, которая повторится только один раз в тысячу лет», та «любовь, о которой мечтает каждая женщина. «Конечно, поступок главного героя можно обвинять, но трудно не поразиться глубиной его любви и силе его преданности.

Этот рассказ не только о неразделенном чувстве человека, который видел высший смысл своей жизни в том, чтобы ежесекундно желать счастья любимой женщине, но и о той любви, которая переворачивает душу человека, делая его чище, выше и лучше.

Иван Алексеевич Бунин

трагедия и любовь так же шагают рука об руку. Рассказы писателя всегда заканчиваются разлукой, изменой, предательством или же смертью.

Например, в произведении «темные аллеи» автор повествует о любви, которая огромна по своей силе, но увы не равна по социальному положению. Главный герой теряет своё счастье, проходя мимо, лишь из-за того, что давние предрассудки не позволяют ему, генералу, связать свою жизнь с простолюдинкой.

В «Солнечном ударе» же зародившаяся любовь, превратившаяся в страсть, приходит несвоевременно и героям приходится расстаться. Трагедия любви здесь заключается в том, что она слишком сильна, а время, отпущенное для неё, слишком коротко. Оба любящих понимают, что если бы их встреча продлилась, жизни их соединились, то озарение, «солнечный удар», поразивший их уничтожился бы.

17 стр., 8162 слов

«Концепт любовь в повести И.Бунина «Митина любовь»»

... Митина любовь». «Любовь прекрасна» и «Любовь обречена» – эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта. Любовная лирика Бунина ... эстетическому восприятию, пониманию индивидуального стиля писателя. Объект исследования, Предмет исследования, Цель ... обонятельных образов и т.д. Мышление человека осуществляется при помощи этих образов. ...

Иван Алексеевич Бунин и А. Куприн

— тонкие психологи, которые смогли передать состояние души, израненной любовью и отразить многоликость этого чувства. Любовь в творчестве становится смыслом жизни, кульминацией жизни, самым ярким и чистым моментом, счастливым и трагическим одновременно. Только это помогает героям выбраться из круга обыденного, скучного, пошлого, ощутив «полет», соприкосновение с чудом, пусть даже заплатив за мгновение счастье своей собственной жизнью. Писатели искусно доказывают таким образом замечательную фразу из рассказа «Темные аллеи»: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она неразделенная!»

Сочинение

Тема любви — вечная тема. Она никогда не потеряет своей актуальности. О любви сложено множество стихов, песен, поэм и рассказов. И каждый автор по-своему определяет что для него есть любовь. И как удостовериться в том, что это действительно настоящая любовь. Ярким примером служат такие произведения как: «Мастер и Маргарита» Булгакова, в котором возлюбленные проходят все трудности жизни, и в итоге остаются вместе; «Призрак Оперы» Леру, где опять же главные герои Кристина и Рауль после продолжительных «сражений» сбегают вместе «на край света», правда, одно сердце все же осталось разбитым…

Можно перечислять до бесконечности все произведения о любви, но все же среди всего этого множества выделяются произведения двух русских классиков: Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Эти великие прозаики жили в конце 19 — начале 20 века. Но и по сей день, читая их произведения, нельзя не заметить их актуальности. Особенный интерес эти личности вызывают тем, что их представления о любви были настолько похожи, что смело можно назвать их одинаковыми.

В рассказе «Гранатовый браслет» между Верой и Аносовым завязывается разговор, в котором Куприн, от имени своего героя, пытается объяснить, что же такое любовь: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — „сильна, как смерть“? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. … Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Даже не читая его рассказов, только из этих строк мы понимаем, что не увидим в его произведениях ни страстных речей, ни счастливых влюбленных держащих друг друга за ручку и «уходящих в закат». Автор желал показать настоящую любовь, не придуманную, а из нашей с вами жизни.

По этому же принципу были написаны и другие рассказы авторов. Например, «Чистый понедельник» Бунина. В рассказе мы сразу же замечаем отсутствие имен главных героев, и этим автор хочет показать то, что каждый может оказаться на их месте и этим еще раз подчеркивается жизненность произведения. И вроде бы ничего не «предвещало беды», но влюбленные в итоге расстаются. И в этом нет особой трагичности, а наоборот, будто так и должна выглядеть настоящая и искренняя любовь.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления. Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

8 стр., 3963 слов

Возможна ли человеческая жизнь без любви бунин

... его глубинных возможностей, мечта о торжестве высоких нравственных принципов. Как не похожи, например, русские писатели А. И. Куприн и И. А. Бунин, чье творчество ... темами выдающихся литературных произведений всегда были и остаются духовная жизнь человека, любовь как высшее напряжение ... радость и счастье без людей не придут. Счастья без любви не существует. Они находятся ...

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев. Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства. Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина «Темные аллеи». Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь — она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича. Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома — для него это было немыслимо. И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна «Олеся». Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного. Иван Тимофеевич — человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

«Кавказ» и «Чистый понедельник»

В рассказе «Кавказ» любовь и вовсе заканчивается трагически. Супруг возлюбленной рассказчика гибнет из-за нее. Тема любви в творчестве Ивана Бунина известна многим из нас по произведению «Чистый понедельник».

В нем героиня уходит в монастырь, а герой мучается от тоски по ней. Он всей своей душой любил эту девушку. Однако, несмотря ни на что, чувство его к ней остается светлым пятном в его жизни, хотя и с примесью чего-то загадочного, непонятного, горького.

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

13 стр., 6262 слов

Тема любви в произведениях Куприна и Бунина (Школьные сочинения). ...

... творчества И. А. Бунина и И.А. Куприна в аспекте любовной проблематики и разработка вопроса об изображении идеальной любви в произведениях обоих авторов. Задача реферативного исследования – выяснить, как трактуют понятие «идеальная любовь» И. А. Бунин и А. И. Куприн, сравнить и сопоставить, в ...

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями. Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др. Но для героев даже такая любовь — это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

«Солнечный удар»

В творчестве Бунина тема любви и красоты представлена весьма сложными ситуациями, которые нередко бывают противоречивыми. Для автора это чувство — настоящее сумасшествие. Любовь — всплеск эмоций. Это мгновение счастья, которое быстро обрывается и лишь через некоторое время понимается и осознается. Таковой, например, является встреча поручика с незнакомкой, описанная в «Солнечном ударе». Этот короткий миг счастья невозможно воскресить, вернуть. Когда героиня уезжает, поручик чувствует, что постарел на 10 лет. Чувство между ними внезапно появилось и так же внезапно исчезло. Оно оставило глубокую рану в душе, однако все-таки это было большое счастье.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство — это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь — это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе «Солнечный удар» показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе «Темные аллеи» главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. Темы сочинений , Сочинение по творчеству, И. А. Бунина и А. И. Куприна, Темы сочинений:

1. Метафоричность названий произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).

2. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.

3. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.

4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).

5. «Три гордые признания человека« (по повести Куприна «Поединок»).

6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.

7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»

I. Введение

Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.

4 стр., 1901 слов

«Тема любви в творчестве Бунина и Куприна. Любовь в произведениях ...

... творческих людей, тем более писателей. Именно они мастерски способны показать это чувство в своих повестях и романах. Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн подарили миру литературы огромное количество произведений, основной темой которых является любовь. В ...

II. Основная часть

1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:

  • внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»);
  • патриотизм (внимание к проблемам русской жизни;
  • «скрытая теплота патриотизма» — Толстой;
  • любовь к родной природе);
  • внимание к деталям, психологизм.

2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:

  • Родина,
  • любовь,
  • смерть.

2.1. Изображение России как основы жизни:

а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:

  • ностальгическая грусть по прошлому;
  • неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний;
  • воспоминания как непреходящие ценности человека.

б) размышления о России в повести «Деревня»:

  • попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России);
  • «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную, оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед святыней души» (Ю. Айхенвальд).

    Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (…) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).

в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.

2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:

— любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин).

Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи». Примеры из 2—3 рассказов.

2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:

ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.

III. Заключение

Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.