Путь к «правде сущей» (по творчеству А.Т. Твардовского) / Твардовский Александр Трифонович

Путь к «правде сущей» (по творчеству А.Т. Твардовского)

Александр Твардовский — выдающийся поэт современности. В своих произведениях он стремился запечатлеть трудный и напряженный духовный процесс, который тогда переживали «сто тысяч деревень, сто миллионов душ», и уловить яркие проявления новых человеческих качеств, складывавшихся под воздействием огромных перемен в жизни. Форма произведений Твардовского кажется на первый взгляд очень простой. Но если внимательно вслушаться в звучание стихов поэта, мы поймем, какой виртуозной техникой достигается эта простота.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский написал поэму «Василий Теркин». Поэт испытывал, по собственным словам, «чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения». В этой поэме Твардовский рассказал правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Слова эти, сказанные в первой же главе «Книги про бойца», были своеобразной присягой на верность истинному реализму. В главе «Переправа» во многом отразилось пережитое поэтом еще во время войны в Финляндии, а «Перед боем» — впечатления горестного отступления лета сорок первого. Грозный зачин главы и страшная гибель «наших стриженых ребят» настраивали на мужественное осознание всей трудности борьбы с лютым врагом и неизбежности великих ратных трудов и горьких потерь. Тогда, в разгар отступления, поэт не корил, не ославлял, а воистину восславлял солдата — подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны самим Верховным и его окружением. Того бойца, который в сорок первом и в сорок втором шел:

  • ..худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один как перст подчас.

Чем дальше поэт и герой шли дорогами войны, тем более проникались они и народным горем, и народным гневом, и великой любовью к родной земле и ее людям. Эпизод за эпизодом представал перед нами Теркин в самых различных ситуациях, на которые так щедра война, и всегда он действовал, чувствовал, мыслил сообразно своему характеру, своему понятию о долге и морали.

4 стр., 1978 слов

Тема Великой Отечественной Войны в творчестве Твардовского и Шолохова

... Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского Годы Великой Отечественной войны – особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Всё, что создавали в годы войны поэты и ...

«Василий Теркин» — произведение высочайшего гражданского пафоса и глубокой человечности. Поэтому таким удивительным духовным здоровьем веет от этой книги. «Василий Теркин» понравился мне и своим искрящимся, заразительным, согревавшим душу в самое тяжкое время юмором.

«Правда сущая» присутствует и в поэме Твардовского «Дом у дороги». В поэме главенствует лирическая стихия, начиная уже с описания последнего мирного утра Андрея Сивцова, этой изумительной по живописности и звучанию картины прерванного войной вековечного крестьянского труда, вплоть до горько перекликающегося с ней финала, когда вернувшийся на пепелище израненный солдат снова, как прежде, берется за косу.

Война предстает в поэме отнюдь не в стиле быстро расплодившихся «батальонных полотен», а в самых простых, но ранящих сердце подробностях бытия, определяемого отныне совсем други-, ми, чем в мирные дни, законами, потому что «хозяин теперь все-j му война»: недоеные стада, в спешке угоняемые от наступающего врага, осоловевшие от жары и усталости дети, трясущиеся на во-. зах, опустошенные лавиной беженцев колодцы, где «ведра глухо грунт скребли, гремя о стенки сруба».

И так же, как во время рытья окопов и рвов «живьем приваливали рожь сырой тяжелой глиной», давятся, ломаются человеческие судьбы. И исчезают в «неразборчивом, всепожирающем огне войны» не то что дома — «люди теплые, живые», как было сказано еще в «Теркине». Гибнут, пропадают в безвестной дали, но порой и воскресают чуть ли не из пепла, как заново отстраиваемая Андреем Сивцовым хата, как весь его семейный «дом» — «без крыши, без угла», но «согретый по-жилому» его хозяйкой Анной в самых нечеловеческих условиях.

Величайший трагизм совершающегося соседствует в поэме с торжеством человечности, доброты, спокойствия, самоотверженности, надежды на счастье. Но у этой истории нет явственного счастливого конца, который в жизни был сужден далеко не каж-| дой разметанной войной по свету семье. Эта томительная, грозная незавершенность поэмы еще пуще тревожит нашу память, нашу совесть, ибо, как сказано в «Доме у дороги», «счастье — не в забвенье» того, что было, и мук миллионов людей.

Трудно переоценить нравственное и гражданское значение страстной приверженности Твардовского своей заветной теме, возобладавшей в его послевоенной лирике. Эта заветная тема нашла свое воплощение в таких стихотворениях, как «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» — маленькая трагедия, первый памятник неизвестному солдату, первый зажженный в его честь вечный огонь, это завещание, завет всех мертвых всем живым:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Идея стихотворения — единство живых и павших «ради жизни на Земле». Павшие за Отчизну, по мысли Твардовского, имеют неотъемлемую «кровную часть» во всей жизни живых. И «пока в душе нашей живет, звучит торжественная, радостная и вместе скорбная музыка великой Победы, нет прощания с павшими: они, победители, вечно живые» (Г.А. Митин).

2 стр., 885 слов

«События школьной жизни в нашей памяти» ( — учащихся 6 класса)

... ученик, а группа учащихся 6 «А» класса МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры. Нас очень заинтересовала тема «События школьной жизни в моей памяти», и мы подумали о том, что было ... глазах у многих ребят я увидела слезы, потому что они боялись расстаться с родным учителем. Нам предоставили слово, и мы благодарили учителей и родителей, поздравляли ...

В последние годы жизни Твардовский достиг предела лаконизма в решении заветной темы:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Смысл этого стихотворения в том, что Твардовский, хотя и осознает, что нет его вины перед теми, кто погиб, защищая Отечество, но он чувствует себя виноватым, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что Твардовский мог тоже погибнуть, но не погиб. И нет практической вины Твардовского, «но все же, все же, все же…» И все мы будем виноваты, если предадим забвению память о них — павших «ради жизни на Земле».

Нравственная высота, достигнутая поэтом, побуждала его в Дальнейшем ко все более взыскательному взгляду на окружающее, на жизнь.

Находясь на вершине славы и общественного признания, Твардовский по-прежнему оставался в высшей степени требователен к

себе, мучаясь тем, что «недосказал» всей правды о пережитом. Так появляется тема поэмы «По праву памяти», подытожившей, а во многом и переосмыслившей пережитое и самим поэтом, и его близкими.

Поэма «По праву памяти» полностью воссоздает всю испытанную «куда как не только» его семьей драму, когда те, кто «гор- бел годами над землей, кропил своим бесплатным потом» ее, очутились «в скопе конского вагона, что вез куда-то за Урал», а дети подобных «кулаков» стали отныне именоваться «отродьем, не сыном даже, а сынком…». В поэме зорко ухвачен этот процесс размывания связей между людьми, близкими, между словом и делом, между провозглашенным и реальной «практикой», когда вскоре после декларации «званье сын врага народа… вошло в права».

Конец второй главы прощальной поэмы Александра Трифоновича Твардовского дает новый поворот теме, подвергая исследуемую формулу неожиданному и глубоко справедливому переосмыслению:

  • ..за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Сказано, конечно, скупо, скупо и мужественно, однако и на таком суде ведут себя по-разному:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись.

Быль — забыть!

«По праву памяти» отвергает все запреты на память, все уговоры «оглаской непосвященных не смущать» — и предает гласности память о трагедии народной.

Поэма досказала то, что «жило, кипело, ныло» в душе автора.

Перечитывая произведения Александра Твардовского, поистине народного поэта, мы переживаем целую эпоху народной жизни. И как, в самом деле, не благодарить жизнь, подарившую такое замечательное явление нашей литературы, как поэзия Александра Твардовского, выражающая «безбрежную любовь к людям» (Г.А. Митин).

13 стр., 6357 слов

Твардовский по праву памяти читать краткое. «Тема памяти в поэме ...

... По праву памяти», содержание которого мы рассматриваем, называется «Сын за отца не отвечает». Это самая трагическая часть не только в поэме, но и в жизни Твардовского. ... взирал на репрессии. Заключение Поэма Твардовского «По праву памяти» отразила все испытания, что выпали ... памяти Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть ...