Развитие речи младших школьников посредством сочинения

Сочинение

В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение.

Для ребёнка хорошая речь—залог успешного обучения и развития.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, самый трудный для обучающихся начальной школы вид речевой деятельности. Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои мысли и, наконец, непременное условие для написания программных изложений и сочинений.

Среди работ по развитию речи особое место занимает сочинение. Сочинение — вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания.

Начиная с 1 класса в виде небольших устных сообщений эта работа перерастает в серьёзную планируемую умственную работу.

Подготовка к сочинению – это сложный и длительный процесс, он может занимать от одного урока до одной — двух недель. Этотворческий

процесс, и он может включать в себя разные приемы, но есть условие, которое является обязательным: максимальная активность и познавательная самостоятельность учащихся во время подготовки. Этого добивается учитель целенаправленно. Во-первых, благодаря созданию специальной творческой атмосферы, которая создает ситуацию творчества, и, во-вторых, благодаря продуманной и целесообразной работе по накоплению материала к сочинению.

Процесс подготовки независимо от вида сочинения включает в себя три основных этапа:

этап – накопление материала к сочинению (до 2-хнедель).

Этот этап включает в себя: объявление темы будущего сочинения, составление плана наблюдений, проведение экскурсий, беседы, использование межпредметных связей для подготовки к сочинению.

этап – отбор и расположение материала к сочинению: беседа по уточнению границ темы и ее объема, и составление плана последовательности изложения.

9 стр., 4197 слов

Методическая разработка комплексный анализ текста как способ ...

... подготовке учащихся к рецензии, Урок № 2 представляет собой подготовку к самой рецензии. Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту. Чтение текста учителем Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На ... … – позвали из дома. Мы попрощались. … Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, (не)подвижно леж… ...

Орфографическая и речевая подготовка.

этап – словесное речевое оформление сочинения, егозапись.

Отдельным этапом работы над сочинением является его анализ (редактирование).

В зависимости от вида сочинения характер подготовительной работы, её содержание на каждом этапе могут меняться.

Важную роль играет работа над темой сочинения. Тема — это предмет сочинения, что сообщается, о чём говорится в сочинении. От того, как сформулирована тема, во многом зависит качество сочинения. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают, но чаще всего они соответствуют, т.е. тема выражена в заглавии.

Важное требование к теме сочинения – это ее узость и конкретность (точность).

Например, тема «Зима» очень широкая, она имеет весьма смутные границы. Учащимся очень трудно писать сочинение на эту тему, сочинения получаются поверхностными, шаблонными, лишёнными логики. Темы «Зимний лес», «Труд людей зимой» более конкретны, они дают возможность полного и самостоятельного раскрытия.

В подготовке к сочинению необходимо в специальной беседе определить объём и границы темы. Главный вопрос при этом: «О чём мы будем писать в этом сочинении?» Работа над темой – это её обсуждение, выбор того, что относится к теме и того, что к ней неотносится.

Хороший приём обучения – коллективный анализ сочинений, в которых тема плохо раскрыта.

По мнению методистов, составление плана необходимо, так как план – это проект будущего связного текста, его скелет, каркас. Составление плана к сочинению учит детей последовательно, стройно передавать свои мысли, оформлять сочинение.

Форма плана может быть различной:

  • вопросныйплан;
  • в форме повествовательных предложений.

План в I классе обычно даётся готовый, чаще в форме вопросительных предложений. Во II и III классах план составляется коллективно, в IV классе целесообразно самостоятельное составление плана.

Существуют разные виды сочинений в начальной школе.

сочинение по картине

сочинение по серии картин

Сочинения на основе литературных произведений

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sochineniya-mladshih-shkolnikov/

сочинение-отзыв

— Сочинения на основе сравнения героев разных авторов, но по одной теме (например, «Герои Носова и Драгунского»).

В зависимости от целей, которые ставит автор отзыва, различаются виды работ:

письмо(внёмможноподелиться своими впечатлениями о литературном произведении и доказать своё мнение онём );

— заметка (в ней автор информирует читателя окниге);

— обращение (в нём автор старается повлиять на чувства, мысли, поступкичитателя).

— Сочинения о творчестве писателя.

— Сочинение-рассуждение Например, «Можно ли назвать подвигом поступок Матвея Кузьмина?

При написании сочинения разрешается пользоваться словарями, справочниками, текстом. Цитаты в этих сочинениях допускаются. Обращение к тексту должно ограничиваться, не должно превышать 10-15 % от всего объёма сочинения

4 стр., 1692 слов

Научная статья СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ВОКАЛЬНОЙ ...

... мы обращаемся на уроках: на основе восприятия этих музыкальных произведений мы проводим сочинения-миниатюры. Сочинению предшествует работа ... на основе восприятия романса "Сияла ночь. Луной был полон сад..."» (стихи А. А. Фета, музыка ... было довольно боль- 1 См., например: Никитина Е. И. Русская речь: Развитие ... жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план прошедшего времени (в первой ...

— Сочинение сказок. Дети перестраивают сюжет, помещают героев в другие ситуации.

— Сочинение по пословице («Пуганая ворона и куста боится»)

— Сочинение на основе воображения. Нужно давать такие темы, которые предполагают развитие фантазии. («Если бы Старуха не была корыстной.»)

4. Заметка в газету –, Зарисовки –, Сочинения по наблюдениям.

По прошлому наблюдению (присутствует элемент сравнения)

Описание трудового процесса, выполняемого самими учащимися или описание картин природы («Закат солнца», «Наша улица утром», «В лесу осенью»).

Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.