Научная статья СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»

Л. В. ФЕОКТИСТОВА

Ульяновск

Сочинения-миниатюры на основе восприятия вокальной музыки

В опыте многих учителей-словесников стали привычными сочинения на основе восприятия инструментальной музыки. В соответствии с общедидактическим принципом — от простого к сложному — они рекомендованы в учебниках Е. И. Никитиной «Русская речь» для V—IX классов, а методика подготовки к ним подробно описана в пособии «Уроки развития речи»1.

В старших классах этот вид творческих работ дополняет новый, близкий ему, но более сложный — сочинение на основе восприятия вокальной музыки, в частности романсов2. В произведениях данного жанра органически сливаются мелодия и текст. Именно к романсам в исполнении мастеров вокала мы обращаемся на уроках: на основе восприятия этих музыкальных произведений мы проводим сочинения-миниатюры.

Сочинению предшествует работа над соответствующим поэтическим текстом. Покажем один из возможных вариантов урока по теме: «Сочинение-миниатюра на основе восприятия романса «Сияла ночь. Луной был полон сад…»» (стихи А. А. Фета, музыка Н. Ширяева).

I. Краткое сообщение учителя об истории создания стихотворения.

— Есть интересная книга — «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Ее написала Татьяна Андреевна Кузмин-ская, в девичестве Берс, — младшая сестра жены Л. Н. Толстого — Софьи Андреевны. Танечка Берс, как называл ее Л. Н. Толстой в письмах, была живой, обаятельной девушкой, хорошо пела. «У нее было довольно боль-

1 См., например: Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 класс. — М., 2004. -С.70-71; Она же. Уроки развития речи. 5 класс. — М„ 2004. — С. 82-86, 89-91, 165.

2 См.: Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс. — М„ 2005. — С. 276, 293.

Феоктистова Людмила Валерьевна, аспирант.

шое, немного вибрирующее сопрано с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям»3.

В своих воспоминаниях Т. А. Куз-минская рассказывает об одном вечере, на котором присутствовал A.A. Фет:

44 стр., 21753 слов

Сочинения в начальных классах

... его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются специальные уроки. Сочинения ... сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. В пособии ... методику работы по развитию и совершенствованию речи учащихся. По развитию устной речи первоклассникам можно предложить диафильмы и ...

Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить…

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

  • Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно…

Было два часа ночи, когда мы разошлись…4.

На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой листок бумаги с написанными стихами… и сказал: «В память вчерашнего Эдемского вечера!» <…>

  • Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич и исполнил. Этот листок до сих пор хранится у меня5.

Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай, но оно не является зеркальным отражением

3 Толстой С. Л. Очерки былого. — Тула, 1975. — С.74.

4Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. — М„ 1986. — С. 419-420.

5 Цит. по изд.: Фет А. А. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. — М., 1988. -С. 417.

происшедшего. В конечном счете это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви вообще.

Сведения о творческой истории стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно дополнить рассказом ученика об эпизоде из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором описывается выразительное пение Наташи Ростовой.

II. Чтение стихотворения учителем (обязательно наизусть).

Просим учеников мысленно «увидеть» и «услышать» картины, которые рисует поэт:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем

дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу

вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна —

любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

III. Чтение стихотворения учениками.

IV. Филологический анализ стихотворения; в этой работе участвует весь класс под руководством учителя.

В стихотворении — две взаимосвязанные темы: искусство и любовь. Заметим, что этому посвящены многие стихи Фета. В лирическом стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» эти темы слиты воедино.

Композиционно стихотворение делится на две смысловые части. Первая передает картину музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе лирического героя.

2 стр., 805 слов

Почему мне нравятся стихотворения Фета

... стихи Фета стали романсами: «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «В дымке-невидимке...»,» «О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной...», а также знаменитое «На заре ты ее не буди,..». В последнем стихотворении ... слиты в поэтическом мире Фета ...

Выразительно, зримо уже самое начало стихотворения. Живо представляются гостиная и за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. В первой строфе о музы-

ке прямо не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали… Поэт, описывая инструмент, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.

Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр «Я помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели: между двумя встречами с лирическими героинями — «много лет прошло, томительных и скучных»; новая встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по силе своего влияния на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы стихотворений А. А. Фета и А. С. Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота, одухотворенность искусства и чувства любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти томительные и скучные годы, «обиды судьбы», «жгучие муки сердца».

Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь — самое возвышенное в жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения. (Вспомним высказывание Марины Цветаевой: «Всякие стихи ради последней строчки. Которая приходит первой».)

В стихотворении Фета — два времени: время обычное, «томительное и скучное», и время необычное — миг духовного озарения, кратковременный восторг, который по природе своей вечен — «жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план прошедшего времени (в первой части и в первой строке второй части) и план настоящего времени (во второй части), который выражен глаголами слышу, веет и нулевой связкой: …ты одна — вся жизнь, …ты одна — любовь.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» совершенно по своей художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность. Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини, взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют поэтизмы (жгучей муки, веровать) и образные средства: сравнения (струны дрожали, как и сердца у нас; веет, как тогда)] метафоры (Сияла

ночь. Луной был полон сад); эпитеты {лет, томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки).

Музыкальность стихотворения создается разными средствами. Отметим наиболее важные из них.

1. Повторы.

На повторе сонорных [л], [л’], [н] строится звуковой образ. Повтор союза и в начале строк третьей строфы, повтор последней строки во второй и четвертой строфах: Тебя любить, об-

Стихотворение пронизано звуковыми повторами. Ср.: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали / Лучи у наших ног…

нять и плакать над тобой скрепляют строки и строфы стихотворения, связывая два временных плана.

2. Чередование ударных и безударных слогов.

Запишем первую строфу и отметим в нем ударные и безударные слоги:

  • Стихотворение написано шестистопным ямбом, причем в нечетных сроках есть добавочные безударные слоги (в данной строфе — ли); во второй строке пятая стопа, а в четвертой пер-

Сияла ночь. Лунбй был полон сад. Лежали Лучй у наших ног в гостйной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

5 стр., 2124 слов

Анализ стихотворения Фета Учись у них

... душа». Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы…» - лучшее сочинение Человек – это часть всего живого на Земле. И ... стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они ...

Как и сердца у нас за_ пёснию твоёй6.

вая — облегченные. Такой размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкое, с живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и паузами, которые возникают в разных строках стихотворения, создавая живую, эмоциональную речь.

3. Разнообразие синтаксических конструкций.

Две первые строки — своеобразный зачин, который состоит из трех простых, но постепенно увеличивающихся по количеству слов предложений: два слова, четыре слова, девять слов. Две

6 Горизонтальной черточкой отмечены безударные слоги, вертикальной — ударные, кружочком (о) — отсутствие ударения там, где оно должно быть согласно схеме данного размера (это признак облегченной стопы, пиррихия).

следующие строки — сложносочиненное предложение. Остальные строфы состоят из сложных предложений с различными видами связи.

V. Сообщение учителя на тему «Поэзия А. Фета и музыка».

«Фет, — писал П. И. Чайковский, — в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». «Чайковский, — пишет Фет по поводу этого отзыва, — как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло… Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих»7.

Неудивительно, что творчество Фета разнообразно представлено в музыке. Музыку на его стихи написали более ста композиторов, среди которых можно назвать П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, C.B. Рахманинова, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи, М. А. Ба

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика»