Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? Что это значит — духовная жажда?
Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность — не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
Сочинение
Духовная составляющая жизни современных людей – вот одна из проблем, поднятых С. Соловейчиком в этом тексте.
Роль искусства в жизни человека
... не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни. Роль искусства в жизни общества ... -iskusstva-v-zhizni-obshchestva-esse сочинение на тему: Искусство в жизни человека Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не ...
Автор считает, что в наше время духовным можно назвать далеко не каждого человека. В связи с этим, он пишет, что понятие «духовность» не следует отождествлять с такими вещами, как культура поведения и образованность. С. Соловейчик полагает, что духовность есть стремление человека к добру, истинне, красоте. Исходя из этого автор делает вывод, что даже искусство может быть бездуховным, если в нём нет тяги к правде и добру. Но, даже если всё это в искусстве присутствует, человек, читающий книги, посещающий театры и музеи, всё равно не может считаться духовным, если в нём нет стремления к высокому.
Изучив предложенную публикацию, я склонен согласиться с С.Соловейчиком. Мне тоже кажется, что для того, чтобы быть по-настоящему духовным, недостаточно просто получить оброзование, читать книги и ходить в театр. Ведь не всякая книга и не всякая пьеса несут духовные ценности. Об этом размышляли многие известные деятели искусства и литературы, писали многие журналисты, например, писатели Ю. Олеша, Вл. Солоухин, известные журналисты М. Веллер и другие.
В русской классической литературе проблему бездуховности людей и общества в целом рассматривал Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Женитьба» и «Мёртвые души» — это книги о бездуховности. Не случайно главное произведение писателя так и названо: «Мёртвые души». Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв… Эти герои Н. В. Гоголя оказываются менее живыми, чем души умерших крестьян, скупкой которых занимался Чичиков. К сожалению, читая Гоголя, я часто думаю о том, что современное общество потребления ничем не лучше. В сегодняшнем мире тоже немало «мёртвых душ».
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном
сочинении |
Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 1 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 0 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | есть | 2 |
К5 | Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения |
2 | есть | 2 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | есть | 2 |
К7 | Орфография | 3 | 2 ошибки | 2 |
К8 | Пунктуация | 3 | 2 ошибки | 2 |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 1 ошибка | 2 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 0 недочётов | 2 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | 1 |
Всего: | 23 | 18 |
Практикум
Грамотность , К7. Соблюдение орфографических норм , К8. Соблюдение пунктуационных норм , К9. Соблюдение языковых норм , К10. Соблюдение речевых норм
Содержание сочинения
К1. Формулировка проблем исходного текста
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста , К3. Отражение позиции автора исходного текста , К4. Аргументация собственного мнения по проблеме , К11. Соблюдение этических норм , К12. Соблюдение фактологической точности
Речевое оформление