Народная сказка «О жар-птице и волке»

: выучить сказку; углубить знания о фантастических сказках; продолжать развивать умение сравнивать украинские сказки со сказками других народов, выразительно читать народные сказки, объяснять роль фантастических элементов; формировать умение давать собственную оценку поступкам героев сказки; воспитывать доброту, стремление помогать людям.

Тип урока

Оборудование

Ход урока.

І. Мотивационный этап.

1. Обеспечение эмоциональной готовности к уроку.

2. Обмен опытом о мудрых советах своим родителям.

  1. II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация опыта и опорных знаний.

  • Какие виды сказок по смыслу вы знаете? (Социально-бытовые, фантастические, о животных).

  • Какие сказки называются фантастическими? Почему? (Те, в которых происходят фантастические преобразования, есть волшебные предметы, называются фантастическими).

  • Для чего, по вашему мнению, авторы вводят в содержание сказок фантастические элементы? (Чтобы предоставить им обворожительности, необычности).

  • Какие сказки вам больше нравятся — бытовые или фантастические? Почему? (Больше фантастические, так как в их сюжетах есть что-то нереальное и загадочное).

  • Понравилась ли вам прочитанная сказка «О жар-птице и волке»? Чем? (Тем, что волк приходит на помощь младшему брату и добро побеждает зло).

  • А по каким признакам и к каким сказкам вы бы отнесли сказку «О жар-птице и волке»? (В ней есть волшебные предметы, в ней оживает убитый царевич).

  • Какую подобную сказку мы читали на уроке зарубежной литературы? («Сказка об Иване царевиче и сером волке»).

IV. Обработка учебного материала.

Предлагаю вам сегодня путешествие в фантастические сказки. А для путешествия выберем сказочный вид транспорта На ком или на чем вы бы хотели осуществить это путешествие? А может, так, как герои прочитанных вами сказок «О жар-птице и волке» и «Сказка об Иване царевиче и сером волке»?

  • Для того чтобы оседлать такой непривычный вид транспорта, необходимо вспомнить, как называется начало в сказках. (Зачин).

  • Что похожего в зачинах обеих сказок? (Три царские сына отправились на поиски судьбы).

    3 стр., 1211 слов

    «Моя любимая сказка». Украинские героико-фантастические сказки

    ... исследователей. 1-й ученик. Часто в сказках действуют и фантастические существа, которых мы позднее встретим и в литературных сказках. Издавна украинский народ верил в существование демонического ... Мы с вами на следующих уроках обязательно встретимся с этими героями, а сейчас обратимся к сказке. Дети, что называем фантастической сказкой? (Сказка - повествовательное произведение о выдуманных ...

  • У нас есть маршрут путешествия, итак — отправляемся.

1. Главные герои сказки — царские… (Сыновья)

2. Где сидела жар-птица? (Клетка)

3. Сколько было братьев? (Трое)

4. Кто помогал младшему сыну? (Волк)

5. Как в сказке называют девицу? (Госпожа).

6. Какую воду принесла сорока? (Живую).

Вы справились с задачей и догнали царских сыновей.

  • Какими они возникают из украинской и русской сказок? (Двое из них умные, а третьи — глупые. Хотя старшие братья коварные и злые).

  • Почему умные, по смыслу сказки, братья терпят поражения? (Они несправедливо ведут себя с меньшим братом, завидуют ему).

  • Хотели ли бы вы быть похожими на них? (Нет, так как в жизни необходимо быть людьми добрыми и сочувственными).

  • За кем из братьев мы продолжим странствие? (За меньшим братом, так как нас за ним ведет сюжет сказки).

Метод «Пресс».

  • Почему волк взялся помогать дураку-царевичу? (Так распорядилась судьба, когда третьему сыну достался последний путь. Через этот эпизод наблюдаются давние верования людей в то, что «свою судьбу и на коне не объедешь». Младший царевич уже с перекрестка дорог был обречен на потерю коня. Он принял судьбу смиренно, а потому был вознагражден помощью волка).

  • Чем помог волк? Какие последствия могли иметь его советы? (С одной стороны, волк хотел добра царевичу, но с другой — все, чему учил волк третьего брата, называется кражей).

Метод «Дебаты».

  • На хорошие ли поступки подбивал волк царевича? (Нет, подбивал его на нечестные поступки, которые могли бы осрамить младшего сына царя).

  • Как об этом говорится в русской народной сказке? («Честного ли рыцаря это дело, которое ты сделал? А теперь хорошо ли тебе будет, когда я разошлю во все государства обьявить, как ты нечестно в моем государстве поступил?»).

Итак, сказки помогают понять нам, что жить необходимо по совести, честно, чтобы не было стыдно за наши поступки, чтобы государство нами

гордилось.

Метод «Помоги герою».

Пока мы с вами говорили, младшего брата убили коварные братья.

  • Как же это произошло? Зачитайте, как об этом говорится в тексте. («Давай убьем его, а коня, жар-птицу и красную девицу возьмем себе»).

  • Чтобы помочь ему, необходимо сделать коробочки из бумажных заготовок для целебной и живой воды. Перед вами заготовки из бумаги. Чей ряд быстрее сделает их, тот получит одну фишку-перышко.

Вы спасли младшего царевича, а за это попали на свадьбу.

  • Чья же она?
  • Как называется окончание сказки? (Концовка).
    • Какая концовка в прочитанных вами украинской и русской сказках? (Младший брат прощает старших).

V. Итог и обобщение урока.

  1. Справедливо ли, по-вашему, заканчивается сказка? Почему? (Младший сын добрый, сочувственный, умеет прощать, не помнит зла).

    13 стр., 6365 слов

    Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности ...

    ... деятельности младших дошкольников. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств ...

  2. Чем же отличаются бытовые сказки от фантастических? (В бытовых нет волшебных преобразований, необыкновенных предметов).

Метод «Цитатная викторина».

(За каждый правильный ответ ученики получают перышко жар-птицы и кладут его в коробочку; на чьем ряду буде больше правильных ответов, тот ряд и победил).

  1. «Меньший, дурак, взял … (самого плохого) коня».
  2. «Возьмите да и пошлите девку по … (воду)».
  3. «Жар-птица сидит в клетке да и … (поет)».
  4. «Смотрит, аж дурака уже клюет … (сорока)».
  5. «Стоит перед крыльцом … (коляска)».

VI. Мотивация оценок.

Мы вернулись с вами из путешествия, у вас много впечатлений, но не только впечатлений, вы за свою работу еще и получаете баллы, к которым прибавляются и правильные ответы на вопросы викторины.

VII. Домашняя задача.

Для всех: прочитать сказку «Красный Иванко и заклятый город».

Группа 1: уметь пересказывать сказку от лица одного из героев.

Группа 2: выписать из текста сказки фантастические элементы.

Группа 3: представить, кого пригласил младший царевич на свою свадьбу.