«Моя любимая сказка». Украинские героико-фантастические сказки

Сочинение

на основе ранее прочитанных учениками сказок формировать

у них умение выбирать интереснейшие отрывки из любимых народных сказок, навыки их выразительного чтения; развивать стойкие читательские интересы пятиклассников; на примере героев сказок сосредоточиться на моральных акцентах в них борьбы добра и зла, красивого и безобразного; сосредоточиться на проблеме выбора человеком своей жизненной позиции и морального поведения: оптимистичного или пессимистичного; лелеять в детях культ героического лица на примере героев сказок; воспитывать гуманизм, высокие моральные качества.

тип урока:

Оборудование:

Сказка зовет нас в странствования,

велит быть в жизни смелыми и мудрыми,

преодолевать препятствия и беды и не забывать добра мирового,

так как только этим и измеряется наша человеческая сущность

Валерий Шевчук

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя:

Известная украинская поэтесса Лина Костенко о сказке сказала так «Уютно детям в пазухе сказок»

Так бы и слушал о царе Салтане или о том, как весело казак обманывал турецкого султана. о карих конях с пламенем грив, О колдуне, который всем на свете может. И кто бы там что не говорил, А уйдет зло и правда победит!

Вы перелистали немало сказочных страниц, которые открыли вам мир фантазии и мудрости нашего народа, мысленно путешествовали в летающем корабле, радуясь верности и взаимопомощи друзей младшего сына. Скажите из какой сказки этот герой? (Да, из украинской народной сказки «Летающий корабль».)

Вы были свидетелями и того, как Ивасик Телесик освободился от Змеюки, восхищались мужеством и храбростью мальчика, его изобретательностью. О какой сказке речь идет? («Ивасик Телесик»)

Прочитаем, дети, еще раз слова Валерия Шевчука, которые записаны на доске, которые сопроводят нас на протяжении всех уроков изучения сказок. Учитель читает цитату, делает соответствующие акценты и продолжает вступительное слово.

Известный украинский педагог Василий Сухомлинский считал, что сказки, прочитанные в детском возрасте, навсегда откладывают в сердце «зернышки человечности, из которых составляется совесть». Вы, наверное, тоже заметили, что сказки приносят не только эстетичное удовлетворение, а и заставляют нас задуматься над проблемой реальной жизни — выбором друзей, поведения, правильного решения. К таким раздумьям побуждают нас сказки, где герои проявляют хвастливость, корыстолюбие, нечестность, ухищрения, спесивость, подлость — вот черты характера сказочных персонажей, которые вызывают у нас осуждение, иногда даже и смех. Давайте обратимся к нашей иллюстрированной викторине, которая составлена по вашим иллюстрациям.

42 стр., 20797 слов

«Правила школьной жизни»; - эмоционально-оценочный компонент: ...

... обязанности в повседневной жизни, будут способствовать повышению уровня правовой воспитанности младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «правовое воспитание». 2. Охарактеризовать развития младших школьников общеобразовательной организации. 3. Описать правовое воспитание младших школьников как направление ...

2. Иллюстрированная викторина.

Вопрос к викторине:

1) Какой эпизод и какой сказки нарисован на иллюстрации?

2) Кто может рассказать об этом эпизоде?

Итак, дети, сказочные эпизоды, герои сызмала живут с нами, помогают осмысливать жизнь, различать добро и зло, фантастическое и реальное, смешное и страшное, красивое и безобразное. Поэтому сказка всегда интересная для нас. Так вот сегодня мы еще раз погрузимся в мир сказки.

3. Парад сказочных героев.

Сегодня урок наш не совсем обычный. Мы увидимся с некоторыми

героями, которые придут к нам из сказки, и послушаем их рассказ о себе или о них наших учеников-исследователей.

(Детям были заранее даны задачи подготовить рассказы. В комнату парадом заходят сказочные герои, дети угадывают, кто пришел к ним.)

3) Сообщение учеников-исследователей.

1-й ученик. Часто в сказках действуют и фантастические существа, которых мы позднее встретим и в литературных сказках. Издавна украинский народ верил в существование демонического мира. Что же это за мир?

Демонология

Демоны — фантастические существа, популярнейшими среди которых являются мавки, русалки, домовые, хухи и потерчата, нечистая сила.

Русалки — олицетворение опасной водной стихии, похожи они на молодых девушек, которые живут в реках. Русалками становились девушки, которые утопились. Ночью, когда восходит луна, они выходят на берег, чешут свои длинные зеленые волосы и замечательным пением заманивают к себе и защекочивают.

Мавка — подобна русалке. Живет в реках, или водоемах, выходит на берег только ночью. Мавки бывают и в лесу.

Нечистая сила

Домовой — это не злой дед, а домашний бог, охранник домашнего очага и семейных святынь.

Потерчата

Хуха — мифическое существо, рыхлое, как мхи, иногда оно появляется перед людьми.

2-й ученик. В народных поверьях представители нечистой силы не только вредили, а и помогали людям.

  • Русалки носили воду и поливали, присматривали фонтан.
  • Ведьмы подметали метлами двора, прихорашивали его.
  • Хухи обкладывали стены мхами.
  • Мавки пололи и присматривали цветники. Лешие сажали деревья и роскошные кусты.

Учитель. Мы с вами на следующих уроках обязательно встретимся с этими героями, а сейчас обратимся к сказке.

  • Дети, что называем фантастической сказкой? (Сказка — повествовательное произведение о выдуманных лицах и событиях, преимущественно с участием фантастических сил).

  • Скажите, какие сказки мы с вами изучали? (Дети называют сказки).

  • О чем вы из них узнали? (Встает и выходит Котигорошко.)

Дети, к нам сегодня пришел Котигорошко, попросим его познакомиться ­

2 стр., 687 слов

Поиски истины и смысла жизни героями русской литературы

... Преступление и наказание». С самого начала Родион Раскольников, герой времени, бывший студент, мечется по улицам Петербурга в какой-то невыразимой тоске и ... она пробуждает его к жизни, растапливает лед в его ... и другая, полная сострадания и доброты. Эта другая половинка и совершает хорошие поступки: отдает семье Мармеладова последние деньги, помогает старому отцу погибшего товарища, вытаскивает детей ...

с нами, пусть расскажет, почему его так называют. (Котигорошко почтенно рассказывает историю своего рождения и имени, зачитывает отдельные строки сказки.)

  • А кто прочитал сказку о Котигорошке?
  • Мы можем назвать ее героико-фантастической?
  • Почему? Что же здесь фантастического? (Змей, необыкновенная сила Котигорошко).

  • А как проявилась необыкновенная сила Котигорошка? (Найти и зачитать в сказке.)
  • Дети, с помощью памятки для характеристики героев мы охарактеризуем Котигорошко и Змея. (Памятка записана на доске.)

5. Памятка для характеристики героев с элементами сравнения.

  • 1) Внимательно прочитайте произведение.
  • 2) Подберите из текста отрывки для характеристики литературных героев (фантастических действующих лиц).

    Обратите внимание на их внешности, поведение, язык.

  • 3) Что объединяет персонажей?
  • 4) Чем они отличаются друг от друга?
  • 5) Как вы относитесь к каждому из них? Кому больше симпатизируете? Кого осуждаете? Докажите свою мысль, опираясь на текст.

6. Подберите поговорки и пословицы для выражения вашей характеристики.

  • Какое чувство вызвал у вас Котигорошко?
  • А что вы расскажете о своих чувствах к Змею?
  • У кого из них в душе добро, а у кого — зло?
  • Кто помогал Котигорошко?
  • Почему, по вашему мнению, он одержал победу?
  • Давайте рассмотрим ваши рисунки-иллюстрации по смыслу сказки и прокомментируем их.
  • Итак, какие лучшие черты мы можем воспитаться в себе на примере героев сказки. (Героизм, гуманизм, высокие моральные качества) Поднимается Красный Иванко и дети указывают, из какой сказки .

Дети, следующая сказка, которую вы прочитали, называется «Красный Иванко и заклятый город». Недаром нам наши исследователи рассказали о нечистой силе из демонологического мира.

  • С кем боролся Иванко?
  • Почему продала Иванко иметь? Зачитайте, как это произошло.
  • Как мальчик жил с матерью?