Подготовка к сочинению — рассуждению

Открытый урок русского языка в 8-м классе., Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Цель урока

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек — сам творец своего счастья.

Задачи урока:

1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

2) уметь находить авторскую позицию;

3) определять тему, идею и проблему текста;

4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.

Тема нашего урока — «Учимся писать сочинение – рассуждение».

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

— Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

3 стр., 1160 слов

Учимся писать -рассуждение на дискуссионную тему — КОНСПЕКТЫ ...

... тезис, аргумент Запись домашнего задания: написать сочинение-рассуждение "Нужны ли клички людям?” Создание устного высказывания. Сформулируйте тезис на тему "Нужны ли клички людям?”. Какими ... перед собой в начале урока? Достигли этой цели или нет? Оценка работы класса Описание, повествование, рассуждение Художественный, разговорный, научный Сочинение-рассуждение Рассуждать, значит, доказывать ...

— Что такое счастье?

— Какие ассоциации возникают у вас? ( запись в тетрадь)

— Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача.

— Теперь мы познакомимся с текстом. Я предлагаю вам его выразительно прочитать.

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

(авторская позиция)

С тех пор я стал ждать радугу

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми . Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

4. Работа с текстом.

1

Перед тем, как разбираться в прочитанном, давайте назовем основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

— Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Итак,

2 абзац

3-4 абзац

5 абзац

— О чём этот текст?

— Что такое счастье для героя рассказа?

2 стр., 621 слов

Сочинение счастье по тексту алексина

... сказано в данном тексте, счастье — это покой и воля, для других — вечная борьба и вкус победы. Но вот в чем проблема: настоящее счастье, утверждает А. Алексин, — это не то, ... ­стье мелкое, личное, материальное, поэтому и дела никому нет до его горя. По-своему счастлив и Обломов — герой одноименного романа И.А. Гончарова. Илья Ильич, пребывая ...

— Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2.Формулировка проблемы

— Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения.

— Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

— Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

— Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

— Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

— Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка. Прокомментировать проблему – значит

— показать степень понимания текста;

— понять замысел автора;

— понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

— К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

— Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Кого особенно интересует эта проблема?

5 стр., 2328 слов

Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

... вступился за поднявших бунт крестьян. Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей ... в нищете крестьянства и отсутствии справедливости. Составляющие истинного счастья В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. ...

— На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

— Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

— Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

— Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

4. Формулировка авторской позиции

— Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Позиция автора

— Обратимся к тексту.

— Какова же авторская позиция?

Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

— Согласны ли вы с мнением автора?

— Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка.

— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

— В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание

Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

10 стр., 4579 слов

Сочинение чем руководствоваться в жизни разумом или верой

... разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры ... жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в Боге. Достижение человеческого счастья ... Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг ... Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в ...

В.А. Сухомлинский.

— Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)

— Счастливы ли вы?

(Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова

— У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем , но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез . Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия., Домашнее задание.

— Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.