Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

История создания , . Творение по частицам собирали близкие товарищи поэта

10 стр., 4688 слов

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

... странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». ... на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. ... упал птенец, а один из мужиков его ...

Николай Алексеевич умирал в муках, но всё же нашёл в себе силы ответить на поставленный в начале вопрос о том, кому же сладко живётся в родной державе. Самым счастливым человеком оказался он сам, поскольку преданно и непоколебимо отстаивал интересы своих соотечественников. Именно этот факт поддерживал его в борьбе с роковым недугом. История поэмы началась в 60-х годах XIX века, первая часть была написана в 1865 году.

В 70-х годах были написаны важнейшие части поэмы:

  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Поэт хотел создать намного больше, но чувствовал себя всё хуже, поэтому был вынужден остановиться. Литератор свято верил, что люди, похожие на Добросклонова, найдут в себе силы помочь России, которая погрязла в нищете крестьянства и отсутствии справедливости.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой.

Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин.

Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов.

Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, — это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

14 стр., 6666 слов

Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

... жизни. В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь. ... в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа. В поэме показаны крестьяне, ... автора поэмы. Произведение Н.В. Гоголя – это раздумье о судьбе России. Произведение воспринималось неоднозначно: одни современники Гоголя видели в поэме ...

Эволюция понятия , Счастливцами для них видятся попы

Эти двое довольно похожи между собой. Оба выражают печаль о прошедших «сытых» временах, когда власть и достаток можно было получить, ничего для этого не делая. Счастье, которое казалось вечным, куда-то исчезло вместе с землёй и покорными рабами в лице крестьян, поэтому «помещик зарыдал».

После услышанного мужики понимают, что настоящее чувство кроется где-то глубже. На их пути встречается крестьянская ярмарка, на которой попутчики решают найти счастливого человека. Теперь проблематика поэмы принимает другое направление — мужчины хотят отыскать не просто счастливца, а такового среди бедных людей.

На ярмарке им предлагали и огромный урожай, и много хлеба, и волшебные способности, однако ничего из этого мужики не захотели. Они уже убедились: есть что-то выше, нежели материальные блага.

Стать аргументом этого может история жизни Ермила Гирина. Этот мужик всегда старался жить по правде, поэтому его любили люди, но в результате и он оказался несчастливым. В какой-то мере он предвещает встречу с Гришей Добросклоновым, который тоже отдал свою жизнь во имя спасения народа. На как же был отблагодарён Гирин? Его посадили в тюрьму за то, что он вступился за поднявших бунт крестьян.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён, Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» — пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

2 стр., 862 слов

Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси ...

... народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме ... Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… С горькой иронией называется село Кузьминское "богатым". Оно ... а не будет ли Носиться с этим счастием Под старость тяжело?.. У крестьян-тружеников все ... в то же время талантлива крестьянская Русь. В поэме выделяется образ каменотеса, "плечистого", "молодого. ...

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» — заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — завершающее произведение творчества поэта. Поэт отражает темы народного счастья и горя, рассказывает о человеческих ценностях.

Счастье для героев поэмы

Главные герои произведения – семь мужиков, которые отправляются на поиски счастья в России-матушке. О счастье герои рассуждают в спорах.

Первым на пути странников встречается священник. Для него счастье – это спокойствие, честь и богатство. Но ни того, ни другого, ни третьего у него нет. Он убеждает героев также, что счастье отдельно от остального общества совершенно невозможно.

Помещик видит счастье в обладании властью над крестьянами. Крестьянам же важен урожай, здоровье и сытость. Солдатам мечтается о возможности выживать в сложных сражениях. Старушка счастье находит в знатном урожае репы.Для Матрены Тимофеевны счастье в достоинстве человека, благородстве и непокорности.

Ермил Гирин

Ермил Гирин видит свое счастье в помощи народу. Ермила Гирина уважали и ценили мужики за его честность и справедливость. Но единожды в жизни оступился и согрешил – отгородил своего племянника от рекрутчины и отправил другого парня. Свершив такой поступок, Ермил едва не повесился от мучений совести. Но ошибка была исправлена, и Ермил выступил на стороне бунтующих крестьян, и за это его посадили в острог.

Понимание Счастья. Гриша Добросклонов

Постепенно поиски счастливца на Руси перерастают в осознание понятия Счастье. Счастье народное представляет образ Гриши Добросклонова – заступника народного. Будучи еще ребенком, он поставил перед собой цель бороться за счастье простого крестьянина, за благо народное. Именно в достижении этой цели – счастье для молодого человека. Для самого автора близко именно такое понимание проблемы счастья на Руси.

7 стр., 3212 слов

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

... дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет. «Кому на Руси жить хорошо» — сочинение ЕГЭ Эпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить ... мужикам. Постепенно, к концу поэмы мужики начинают осознавать и ценить счастье. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” популярна и ... поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян. Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — ...

Счастье в восприятии автора

Главное для Некрасова – способствовать счастью окружающих людей. Сам по себе счастлив человек быть не сможет. Для народа счастье станет доступным только тогда, когда крестьянство обретен свою собственную гражданскую позицию, когда научится бороться за свое будущее.

Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо?

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Значение свободы

С другой точки зрения оценить проблематику счастья героям предлагает Матрена Тимофеевна — типичная крестьянка. Её жизнь была полна лишений и бед, умиротворение она ощущала лишь в детстве, когда была свободна. Женщина на протяжении всей жизни кому-то подчинялась: своему суженому, его недоброй родне, помещикам, которые убили её старшего ребёнка и выпороли младшего, несправедливости, из-за которой её муж был отдан в армию. Радостной она почувствовала себя лишь тогда, когда попыталась восстать против этого всего и пошла просить за любимого.

Семеро путешественников оценили определение счастья как свободы. Они начинают искать не достаток, а «непоротость», являющуюся знаком воли. Странники осознали, что материальные блага они получат лишь после того, как смогут сами решать, как им жить. Некрасов обращает внимание читателя на проблему холопства, крепко засевшую в умах тогдашних людей.

На момент написания поэмы многомиллионный народ уже получил свободу в виде отмены крепостного права. Не просто так в главе «Последыш» многие вахлачане легко соглашаются сделать вид, что они крепостные, ведь эта роль оказывается прибыльной и, что греха таить, привычной для них. Свобода существует лишь на бумаге, а мужики всё ещё снимают шапки перед помещиками. Автор демонстрирует всю опасность такого «театра» — Агап, которого якобы выпороли на радость старому князю, действительно умирает на следующее утро из-за позора.

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

4 стр., 1611 слов

Как понимают счастье герои и автор в поэме Н.А. Некрасова «Кому ...

... Родине и народу. Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого ...

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению