Описание с элементами повествования по картине «Грачи прилетели»

Сочинение-описание с элементами повествования по картине

«Грачи прилетели».

Цели урока:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по картине

«Грачи прилетели»;

  • углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;

  • активизировать лексику по теме «весна» и ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, изображено, мастер, этюд и т. п.

Оборудование урока: репродукция картины «Грачи прилетели» (см. цветную вклейку), искусствоведческий текст.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

— Давайте посмотрим в окно…Что мы видим? Мы видим, что на улице весна!

— А какие признаки весны вы заметили? (Тает снег, капель, птицы прилетают с юга, все ярче светит солнце, стволы деревьев стали темнее, птицы вьют гнезда и т. д.)

— Неслучайно мы с вами завели разговор о весне… Вот перед нами картина «Грачи прилетели», на которой тоже изображена весна.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся художник-пейзажист, основоположник «пейзажа настроения» в русской живописи. Родился художник в Москве в небогатой купеческой семье. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в возрасте 14 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Успешно (с медалями и грамотами) завершает его. Много ездит по Европе, совершает ежегодные творческие поездки на Волгу, где пишет свои лучшие работы («Печерский монастырь под Нижним Новгородом»).

С начала 70-х годов XIX века Саврасов постоянно совершает поездки в провинцию. С Поволжьем было связано создание картины «Грачи прилетели». Это был трудный период в жизни Саврасова: в феврале умерла его новорожденная дочь и тяжело заболела жена. И все-таки весной он выбирается на «врачующий простор» природы. В 1871 году Саврасов приехал в Кострому. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках и поскакал в деревню навстречу весне, навстречу природе. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на убогие избы, на ветхую каменную церквушку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по дороге, присмат­ривался, прислушивался, а весна все не приходила. Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу.

4 стр., 1967 слов

Саврасов алексей «грачи прилетели» описание картины, анализ,

... Саврасов показал пример нового видения мира, очень реалистичного и превосходящего классику. И даже на сегодняшний день картина не утрачивает своей популярности. Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели ... символ весны в сочинении по картине «Грачи прилетели» Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Картина называется «Грачи прилетели», и это дает нам ключ к пониманию картины. ...

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за ок­ном голубое небо. Наскоро накинув халат, Саврасов на­стежь распахнул створки окна. Робкий луч солнца проло­жил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим, пронзитель­ным криком, стаями и в одиночку, они кружились в про­зрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожи­ли: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетев­шие из-за моря долгожданные гости. Саврасов ждал и нашел подходящий момент, когда в природе вдруг все на­чало меняться. Теперь он мог показать природу в движе­нии. «Грачи прилетели» — так назвал художник свою кар­тину. В ней он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны. «Грачи прилетели», по мнению многих искусствоведов и кри­тиков, является лучшим пейзажем Саврасова. Его счи­тают своего рода живописным символом России. «Грачи прилетели» — это лирический пейзаж, поэтический образ весенней природы, волнующий зрителя.

Беседа по картине.

Учитель предлагает рассмотреть картину и спраши­вает:

> Что изображено на картине? Какие чувства хотел выра­зить художник? (Яд картине изображен приход весны, когда природа просыпается после долгого зимнего сна, деревья готовятся одеться в свои зеленые, свежие наря­ды, а трава еще не начала пробиваться сквозь мерзлую землю. Мы видим самое начало весны. Саврасов хотел показать красоту этого времени года и свою любовь к этому уголку природы.)

Почему картина называется «Грачи прилетели»? (Кар­тина называется так, потому что художник выбрал вре­мя года, вестниками которого являются грачи, так как это первые перелетные птицы, которые возвращаются с юга.) Как вы думаете, что было дорого самому художнику, когда он писал эту картину? (Это грачи. Художник об­радовался их прилету и сумел показать радость птиц, вернувшихся в свои родные места. Здесь их родина, здесь их старые гнезда, где они будут выводить потомство.) Присмотритесь внимательнее к картине. Как Саврасов изобразил радость грачей? (Грачи стаями и в одиночку кружатся в прозрачном весеннем воздухе, некоторые уже обживают гнезда, хлопочут вокруг них, и кажется, что птицы от волнения и радости кричат, ликуют.) Какое настроение вызывает у вас картина? (И радост­ное и немного грустное. Радостно от прилета грачей, от весеннего неба, а грустно смотреть на грязноватый се­рый снег, на старые корявые березы, на темные прота­лины.) Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать пробуждение природы? (Художник использовал разные краски: теплые серо-коричневые и холодные серо-голубые тона, а в цвете неба над колокольней преобладает кое — где чистый голубой цвет.) Какие особенности в построении (композиции) карти­ны вы заметили? Какой композиционный прием ис­пользовал художник, чтобы лучше увидеть прилет гра­чей? (Большую часть картины занимает небо, на фоне которого хорошо видны грачи.

Все в картине устремлено вверх: и корявые березы, и церковь, и колокольня. Березы с гнездами грачей расположены в центре, на переднем плане картины. Сам формат полотна тоже вытянут кверху. Все это подчеркивает, что главное в картине — прилет грачей.) О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой кар­тине? Что вы будете описывать? («Я бы написала, что природа просыпается, птицы, прилетевшие с юга, начали обустраивать свои гнезда, все в движении, в радостных хлопотах. Сквозь проталины просматривается земля». «Вдали виднеется невспаханное поле, дышащее почвен­ной влагой». «Среди построек возвышается старая ка­менная церковь с колокольней. Если приглядеться, то мы сможем заметить сквозь отдельные кучевые облака про­блески весеннего солнца».) Учитель предлагает учащимся записать слова, на кото­рые можно опираться при работе над сочинением.

Опорные слова: данное — небо, снег, березы, грачи, цер­ковь, поля.

Все эти слова опорные — объекты для описания, то, что нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «но­вого» о «данном»?

На доске делается запись:

«Данное»

«Новое»

небо

голубое, серое, блеклое, местами грязно-серое, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака, голубое сияние, серо-голубое, высокое, бездонное

снег

талый, ломкий, мокрый, грязный, серый, серо­-коричневый, местами еще белый, глубокий, пористый, словно вата, нерастаявший

березы

кривые, старые, корявые, с черными прошлогодни­ми гнездами, угловатые, уродливо искривленные, голые тонкие ветви

грачи

вестники весны, перелетные птицы, суетливые, неугомонные, крупные, важные, горделивые, драчливые, радостные, шумные, крикливые

церковь

старая, обшарпанная, с облупившейся штукатур­кой стен, каменная, ветхая, возвышается

поля

дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бескрайние, безграничные, бурая почва

С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что Саврасов изобразил особую пору в жизни природы — весну, признаки весеннего пробуждения природы, первое дуновение весны». «Л я думаю, что сначала надо расска­зать об истории создания картины».) Что бы вы написали после вступления, в основной час­ти сочинения? (Стал бы подробно описывать деревья, птиц, церковь, поле, снег, небо.)

О чем бы вы рассказали в заключительной части сочи­нения? («Я бы написала о том, какие чувства вызывает у меня картина «Грачи прилетели». «А я бы сказал о том, что Саврасов — родоначальник лирического пейзажа в русской живописи, что он с большой любовью и поэтичностью изобразил один из уголков России».)

Работа с искусствоведческим текстом.

А теперь послушайте, как описал эту картину В. Петров, автор книги о Саврасове.

Уже в названии этой замечательной картины слышится радостное провозглашение наступления утра года; все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Человеку, создавшему ее, был внятен язык природы.

Серенький весенний день. Корявые березки на окраине села. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков голубое небо. За дощатыми заборами, среди изб возвышаются старинная церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен. Еще дальше расстилаются просторы полей с нежно-лиловыми перелесками и белыми полосами нерастаявшего снега на бурой почве.

Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Ведь в «Грачах…» радости весеннего обновления причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих жилищ, и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение.

> Что непонятного вам встретилось в тексте? (При необходимости идет толкование непонятных слов.)

> Соответствует ли содержание текста картине? (Да, в тексте описывается картина Саврасова «Грачи прилетели».)

> Обратите внимание на построение текста: каждая новая часть начинается с красной строки. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой), имеющие четкие границы, образуют абзацы.

> А связаны ли эти абзацы между собой? Если да, то как? (Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце говорится о названии картины. А второй абзац автор начинает с описания того, что мы непосредственно видим на картине. Второй абзац насыщен прилагательными, а в третьем абзаце как бы делается вывод о радости весеннего обновления природы.)

> Понравился ли вам этот текст? (Мне текст очень понравился. Автор хорошо и подробно описывает картину. После чтения текста я лучше поняла эту картину.)

> Что нового о картине Саврасова вы узнали из текста? (О том, что художник очень любил родную природу и передал нам свое весеннее настроение.)

> Как видите, автор текста нашел новые красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении по картине использовать богатые возможности русского языка.

Словарно-стилистическая работа

> Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: живопись (вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок), пейзаж (картина, изображающая природу), лирический пейзаж (поэтический, задушевный, взволнованный).

> Образуйте от имен существительных «пейзаж», «живопись» слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец).

> Найдите в тексте имена прилагательные, обозначающие цвет (серенький день, белый снег, бурая почва, нежно-лиловые перелески, белые полосы).

> Подберите синонимы к следующим словам, используемым в тексте: замечательный (исключительный, выдающийся, чудесный, прекрасный);радостный (веселый, ликующий, счастливый); удивительный (необычный, превосходный); трепетный (волнующий, взволнованный), бездушный (бессердечный).

Составление плана сочинения.

Вам предстоит написать по картине «Грачи прилетели» сочинение-описание с элементами повествования, то есть соединить в своем сочинении рассказ об истории создания картины или о пробуждении весенней природы с описанием непосредственно картины. Исходя из этого, составим с вами два варианта плана, из которых вы выберите один для своего сочинения.

План.

1. Вступление (история создания картины).

2. Основная часть (тема картины и средства ее раскрытия):

а) образ грачей;

б) композиция картины;

в) гармония красок;

г) световоздушная среда.

3. Заключение («Грачи прилетели» — лирический пейзаж).

Учитель предлагает выполнить работу дома или в классе (по выбору):

написать сочинение-описание с элементами пове­ствования по картине «Грачи при­летели»; написать о весеннем пробуждении природы, изоб­раженном на картине «Грачи при­летели».