Интегрированный урок ИЗО и русского языка
«Конкурс русских красавиц»
(Описание русского национального костюма)
5-й класс
Автор разработки: Гужиченко М. А., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5 имени Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской обл.
Цели:
Продолжить работу над описанием как одним из типов текста, учить писать сочинение-описание, составлять план; закрепить знания символики в национальном костюме, видов вышивки и цветовой гаммы.
Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся; продолжить формировать умение выполнять эскизы русского национального костюма.
Вызвать интерес к изучению традиционной одежды Древней Руси.
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Обучающая:, Развивающая:, Воспитывающая:, Проблема урока, Оборудование и материалы:
выставка изделий народных умельцев,
презентация,
куклы в народных костюмах.
Ход урока
Актуализация знаний, Учитель русского языка:
- Назовите известные вам типы речи.
указать его признаки/
с общего впечатления от предмета/
на его особенности, описываем детали, части/
/показываем свое отношение к предмету/
2. Постановка учебной проблемы, Мотивация учащихся в начале урока: презентация, Учитель ИЗО:
— Посмотрите на интерактивную доску. Что вы видите на экране? Как эти картины русских художников могут быть связаны с темой нашего урока? /Показывает слайды с картинами русских живописцев, с изображением девушек в народных костюмах/
Учитель русского языка:
- Закройте глаза и представьте, что наши картины ожили. /Входят 3 девятиклассницы в народных костюмах с танцевальными движениями под народную музыку, читают стихотворение/:
“ Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна,
Умывалась чистою росой,
Надевала яркий сарафан,
Золотом расписной,
Бисером вышитый.
На голове кокошник,
А на ногах сапожки”.
о наряде русской красавицы/
яркий сарафан, кокошник, сапожки/
/О русском национальном костюме/
2)Демонстрация слайдов с русскими национальными костюмами.
Учитель ИЗО:
- А кто, по вашему мнению, создавал эти наряды? ( Народ )
- Совершенно верно, смотришь на них и словно чувствуешь тепло человеческих рук, человеческой души.
Учитель русского языка:
— На слайдах презентации вы увидели, что русский народный костюм чрезвычайно разнообразен и по форме, и по способам декоративного оформления. А задумывались ли вы над тем, почему русский народный костюм отличается таким многообразием? /Огромная территория России, талантлив русский человек, у каждого человека талант проявляется по-своему, каждый по-своему видит прекрасное в окружающем мире, по-своему изготавливал русский человек и одежду, и предметы народного быта /обращение к выставке мастеров Хохломы/.
Интегрированный урок развития речи и музыки «Описание по ...
... С. Ротару 3. ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ, Учитель русского языка: Но всё же самый прекрасный образ лебедя в музыке принадлежит Камилю Сен-Сансу. Учитель музыки: - "КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ" - зоологическая ... ЗАДАЧИ УРОКА) 2. Вступительное слово учителя русского языка: - Сегодня вас ждёт встреча с прекрасным, ещё одна страничка музыкальной энциклопедии откроется для вас. Для сочинений по воображению ...
- Обратите внимание на слова известного литературоведа Натальи Ситниковой: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”. Согласны ли вы с этим утверждением . Выскажите предположения.
/Люди со злой душой, черной душой, не видящие красоту в том, что нас окружает, не могли бы создать ничего удивительного, радующего глаз. Сейчас мы и попробуем доказать , что и мы с вами – тоже люди талантливые//
- Запишите дату, тему в тетрадях по развитию речи:
Описание русского национального костюма”., Поиск решения, Учитель русского языка:
1)Лабораторная работа в парах:
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна, вышивка на рубахе должна была оберегать женщину, узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол |
сарафан |
праздничный, из дорогой ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами |
епанечка |
короткая утепленная кофта без рукавов и воротника |
понёва |
домотканая клетчатая юбка из шерсти с поясом, обшита лентами и тесьмой. |
передник |
украшен узорными полосами, несет символику, связанную с землёй |
кокошник |
старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы, характерная черта кокошника — гребень, сверху украшали парчой, бисером, бусами, жемчугом |
Тексы для анализа, Карточка 1.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание рубахи
шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину . Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол.
Карточка 2.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание сарафана и епанечки
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны . Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали епанечку — короткую утепленную кофточку без рукавов и воротника.
Карточка 3.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание понёвы.
понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти
Карточка 4.
- Прочитай текст и выпиши в таблицу описание передника.
К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.
Карточка 5.
- Прочитай текст и выпиши в таблицу описание кокошника.
Коко́шник
2)Защита групповых работ
Применение нового знания
1)Игра «Собери костюм» (по группам)
Учитель ИЗО
- А теперь долгожданный сюрприз: объявляется конкурс русских народных красавиц. Каждая команда должна нарядить свою куклу (на доске), а затем и описать ее. Задание на скорость, оценивать будет строгое жюри (девочки-девятиклассницы)
/ Пятиклассники по очереди с каждого ряда подбегают к доске и прикрепляют на куклу один элемент нарисованной дома народной одежды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно подготовила свою красавицу к конкурсу/
Учитель ИЗО:
–Посмотрите, какие разные костюмы создали вы дома. Каждый из вас, выполняя домашнее задание, был и художником, и творцом нового костюма. Вы все – разные, поэтому и костюмы получились такие разнообразные. А теперь напомните мне, из каких деталей состоят костюмы ваших красавиц?
2) Конкурс русских красавиц
Учитель русского языка:
(работа в парах)
- Используя карточки-подсказки, рабочие материалы в тетрадях и план, составьте описание нарядов ваших красавиц.
Карточка-подсказка 1.
/девушку в удивительном наряде; женщину лет пятидесяти; мужчину в русском народном костюме/
/рубаха, майка, свитер/
/понёва, сарафан, шуба/
/кокошник, кика, венец/
«Я невольно залюбовался нарядом этой девушки. Такую красоту мог создать только талантливый человек»
Карточка-подсказка 2.
/костюм, наряд/
/сарафан, рубаха, шуба/
/понёва, куртка, плащ/
….» /передник, платок, сарафан/
/шапка, берет, кокошник/
«Удивительная русская красавица стояла передо мной»
Карточка-подсказка 3.
/рубахе, шубе, переднике/
/серебряное, золотое, бронзовое/
епанечка, кофточка, плащик/
/шапка, кика, кокошник/
«Мною овладела гордость за народных умельцев, сотворивших своими руками удивительной красоты русский костюм»
Подведение итогов жюри
- На наш взгляд, самое интересное описание получилось у … команды.
Учитель русского языка:
— Вот и мы с вами попробовали создать свой вариант русского национального женского костюма. Удивительные у нас получились наряды! Значит, и мы с вами люди по-своему талантливые, умеющие видеть красоту вокруг, а главное, умеющие ее создавать…
Домашнее задание /на выбор/
- обвести контур народного костюма и составить несколько предложений для его описания,
- раскрасить народный костюм и написать сочинение-описание русского народного костюма, используя материал урока.
Рефлексия, Учитель ИЗО:
- Почувствовали ли вы себя духовно богаче после сегодняшнего урока? Почему? /Приблизились к постижению тайны красоты русского народного костюма/
- У вас на столах расписные матрешки (тоже изделия русских умельцев).
Если вы уходите домой с хорошим настроением, если вы поняли материал урока — раскрасьте матрешками наш с вами еще один сарафан.
- Удивительно яркий получился сарафан. Значит, урок не прошел для вас зря.
Я желаю вам видеть вокруг только прекрасное и пытаться своими руками делать наш мир лучше и чище.
Приложение
Лабораторная работа в парах
-П рочитай текст-описание русского национального костюма и подбери рабочие материалы к описанию своего элемента одежды.
Карточка 1.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание рубахи
Основой женского народного костюма была рубаха . Носили её повсеместно и крестьяне, и зажиточные слои населения. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол.
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
|
сарафан |
|
епанечка |
|
понёва |
|
передник |
|
кокошник |
Карточка 2.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание сарафана и епанечки
сарафаны.
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
|
сарафан |
|
епанечка |
|
понёва |
|
передник |
|
кокошник |
Карточка 3.
- Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание понёвы.
На юге России вместо сарафана носили понёву , домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Подол понёвы обшивали лентами, тесьмой, украшали богатой вышивкой, зубчиками и лентами.
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
|
сарафан |
|
епанечка |
|
понёва |
|
передник |
|
кокошник |
Карточка 4.
- Прочитай текст и выпиши в таблицу описание передника.
К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
|
сарафан |
|
епанечка |
|
понёва |
|
передник |
|
кокошник |
Карточка 5.
- Прочитай текст и выпиши в таблицу описание кокошника.
Коко́шник
Объект наблюдения |
Рабочие материалы |
рубаха |
|
сарафан |
|
епанечка |
понёва |
|
передник |
|
кокошник |
Карточка-подсказка 1.
/девушку в удивительном наряде; женщину лет пятидесяти; мужчину в русском народном костюме/
/рубаха, майка, свитер/
/понёва, сарафан, шуба/
/кокошник, кика, венец/
«Я невольно залюбовался нарядом этой девушки. Такую красоту мог создать только талантливый человек»
Карточка-подсказка 2.
/костюм, наряд/
/сарафан, рубаха, шуба/
/понёва, куртка, плащ/
….» /передник, платок, сарафан/
/шапка, берет, кокошник/
«Удивительная русская красавица стояла передо мной»
Карточка-подсказка 3.
/рубахе, шубе, переднике/
/серебряное, золотое, бронзовое/
епанечка, кофточка, плащик/
/шапка, кика, кокошник/
«Мною овладела гордость за народных умельцев, сотворивших своими руками удивительной красоты русский костюм»
Адрес публикации: