Урок развития речи в 5 классе. Описание русского национального костюма

Интегрированный урок ИЗО и русского языка

«Конкурс русских красавиц»

(Описание русского национального костюма)

5-й класс

Автор разработки: Гужиченко М. А., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5 имени Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской обл.

Цели:

Продолжить работу над описанием как одним из типов текста, учить писать сочинение-описание, составлять план; закрепить знания символики в национальном костюме, видов вышивки и цветовой гаммы.

Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся; продолжить формировать умение выполнять эскизы русского национального костюма.

Вызвать интерес к изучению традиционной одежды Древней Руси.

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Обучающая:, Развивающая:, Воспитывающая:, Проблема урока, Оборудование и материалы:

выставка изделий народных умельцев,

презентация,

куклы в народных костюмах.

Ход урока

Актуализация знаний, Учитель русского языка:

  • Назовите известные вам типы речи.

указать его признаки/

с общего впечатления от предмета/

на его особенности, описываем детали, части/

/показываем свое отношение к предмету/

2. Постановка учебной проблемы, Мотивация учащихся в начале урока: презентация, Учитель ИЗО:

— Посмотрите на интерактивную доску. Что вы видите на экране? Как эти картины русских художников могут быть связаны с темой нашего урока? /Показывает слайды с картинами русских живописцев, с изображением девушек в народных костюмах/

Учитель русского языка:

  • Закройте глаза и представьте, что наши картины ожили. /Входят 3 девятиклассницы в народных костюмах с танцевальными движениями под народную музыку, читают стихотворение/:

“ Встала красная девица рано,

Встала бела да румяна,

Умывалась чистою росой,

Надевала яркий сарафан,

Золотом расписной,

Бисером вышитый.

На голове кокошник,

А на ногах сапожки”.

о наряде русской красавицы/

яркий сарафан, кокошник, сапожки/

/О русском национальном костюме/

2)Демонстрация слайдов с русскими национальными костюмами.

Учитель ИЗО:

  • А кто, по вашему мнению, создавал эти наряды? ( Народ )
  • Совершенно верно, смотришь на них и словно чувствуешь тепло человеческих рук, человеческой души.

Учитель русского языка:

— На слайдах презентации вы увидели, что русский народный костюм чрезвычайно разнообразен и по форме, и по способам декоративного оформления. А задумывались ли вы над тем, почему русский народный костюм отличается таким многообразием? /Огромная территория России, талантлив русский человек, у каждого человека талант проявляется по-своему, каждый по-своему видит прекрасное в окружающем мире, по-своему изготавливал русский человек и одежду, и предметы народного быта /обращение к выставке мастеров Хохломы/.

4 стр., 1888 слов

Интегрированный урок развития речи и музыки «Описание по ...

... С. Ротару 3. ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ, Учитель русского языка: Но всё же самый прекрасный образ лебедя в музыке принадлежит Камилю Сен-Сансу. Учитель музыки: - "КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ" - зоологическая ... ЗАДАЧИ УРОКА) 2. Вступительное слово учителя русского языка: - Сегодня вас ждёт встреча с прекрасным, ещё одна страничка музыкальной энциклопедии откроется для вас. Для сочинений по воображению ...

  • Обратите внимание на слова известного литературоведа Натальи Ситниковой: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”. Согласны ли вы с этим утверждением . Выскажите предположения.

/Люди со злой душой, черной душой, не видящие красоту в том, что нас окружает, не могли бы создать ничего удивительного, радующего глаз. Сейчас мы и попробуем доказать , что и мы с вами – тоже люди талантливые//

  • Запишите дату, тему в тетрадях по развитию речи:

Описание русского национального костюма”., Поиск решения, Учитель русского языка:

1)Лабораторная работа в парах:

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна, вышивка на рубахе должна была оберегать женщину, узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол

сарафан

праздничный, из дорогой ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами

епанечка

короткая утепленная кофта без рукавов и воротника

понёва

домотканая клетчатая юбка из шерсти с поясом, обшита лентами и тесьмой.

передник

украшен узорными полосами, несет символику, связанную с землёй

кокошник

старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы, характерная черта кокошника — гребень, сверху украшали парчой, бисером, бусами, жемчугом

Тексы для анализа, Карточка 1.

шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину . Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол.

Карточка 2.

  • Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание сарафана и епанечки

В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны . Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали епанечку короткую утепленную кофточку без рукавов и воротника.

Карточка 3.

  • Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание понёвы.

понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти

Карточка 4.

  • Прочитай текст и выпиши в таблицу описание передника.

К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.

Карточка 5.

  • Прочитай текст и выпиши в таблицу описание кокошника.

Коко́шник

2)Защита групповых работ

Применение нового знания

1)Игра «Собери костюм» (по группам)

Учитель ИЗО

  • А теперь долгожданный сюрприз: объявляется конкурс русских народных красавиц. Каждая команда должна нарядить свою куклу (на доске), а затем и описать ее. Задание на скорость, оценивать будет строгое жюри (девочки-девятиклассницы)

/ Пятиклассники по очереди с каждого ряда подбегают к доске и прикрепляют на куклу один элемент нарисованной дома народной одежды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно подготовила свою красавицу к конкурсу/

Учитель ИЗО:

–Посмотрите, какие разные костюмы создали вы дома. Каждый из вас, выполняя домашнее задание, был и художником, и творцом нового костюма. Вы все – разные, поэтому и костюмы получились такие разнообразные. А теперь напомните мне, из каких деталей состоят костюмы ваших красавиц?

2) Конкурс русских красавиц

Учитель русского языка:

(работа в парах)

  • Используя карточки-подсказки, рабочие материалы в тетрадях и план, составьте описание нарядов ваших красавиц.

Карточка-подсказка 1.

/девушку в удивительном наряде; женщину лет пятидесяти; мужчину в русском народном костюме/

/рубаха, майка, свитер/

/понёва, сарафан, шуба/

/кокошник, кика, венец/

«Я невольно залюбовался нарядом этой девушки. Такую красоту мог создать только талантливый человек»

Карточка-подсказка 2.

/костюм, наряд/

/сарафан, рубаха, шуба/

/понёва, куртка, плащ/

….» /передник, платок, сарафан/

/шапка, берет, кокошник/

«Удивительная русская красавица стояла передо мной»

Карточка-подсказка 3.

/рубахе, шубе, переднике/

/серебряное, золотое, бронзовое/

епанечка, кофточка, плащик/

/шапка, кика, кокошник/

«Мною овладела гордость за народных умельцев, сотворивших своими руками удивительной красоты русский костюм»

Подведение итогов жюри

  • На наш взгляд, самое интересное описание получилось у … команды.

Учитель русского языка:

— Вот и мы с вами попробовали создать свой вариант русского национального женского костюма. Удивительные у нас получились наряды! Значит, и мы с вами люди по-своему талантливые, умеющие видеть красоту вокруг, а главное, умеющие ее создавать…

Домашнее задание /на выбор/

  • обвести контур народного костюма и составить несколько предложений для его описания,
  • раскрасить народный костюм и написать сочинение-описание русского народного костюма, используя материал урока.

Рефлексия, Учитель ИЗО:

  • Почувствовали ли вы себя духовно богаче после сегодняшнего урока? Почему? /Приблизились к постижению тайны красоты русского народного костюма/
  • У вас на столах расписные матрешки (тоже изделия русских умельцев).

    Если вы уходите домой с хорошим настроением, если вы поняли материал урока — раскрасьте матрешками наш с вами еще один сарафан.

  • Удивительно яркий получился сарафан. Значит, урок не прошел для вас зря.

Я желаю вам видеть вокруг только прекрасное и пытаться своими руками делать наш мир лучше и чище.

Приложение

Лабораторная работа в парах

рочитай текст-описание русского национального костюма и подбери рабочие материалы к описанию своего элемента одежды.

Карточка 1.

  • Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание рубахи

Основой женского народного костюма была рубаха . Носили её повсеместно и крестьяне, и зажиточные слои населения. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна.

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол.

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

сарафан

епанечка

понёва

передник

кокошник

Карточка 2.

  • Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание сарафана и епанечки

сарафаны.

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

сарафан

епанечка

понёва

передник

кокошник

Карточка 3.

  • Прочитайте текст и выпишите в таблицу описание понёвы.

На юге России вместо сарафана носили понёву , домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Подол понёвы обшивали лентами, тесьмой, украшали богатой вышивкой, зубчиками и лентами.

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

сарафан

епанечка

понёва

передник

кокошник

Карточка 4.

  • Прочитай текст и выпиши в таблицу описание передника.

К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

сарафан

епанечка

понёва

передник

кокошник

Карточка 5.

  • Прочитай текст и выпиши в таблицу описание кокошника.

Коко́шник

Объект наблюдения

Рабочие материалы

рубаха

сарафан

епанечка

понёва

передник

кокошник

Карточка-подсказка 1.

/девушку в удивительном наряде; женщину лет пятидесяти; мужчину в русском народном костюме/

/рубаха, майка, свитер/

/понёва, сарафан, шуба/

/кокошник, кика, венец/

«Я невольно залюбовался нарядом этой девушки. Такую красоту мог создать только талантливый человек»

Карточка-подсказка 2.

/костюм, наряд/

/сарафан, рубаха, шуба/

/понёва, куртка, плащ/

….» /передник, платок, сарафан/

/шапка, берет, кокошник/

«Удивительная русская красавица стояла передо мной»

Карточка-подсказка 3.

/рубахе, шубе, переднике/

/серебряное, золотое, бронзовое/

епанечка, кофточка, плащик/

/шапка, кика, кокошник/

«Мною овладела гордость за народных умельцев, сотворивших своими руками удивительной красоты русский костюм»

Адрес публикации: