Илья Ефимович Репин (5.08.1844–29.09.1930) — знаменитый русский художник, видный представитель русского реализма в живописи. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» написана Репиным в 1883–1885 гг. Размер полотна: 199,5 × 254 см, техника написания — масло.
Жанр произведения — исторический. Впрочем, Константин Петрович Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, назвал картину фантастической, не имеющей права называться исторической, так как в основе её не факт, а вымысел.
Сюжет картины — легенда о трагическом случае из жизни Ивана Грозного. Охваченный гневом самодержец ударил сына Ивана посохом и смертельно ранил его. В лице царя ужас содеянного, мука раскаяния, а умирающий царевич кроток, в его лице прощение отца и любовь к нему.
Композиция полотна диагональная по игре света и тени. Кроме того, картина построена на противопоставлении фигур умирающего царевича и царя-отца. Они являются центром композиции.
На переднем плане узорные красные ковры, брошенный злополучный посох. Один из ковров скомкан. Внимание зрителя притягивает фигура царевича в светлом кафтане. Он ещё опирается рукой о пол, но жизнь из него уходит вместе с вытекающей кровью, обильно окропившей ковёр. Над окровавленной головой царевича Ивана зритель видит расширенные от ужаса глаза Ивана Грозного.
Обезумевший от горя старик в чёрной одежде совсем не похож на властительного самодержца. Он обхватил старческими руками тело сына, зажимая рану на его виске, целует его голову. Но ничего не исправить: умирает во цвете лет сын, наследник престола. В лице государя невыносимая мука и раскаянье.
С левой стороны среднего плана картины — опрокинутое тяжёлое кресло с подушкой, рядом чёрная шапка царя, похожая на монашескую. Можно только догадываться о предшествующей событию сцене.
Задний план поглощён тенью. Видна изразцовая печь, сундуки, большой портрет царя в раме, небольшое красивое зеркало, стены комнаты в шахматном узоре, подсвечники. Вся эта обстановка затуманена полумраком. С трудом различима приоткрытая дверь слева от печи. В проёме неясная тень: свидетель трагедии.
Образ Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, ...
... в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.” Сочинение на тему образ ивана грозного в песне про купца калашникова 7 Русские писатели об Иване Грозном В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: ...
Сострадание вызывает и царевич, кроткий, обречённый, любящий, и царь-отец, совершивший убийство в порыве гнева и пришедший в отчаяние от содеянного.
В цветовой палитре картины преобладает красный цвет: им насыщены ковры, стены, подушка возле кресла. Все узоры теряются в красном цвете, который подчёркивает кровопролитье. Красный сочетается с чёрным: красно-чёрный шахматный узор стен, черная одежда царя. Разбавляет эту мрачную цветовую гамму светлый золотисто-оранжевый кафтан царевича, его жёлто-бирюзовые сапоги. Нежные, радостные тона в одежде царского сына свидетельствуют о его добром нраве.
Свет в картине падает со стороны зрителя, справа, наискосок. Источник света не виден. Тень от фигур действующих лиц ложится влево под углом 45 °. Такое освещение задаёт диагональ в композиции, подчёркивая напряжённость действия. Небольшое высокое оконце с левой стороны картины тускло освещает задний план.
Какова идея произведения? Что хотел сказать художник? Мнения разноречивы. Одни считают, что на полотне — обличение природы царской власти. Пожалуй, такая идея в духе Репина. Кто-то видит в ней оскорбление патриотических чувств. Но художник вольно или невольно силой своего таланта изобразил трагедию грозного самодержца, человеческое горе сильного мира сего. Даже если царь сам виноват, Репин изобразил отца и сына так, что оба они вызывают сочувствие. И цари плачут.
Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» — одна из самых знаменитых его работ. Она прошла непростой путь: была запрещена к показу Александром III, потом запрет был снят. Картина производит на зрителя тяжёлое впечатление. Сила воздействия полотна такова, что был случай нападения на неё с ножом психически неуравновешенного человека. Но была ли реальная основа для сюжета картины? Всё чаще звучат голоса, что не было.