Билибин иван «вольга» описание картины, анализ,

Билибин Иван Портрет И.Я.БилибинаБорис Кустодиев

Иван Яковлевич

Билибин – русский художник, график, театральный художник, автор иллюстраций

к русским сказкам и былинам.

Родился 16 (4 по ст.ст.) августа 1876 в имении

Тарховка недалеко от Петербурга в в семье военного врача, с серебряной медалью окончил

1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем – полный курс юридического факультета

Петербургского университета.

Одновременно занимался в Рисовальной школе

Общества поощрения художеств, в мастерской художника А. Ашбэ в Мюнхене, в

школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой и в Высшем художественном училище Академии художеств под руководством

самого Ильи Ефимовича Репина.

Большую часть своей жизни прожил

в Санкт-Петребурге, был членом объединения «Мир искусств».

По заданию этнографического

отдела Русского музея Иван Билибин ездил по российским губерниям, изучал

памятники зодчества и декоративного искусства. Впечатления, полученные в

поездках, он обобщил потом в книжных иллюстрациях. Сформировался «билибинский»

стиль, в котором традиции древнерусского народного искусства поданы

по-современному, по всем правилам книжной графики.

Билибин Иван

«Билибинский» стиль книжного

дизайна – это графический стиль, в основе которого тщательно прорисованный и

подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью, стилизация

мотивов русского народного искусства, лубка, народной вышивки, резьбы по дереву,

древнерусской миниатюры.

Билибин Иван

к сказкам А. С.

Пушкина – «Сказка о царе Салтане» (1904-1905)

и «Сказка о золотом петушке» (1906-1907)

принесли Билибину известность.

Одной из значимых

работ Билибина были иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Эта

сказка с ее красочными картинами русского быта дала богатую пищу билибинской

фантазии.

  1. Вот

    открыл царевич очи;

  2. Отрясая грезы ночи

  3. И

    дивясь, перед собой

  4. Видит город он большой,

  5. Стены с частыми зубцами,

  6. И

    за белыми стенами

  7. Блещут маковки церквей

  8. И

    святых монастырей.

  9. Он

    скорей царицу будит;

Та

как ахнет!.. «То ли будет?»

С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник

старинные костюмы и утварь. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и

насыщены мотивами русского орнамента.

  • Он отразил основные эпизоды пушкинской

    сказки.

цикл «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» был приобретен Русским музеем

Александра III, а иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» – Третьяковской галереей.

Благодаря реалистичности и точно

подмеченными деталями, Иван Яковлевич, являясь, по сути, иллюстратором сказок, привлёк

своим искусством внимание гораздо большей аудитороии зрителей, критиков и

ценителей прекрасного.

Свой, «билибинский» стиль

использовал Иван Яковлевич и в театре. Он сотрудничал со вновь организованным в

Санкт-Петербурге Старинным театром, участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав

эскизы русских костюмов к опере М.

Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских

костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище

Святого Патрика» (1911) и пр. Искусство высокоодаренного театрального художника,

знатока старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского, Билибин продемонстрировал

в знаменитой постановке оперы Н.

После

Февральской революции 1917 г. Билибин нарисовал изображение двуглавого орла,

который стал гербом Временного правительства, а с 1992 г. и по наши дни этого

орла мы видим на монетах Банка России.

После

октябрьской революции 1917 года уехал в Крым, затем в Каир, Александрию —

оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для

православного храма.

В 1925 г. переехал в Париж, где

оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы

«Сказка о царе Салтане» и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» Н. А.

Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П.

Мусоргского, балет «Жар-птица» И.Ф.Стравинского

и проиллюстрировал народные

сказки, русские – «Иван-царевич и лягушка-квакушка»,

«Морозко», «Соль», былину «Вольга», французские, сказки братьев Гримм, сказки Тысячи и одной ночи.

Оформил также ряд православных храмов в

Египте и Чехословакии. Украсив советское посольство в Париже

монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович», он вернулся в

Ленинград.

Билибин преподавал во

Всероссийской академии художеств, в 1939 г. стал доктором искусствоведения.

Вновь оформил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в

Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова и пьесу «Полководец

Суворов» в Ленинградском театре драмы имени Пушкина, выполнил иллюстрации к

роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937),

к «Песне про купца Калашникова» М. Ю.

Лермонтова (1939),

к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (1936-1937) и

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1939),

былинам «Илья Муромец и Святогор» (1940), «Вольга

и Микула» (1940), «Добрыня Никитич» (1941).

Сергей Эйзенштейн собирался

привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но

Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.

Волшебные иллюстрации Ивана

Билибина завораживают, переносят в мир сказки. Если родители заинтересованы в

художественном воспитании детей, то читая книгу и рассматривая иллюстрации

Ивана Билибина вместе с ребенком, пробуждают в ребенке любовь к прекрасному, к

нашей истории.

Полюбуйтесь иллюстрациями И.Я.Билибина на сайтах

http://graphic.org.ru/bilibin.html

http://geofotoput.ru/knizhnyie-illyustratsii/illyustratsii-hudozhnika-ivana-bilibina-chast-2

А вы любите иллюстрации Билибина?

7 главных фактов из жизни «сказочного художника» Ивана Билибина

Иван Билибин – модернист и любитель старины, рекламщик и сказочник, автор революционного двуглавого орла и патриот своей страны. 7 главных фактов из жизни Ивана Яковлевича Билибина.

Билибин Иван

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина.

В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни.

За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

Билибин Иван Билибин Иван

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг.

После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра.

Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

Билибин Иван

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария».

Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении.

Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.

Билибин Иван

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орёл вновь стал официальным русским символом.

Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент.

Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

Билибин Иван

Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других.

И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство.

Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

Билибин Иван

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами.

По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества.

Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

Билибин Иван

Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград.

К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств — старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении.

В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ.

Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Екатерина Оаро

7 миссий русского народа

«Вольга с дружиной». Иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Вольга». Литография. Российская империя, 1902 — 1903 гг

Билибин Иван «Вольга с дружиной». Иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Вольга». Литография. Российская империя, 1902 — 1903 гг.

Код товара: 31583740 Билибин Иван В интерьере

Тип книги:

Год выпуска

1900

Сохранность

Вес в упаковке, г

65

Перейти к описанию

Цветная литография 1902 — 1903 гг. в картонном паспарту. Художник — И. Я. Билибин. Размер изображения: 32 х 25.5 см. Размер паспарту: 41 х 35 см. Сохранность хорошая. Иллюстрация Ивана Яковлевича Билибина к былине о богатыре Вольге. Русской ска

  • Безопасная оплата: Банковской картой и ещe несколько способов оплаты
  • Возврат 7 дней

Гарантия легкого возврата До 7 дней на возврат, полная гарантия

Цветная литография 1902 — 1903 гг. в картонном паспарту. Художник — И. Я. Билибин. Размер изображения: 32 х 25.5 см. Размер паспарту: 41 х 35 см. Сохранность хорошая. Иллюстрация Ивана Яковлевича Билибина к былине о богатыре Вольге. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины.

Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

Сообщить о неточности в описании

Год выпуска

1900

Сохранность

Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления, внешнем виде и цвете товара носит справочный характер и основывается на последних доступных к моменту публикации сведениях

Помогите другим пользователям с выбором — будьте первым, кто поделится своим мнением об этом товаре.

Жизнь и творчество Ивана Билибина — сообщение доклад

16 августа 1876 года возле Петербурга появился на свет мастер кисти и живописец Иван Билибин. Его семейство проживало в населенном пункте Тарховка. Папа был доктором, руководил больницей. Мама была влюблена в музыку и хорошо исполняла её на рояле.

Иван был хорошо образован. Первые шаги в рисовании он сделал во время обучения. Еще не окончив университет, он изучил в Мюнхене у А. Ашбе живопись, за два месяца.

С 1898 по 1900 художник проходит обучение у Ильи Репина, а затем до 1904 года в Высшем художественном училище.

В этот период Билибин выкладывается по 9-10 часов в день, делая свои работы совершенными. Начиная работать, он использовал свой стиль: выполнял набросок изображения, рисовал точные линии, а после наполнял области разными тонами, используя специальную для этого кисть.

Ранние наброски к различным публикациям он нарисовал в 1899 году, после путешествия в селение Егны. Билибина 3 года посылали исследовать архитектуру деревянных сооружений в разных городах и селах. Это очень поспособствовало ему при написании своих работ. Проезжая города и села, иллюстратор сделал много рисунков разных мест.

Живописец стал знаменитым после написания картин к сказаниям, многим мифам. Иван Билибин с 1899 по 1911 очень популярен, его трудами иллюстрировался Пушкин, а именно: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», былина «Вольга». Данные работы до сих пор находятся во многих учебных фондах.

Практически никто понятия не имеет, что иллюстратор подготавливал спектакли. В 1909 году в Москве показано представление «Золотой Петушок». В нем, сцену и наряды оформил живописец.

В 1920 живописец переезжает в Каир, где украшает росписи богатых людей. Через 5 лет он уже в Париже, рисует украшения для представления «Жар-птица».

Иллюстрирует братьев Гримм и представления в Праге, Брно и других городах. В 1936 году он возвращается в родные края, где занимается своим любимым делом: рисованием. Живописец состоял в браке 3 раза.

В 1942 году он скончался в северной столице, не смог пережить осаду города.

Билибин Иван

Иван Билибин: картины, иллюстрации сказок, биография

Билибин Иван

Кто не знает известных русских сказок об Иване-царевиче и сером волке, о золотом петушке, Василисе Прекрасной, о царе Салтане? Память долго держит образы этих сказок не только в силу их глубокой поэтичности, но и благодаря красочным иллюстрациям, которые запоминаются с детства.

Художником, посвятившим всю свою жизнь сказкам, был Иван Яковлевич Билибин. Он не сразу выбрал себе поприще иллюстратора сказок. На сложение его как художника оказали решающее влияние два больших русских живописца И. Е. Репин и В. М.

Васнецов. Первый, под руководством которого он занимался в Тенишевской мастерской (1898— 1900) и в Академии художеств (1900—1904), привил начинающему художнику стремление к неустанному труду, постоянному профессиональному совершенствованию.

Произведения Васнецова, увиденные Билибиным впервые на персональной выставке 1898—1899 годов, произвели на него оше­ломляющее впечатление, и это имело определяющее значение в выборе художником своей темы в искусстве.

Мир волшебной сказки, открытый Васнецовым в русской живописи, навсегда покорил Билибина. Уже тогда он исполняет серию иллюстрированных книжек-сказок, которые вы­ходят в 1899—1900 годах.

Здесь и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», и «Царевна-лягушка», и «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и др. В них он приходит к четко выраженному контурному рисунку, применяет локальное цветовое пятно, вводит орнаментальность и узорочье.

Все это он развивает в дальнейшем, заостряя графический язык, доби­ваясь композиционной согласованности, изощряя орнаменталь­ную проработку, уточняя историческую достоверность предметной среды.

Билибин с самого начала стремится к целостному оформлению книги, не ограничиваясь лишь полосными иллюстрациями. Рассматривая его книжки-тетрадки, находишь продуманное размещение заставок, иллюстраций, концовок и других элементов книжного убранства.

Так Билибин создал свой стиль, который явился новым словом в книжной графике. Здесь он оказался на одних позициях с такими завзятыми книжниками, представителями «Мира искусства», как А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие, и стал членом их объединения.

Но, в отличие от мирискусников, в своих стилизаторских пристрастиях обращавшихся то к эпохе французского рококо» то русского барокко и ампира, Билибин сразу же обращается к быту допетровской Руси. Он одним из первых наших художников совершает поездку по русскому Северу, изучая его самобытное искусство.

Он сознательно ориентируется на воспроизведение своих работ в печати, рисует на листе бумаги с безошибочной точностью гравера, его линия, которая становится отличительным знаком билибинского стиля, безукоризненна и законченна.

В 1905—1910-е годы в работе над иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина «О царе Салтане» и «Золотом петушке» Билибин до­стигает предельного совершенства в избранной им изобразительной системе.

Несмотря на власть «железной» линии, художник умеет передать эпический размах волны и изысканный рисунок морской пены («Бочка по морю плывет») и бытовую жанровость момента (царь Салтан, подслушивающий разговор девиц).

Ему не чужд и юмор, иногда довольно острый (недаром он активно сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» в 1905—1906 гг.).

В дальнейшем его стиль включает новые изобразительные и выразительные элементы.

На Билибина огромное впечатление производят древнерусские иконы, которые к тому времени были от­крыты в своей первозданной красоте. Он вводит в свою работу более интенсивный цвет, линия становится пластичнее и богаче. В биографии Билибина была почти двадцатилетняя разлука с родиной (художник уехал за рубеж в 1920 г.

Живя в Египте, он, как всегда, много работает с натуры, создает монументально-декоративные композиции, а по приезде в Париж отдается театру и иллюстрационной деятельности. Работа над декорациями к сказочным и историческим операм была второй большой областью творчества Билибина. В театр он вносит сложность своего художественного языка, лубочно-игровое, народное начало. Но все-таки главным остается для него книга.

В 1936 году Билибин возвраща­ется в Советский Союз и становится профессором графической мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Искусство Билибина явилось важной составной частью русской художественной культуры. Выдающийся мастер стал, по словам А. П. Остроумовой-Лебедевой, «одним из основоположников русской графики как самостоятельной области искусств».

Галерея картин Ивана Билибина (1878-1942)

Иллюстрация к былине “Вольга” Ивана Билибина

Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. “Иллюстрация к былине Вольга” выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.

Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали узоры и орнаменты древнерусской культуры. Так и в данной работе, можно заметить искусную роспись щита, лошадиной упряжки и элементов

одежды древнерусского богатыря. При этом орнаментальное богатство поражает, и спустя даже некоторое количество лет остается актуальным, несмотря на большое количество переизданий.

Вообще для мастера очень актуально Изображение русского народа, будь то защитник или крестьянин, причем

к последним, художник относится с особым уважением. Также мастер акцентирует свое внимание на бескрайние русские земли, в данном случае это является полем, которое олицетворяет не только земли русские, но и хлеб, который взращивают в виде пшеницы.

Лошадь, на которой сидит наездник, тоже выглядит достаточно могуче, но при этом не агрессивно, причем ее белый цвет, также является не простым совпадением, таким образом, мастер подтверждает чистоту намерений. Очень интересно используется и общая композиция, на которой равными долями поделена картина, на одной стороне воины, а на другой земля русская.

( 1

Художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

Содержание:

С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков. Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим.

Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.

Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?).

Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки.

Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир.Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его «Иван — твердая рука».В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказку о царе Салтане» И. Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.

Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.В Петербурге, на Охте, стоит известный завод минеральной воды «Полюстрово». А когда-то на его месте было другое производство. Называлось оно «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Была в Питере ещё и просто «Бавария», да и вообще много пивоваренных заводов. А вот этот — мёдо-пивоваренный. И рекламные картинки, как оказалось, делал для них не кто-нибудь, а Иван Яковлевич Билибин. Сказка «Перышко Финиста Ясна-Сокола»Сказка «Перышко Финиста Ясна-Сокола»Сказка Белая уточкаСказка. Поди туда не знаю кудаСказка. Поди туда не знаю кудаБылина «Вольга». Вольга с дружинойБылина Вольга. Царь и ЦарицаЦарь Горох, обложка журнала Жупел Билибин был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы — народная сказка. Тематика, большой тираж, ясный, доступный изобразительный язык иллюстраций, «праздничный» характер оформления — все свидетельствует о том, что книги Билибина предназначались предельно широкому кругу читателей. Причем особая заслуга художника заключалась в том, что он не делал при этом скидок «на доступность». Его книги несут ту «благородную роскошь изданий», которая до этого была принадлежностью только «богатой» книги для избранных. Билибин первый из мирискусников применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг для работы над детской книгой. Его примеру вскоре последуют и другие художники, в частности Александр Бенуа, создавший «Азбуку».Об Иване Яковлевиче Билибине написано множество книг и журнальных статей, его творчество интересует многих исследователей. Однако в многочисленных публикациях о Билибине практически ничего нет о его сотрудничестве с Экспедицией заготовления государственных бумаг. Обычно пишут о том, что по заказу ЭЗГБ художник иллюстрировал народные сказки. На самом деле все было не совсем так. Осенью 1899 года Иван Яковлевич Билибин принес в ЭЗГБ иллюстрации к трем народным сказкам. Его интересовала стоимость их печати, издавать же сказки должна была его тетка. По всей вероятности, рисунки к сказкам очень понравились, и Экспедиция предложила художнику приобрести у него право на их издание. Билибин согласился. В письме Ивана Яковлевича к руководству ЭЗГБ не указывались названия сказок, но можно предположить, что в числе первых двух были: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» и «Царевна-Лягушка», они были напечатаны в 1901 году. После появления трех сказок, печатать которые предложил сам художник, условия изменились. Теперь уже Экспедиция заказала художнику иллюстрации еще к трем народным сказкам. В это время управляющим ЭЗГБ был академик, физик, князь Борис Борисович Голицын. С момента прихода на эту должность он поставил перед собой сложную задачу: превратить ЭЗГБ в учреждение, «которое должно было служить примером подражания для всей бумажной и печатной промышленности России и, кроме того, способствовать культурно-эстетическому развитию народа, выпуская отпечатанные на хорошей бумаге художественно-иллюстрированные издания русских классиков и популярные сочинения по всем отраслям науки». В период с 1901 по 1903 год в ЭЗГБ были изданы шесть народных сказок. Кроме двух, уже названных, на свет появились: в 1902 году — сказки: «Перышко Финиста Ясна Сокола» и «Василиса Прекрасная», в 1903 году — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Марья Моревна». К началу XX века сформировался характерный «билибинский стиль» иллюстраций к народным сказкам с его особенными графическими приемами, почерпнутыми у русского лубка, современного французского и японского искусства. Он всегда рассчитывал на типографское воспроизведение рисунка, ценя его выше, чем оригинал. Согласно договоренности с Экспедицией, ей оставались в собственность расцвеченные Билибиным фотографические оттиски, с которых производилась работа, оригиналы же рисунков оставались у художника. Своей главной задачей Иван Яковлевич считал глубокое и серьезное изучение русской истории. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902 году едет в экспедицию в Вологодскую, Тверскую, Олонецкую губернии, где собирает большую коллекцию предметов русского быта и костюмов. Собранная им коллекция становится первым собранием Музея этнографии народов СССР. В Экспедиции в 1902 году по инициативе Б. Б. Голицына создается специальный комитет, которому поручается разработать проект выпуска не только хорошо иллюстрированных, но и достаточно дешевых народных изданий по искусству и всем вообще отраслям знаний. Был объявлен конкурс на иллюстрации к книгам. К работе комитета приглашены известные художники и ученые, такие, как художественный критик и теоретик искусства, живописец и график Александр Николаевич Бенуа. По вопросу издания детских книг он писал: «Такой дрянью кормили русских детей в 1880–1890-х годах… Не потому ли и распространилась теперь порода людей до последней степени огрубелых». Бенуа считал, что хорошо изданные книги для детей — это «могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки строго научных слов о воспитании». Первые книги с иллюстрациями Билибина к народным сказкам и были тем «могучим культурным средством», они принесли художнику и Экспедиции заготовления государственных бумаг заслуженную известность, книги разошлись по всей России. Позднее И. Я. Билибин вместе с заведующим граверно-художественным отделением Экспедиции Г. И. Франком решили, что выпуск народных сказок нужно временно остановить, что следует внести некоторое разнообразие, начав печатать сказки А. С. Пушкина. В переписке с ЭЗГБ Билибин пишет об этом: «Благоговею перед памятью величайшего русского поэта, в сравнении с которым я пигмей». С таким трепетом художник относился к творчеству поэта. Несколько лет продолжалась работа над рисунками к сказкам Пушкина. Было выпущено «два иллюстративных цикла по Пушкину»: «Сказка о царе Салтане» (1904–1905) и «Сказка о Золотом петушке» (1906–1907).

Их приобрели Русский музей Александра III и Третьяковская галерея. Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» не была завершена. После издания народных сказок и сказок А. С. Пушкина сотрудничество Билибина с Экспедицией заготовления государственных бумаг не закончилось, но это уже были не сказки. Много работал художник по оформлению русских, французских, немецких и арабских сказок в эмиграции. Билибины — старинная калужская фамилия, о которой уже упоминается в документах 1617 года. Портреты прапрадеда Ивана Харитоновича и прадеда Якова Ивановича (1779–1854), именитых купцов, можно увидеть в Эрмитаже. Выполнены они известным художником Д. Г. Левицким. Прадеду в Калуге принадлежали полотняно-парусная фабрика и крупный Черепетский чугунолитейный завод. Отец художника, Яков Иванович, тайный советник, был главным врачом военно-морского госпиталя. Мать, Варвара Александровна, из семьи морского инженера, была ученицей композитора А. Рубинштейна. Первая жена Ивана Билибина — англичанка, художница Мария Чемберс. На ней он женился в 1902 году. Сын Билибина от этой жены, Александр (1903–1972), — театральный художник. С 1917 года жил в Англии. Работал с отцом в Париже и Праге. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая стала женой художника в Каире в 1923 году. Ученица и соратница Рериха, она много работала для театра, создав самобытные эскизы к спектаклям. Художница внесла неповторимый вклад в развитие русского фарфора. Работы ее украшают многие музеи, но большая часть их экспонируется в коллекции Ломоносовского фарфорового завода (ныне филиала Эрмитажа).

Художники были вместе и в период эмиграции, и после возвращения в 1936 году на родину. Мстислав Николаевич Потоцкий (сын Александры Васильевны) большую часть своей жизни посвятил бережному хранению и одновременно популяризации коллекции, оставшейся после смерти двух замечательных художников — его матери и Ивана Яковлевича. Им создан музей в Ивангороде, где можно познакомиться с их работами. Попова Елена Сергеевна (1891–1974) — последняя жена Билибина, художник-прикладник. В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной).

Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.

Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Краткая биография Ивана Билибина для детей

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни.

Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты.

Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот.

По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе.

С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова.

Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

  • С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.
  • Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.
  • Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Подробно

Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование.

Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.

В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.

Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.

Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.

Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.

Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.

С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.

В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.

3 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Александр Македонский

    Александр Македонский – выдающаяся личность истории, полководец, царь, создатель мировой державы. Родился в 356 году до н.э в Македонской столице. Принадлежит к роду мифического героя Геракла

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

  • Державин Гавриил Романович

    Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.

  • Князь Игорь Святославич

    Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества