Долинина. II этап. Комментарий одной из проблем текста
Комментарий — это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации. Формулируя проблему на первом этапе работы, вы старались понять текст, взаимозависимость всех его частей. В комментарии результаты вашего исследования и нужно объяснить, но уже не себе, а тому, кто будет читать сочинение.
При создании логизированной модели большое значение приобретает работа с каждым абзацем текста. Именно абзац членит текст на логические и объединяемые по смыслу части. Абзац — это микротекст, завершенный этап работы. В нем есть тема (по отношению к основной теме — микротема), ее развитие и завершение. Как правило, абзац включает одну тему, но это не обязательно. Каждый абзац продолжает информацию предыдущего и добавляет к ней что-то новое. Выделяя главную мысль каждого микротекста, вы можете проследить, как развивается главная мысль всего текста, исследуется проблема. В работе могут помочь логические схемы первичных текстов. Создавая такую схему, важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами.
1. Формулируется тезис, и к нему подбираются аргументы (параллельный способ развития мысли).
Тезис — Аргументы-должно быть не менее трех
Первое умозаключение логично переходит в другое, это в следующее и т.д. (последовательное развитие мысли).
При этом второе умозаключение, являясь следствием первого, становится причиной следующего и т. д.
Причина ↔ Следствие↔ Причина ↔ Следствие ↔ Причина ↔ Следствие
2. В тексте возможно соединение разных способов развития мысли.
Особого подхода требует художественный текст. Комментируя такой текст, вы должны в соответствии с анализируемой проблемой дать объяснение деталям сюжета, поступкам и характерам героев и т. д. В работе можно использовать следующие конструкции:
- Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает) интересную (сложную, серьёзную, неразрешимую, злободневную, острую) проблему… .
- В статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема)…
.
- Самыми убедительными доводами являются… .
- Также автор отмечает…
- Автор исследует…
отмечает… и на основе этого делает вывод о… .
- Свои рассуждения… начинает с замечания о том, что… .
- Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…
.
Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст
... может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4, Тематика сочинений в начальной школе Тематика сочинений-повествований Тематика сочинений-описаний Тематика сочинений-рассуждений “Прогулка в осенний парк” “ ... темы сочинения), он уже определяется с тем, о чём будет писать - о действиях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования ...
- Автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает… .
- …! Сколько написано (говорилось) об этом.
Но такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придаёт новое звучание.
- Почему…? (Для чего…? В чём смысл…?) Эти вопросы ставит в своём тексте (статье, публикации).
Типичные ошибки на экзамене
1. Отсутствие комментария к проблеме.
2. Комментарий подменяется пересказом.
3. Излишнее цитирование.
4. Вместо комментария даётся перечень проблем.
5. Называется одна проблема, а комментируется другая.
6. Имеются фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
Вопросы для проверки работы
1. Перечитайте выполненную работу. Подумайте, сформулирована ли вами одна из проблем исходного текста?
2. Прокомментирована ли именно сформулированная проблема?
3. Нет ли искажения содержания исходного текста, фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста?
Упражнение 6
1. Прочитайте фрагменты сочинений учащихся по статье Д. Лихачёва (упр. 4).
I. Д. Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д. Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.
II. Автор текста утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о том, что, мечтая только о материальных благах, человек и себя ценит на их уровне: как владельца машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он себя достойно.
В статье также говорится о том, что высокая цель позволяет человеку прожить свою жизнь достойно.
III. О необходимости высокой цели знает каждый. К сожалению, часто только знает. Д. Лихачёв, замечательный литературовед, философ и, прежде всего, Человек, помог мне увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.
Д. Лихачёв утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. И эту мысль он доказывает очень простыми примерами: человек, стремящийся к материальным благам, оценивает себя только как владельца этих благ (машины, дачи…), а тот, у кого цели высокие — на высоком уровне и себя ценит.
Завершает свои рассуждения автор вполне закономерным выводом о том, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством, то есть достойно ценя себя.
2. Проанализируйте и оцените каждый фрагмент сочинения в соответствии с первыми критериями оценивания (К1, К2).
-
Для работы используйте рекомендации, перечень типичных ошибок, вопросы для проверки.
3 стр., 1271 словДоклад: Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов ...
... и другие выдающиеся мастера художественного слова. Но не менее сложно всестороннее исследование данного вопроса, еще более остро стоящего перед авторами сатирических произведений. Характерные для художественных произведений прозвища ... по этому поводу писал: «Не говорите: вот человек, который глубоко понимает назначение человека и цель жизни, который стремится делать добро, но, лишенный энергии ...
3. Отметьте достоинства понравившегося вам текста.
4. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?
5. Оцените комментарии по критериям К7-К10.
Упражнение 7
1. Прочитайте фрагменты сочинений учащихся по статье Д. Гранина (упр. 5).
I. Д. Гранин в своей статье рассуждает о том, что понятие милосердия устарело в наше время. Автора очень волнует то, что ушли в прошлое такие слова, как «сестра милосердия», «брат милосердия», даже в словаре они отмечаются как устаревшие. Печалит его и то, что улицу Милосердия переименовали в улицу Текстилей.
Автор убеждён, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Также Д. Гранина очень волнует то, что сейчас чувство милосердия «заглохло, оказалось запущенным», хотя есть много примеров трогательной отзывчивости.
II. Д. Гранин в своей статье рассуждает о милосердии. Его очень печалит то, что даже само слово «милосердие» в наши дни воспринимается как устаревшее. Автор убеждён, что «изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности».
Д. Гранин также рассуждает о том, что милосердие «свойственно всему сообществу», и утверждает, что можно привести много примеров отзывчивости.
Однако в нашей жизни, по мнению автора, милосердие идёт на убыль, хотя человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.
III. Тема нравственности, а точнее, одного из её составляющих — милосердия, стала основой текста Д. Гранина. Когда-то эта тема волновала многих, но в последнее время у человечества другие заботы появились. Согласитесь, мало кто из нас сейчас о милосердии размышляет. Часто даже само слово как устаревшее воспринимаем. Что же с нами происходит? Именно эта проблема волнует автора. Ответ на вопрос: «Как же так получилось, что чувство это у нас… оказалось запущенным?» — он и пытается найти.
Тревога автора не случайна, так как он понимает, что милосердие — основа духовности человека.
Д. Гранин убеждён, что милосердие свойственно всему живому, да и человек рождается с этим чувством. Почему же потом оно «зарастает»? Нет, автор не утверждает, что все жестоки. Он объективен и отмечает отдельные примеры «трогательной отзывчивости». Его просто тревожит вопрос: «Почему доброе отношение человека к человеку перестаёт для нас быть значимым?»
Ответ предельно прост: «…если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется». То есть, проявляя милосердие только в отдельных случаях, а порой и вообще забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем это чувство в себе.
Милосердным человек должен быть всегда. К такому выводу ведёт нас Д. Гранин.
2. Проанализируйте и оцените тексты каждого из сочинений в соответствии с первыми критериями оценивания (К1, К2).
Для работы используйте рекомендации, перечень типичных ошибок, вопросы для проверки.
3. Назовите предложения, содержащие формулировку проблемы.
Урок развития речи.Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...
... других Позабыть не дает. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Милосердие! Сердец доброта! Тема нашего урока Милосердие – это… Слайд 8 2. Лексическая работа милосердие Запишите это слово, ... 18 Д . Гранин в своей статье рассуждает о милосердии. Его очень печалит то, что даже само слово «милосердие» в наше время воспринимается как устаревшее. По мнению автора, милосер
4. Отметьте достоинства понравившегося вам комментария.
5. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?
6. Оцените комментарии по критериям К7—К10.
Упражнение 8
1. Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, — не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.
(4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт ток — сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (И) И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись — что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания — причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17) Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18) И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций — они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21) Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25) И каждый год — одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублём»? (27) Все знают. (28) Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется).
(29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.
-
Какова основная проблема текста?
-
Какие доводы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? Какие выводы он делает?
-
Каким образом помогает вам в работе схема?
-
В каких (-ом) предложениях (-») автор, используя иронию, воспроизводит высказывание (-я), противоречащее (-ие) его позиции?
-
1-3; 2) 11, 12; 3) 11; 4) 28.
6. Определите стиль и тип речи автора:
-
разговорный стиль, рассуждение;
-
официально-деловой стиль, описание;
-
публицистический стиль, рассуждение с элементами описания;
-
художественный стиль, повествование и рассуждение.
7. Напишите комментарий к поставленной автором проблеме.
Упражнение 9
1. Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
Выбор книги — очень важное дело. Но выбор способа чтения — в тысячу раз важней. Настоящий читатель должен быть одинаково умелым во всех способах чтения. Он должен суметь выбрать и решить: когда читать мало — а когда много, когда быстро — а когда медленно, когда один раз — а когда десять. В зависимости от того, какую книгу он в руки берёт и какую цель перед собой ставит.
Какое-нибудь техническое описание обработки металла нужно инженеру для работы. И вот вечером он садится с карандашом в руках и, заглядывая в книгу, что-то там высчитывает, прикидывает, соображает. Иногда листает техническую энциклопедию. Просматривает статью в специальном журнале. Это, по сути дела, продолжение рабочего дня.
Но человеку положен ещё и отдых. Можно сесть в кресло, зажечь маленькую лампу и неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже неделю, две, месяц, каждый раз продвигаясь на десяток страниц, каждый раз чувствуя всё ближе жизнь её героев. Такую книжку не возьмёшь с собой в трамвай или метро. Не только потому, что толстая. Просто слишком важно для тебя это дело — чтение. Нельзя заниматься таким чтением на ходу, кое-как, наспех. Для этого существует что-нибудь попроще, какое-нибудь нехитрое приключение, какой-нибудь завлекательный или не очень серьёзный фантастический рассказ.
Или вдруг, неизвестно почему, вечером захочется вспомнить старые стихи. Прочитал одно стихотворение, потом как-то совсем нечаянно — другое. Вот уж и вечер прошёл…
И все эти книжки могут жить, не мешая друг другу, каждая — в своём уголке читательской души. Но — не всегда.
(И. Линкова)
-
Какова основная проблема текста?
-
Какие доводы и примеры приводит автор, чтобы обосновать своё мнение? Какой вывод он делает?
-
Напишите комментарий к поставленной проблеме.
Упражнение 10
1. Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
► Обратите внимание на последовательность перехода одной мысли в другую.
Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.
Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
(По К. Г. Паустовскому)
Логическая схема
Людей всегда мучают разнообразные сожаления. |
↓
Самое сильное сожаление вызывает стремительность времени. Молодость ушла, но человек не увидел всего очарования жизни |
↓
Сожаления живут в каждом дне и даже часе. |
По ночам они разгораются |
↓
Главное сожаление, что не удалось увидеть мир |
↓
Сожаление о том, что даже на знакомство со своей страной не хватает времени |
↓
Видел мало, но это не страшно, т. к. главное не количество, а качество. Всё зависит от пытливости и остроты взгляда |
↙ ↘
В малой капле можно увидеть калейдоскоп красок, необычность, разнообразие зелёного цвета |
Обыкновенные листья ольхи необыкновенны. Они похожи на детские ладони |
2. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Людей всегда мучают разнообразные сожаления.
2) Человек всегда жалеет о быстротечности времени.
3) Люди обычно не сожалеют о том, что не могут увидеть весь мир.
3. Какова особенность логики развития мысли К. Г. Паустовского в этом тексте?
4. Какая основная проблема поднимается автором? В какой части текста автор её предъявляет? Как он подводит к ней читателя?
5. Опираясь на содержание текста, напишите комментарий к поставленной автором проблеме.
Упражнение 11
1. Прочитайте фрагменты сочинений учащихся по тексту И. Линковой (упр. 9).
I. Текст И. Линковой очень актуален, потому что в наше время книги почти перестали читать, а это очень плохо. Автор учит нас, как нужно читать книги. Главная мысль заключается в том, что книги нужно читать по-разному.
Инженер читает много книг сразу и делает выписки. Другой же человек хочет отдохнуть, поэтому читает неторопливо толстую книгу.
Для того чтобы читать на ходу, наспех, нужно брать завлекательный, не очень серьёзный фантастический рассказ.
Очень хорошо читать стихи по вечерам. Но иногда, говорит автор, какая-то новая книга так увлекает человека, что он забывает о других. И это, по мнению автора, хорошо, так. как можно отдохнуть.
Рассказав о разных способах чтения, автор призывает нас читать много книг, потому что книги приносят пользу,
II. Проблема выбора способа чтения, поставленная И. Линковой, показалась мне очень интересной. Оказывается, важен выбор не только книги, но и способа чтения. Такой выбор определяется целью, которую человек перед собой ставит.
Обосновывая свою точку зрения, автор даёт характеристику разным способам чтения, показывает значимость для человека каждого из них. Так, чтение книг с целью получения информации, необходимой для работы, требует просмотра множества книг и постоянных записей, а общение с книгой, дающей отдых душе, не терпит торопливости. Совсем не похоже на него знакомство с нехитрой, завлекательной литературой. Таким чтением, по мнению автора, можно заниматься «на ходу… наспех».
И. Линкова говорит и о том, что какая-нибудь новая книга может захватить настолько, что долгое время ничего другого читать не хочется. И это тоже хорошо, так как нужно дать своему «читательскому сердцу… пережить то, что его взволновало»^
Вот эта терпимость и кажется мне особенно привлекательной. Автор не говорит: «Этого не читайте, так читать нельзя». Очень тактично она подводит нас к главному выводу: читать можно разные книги и даже одновременно, но читать нужно по-разному, и тогда всё принесёт пользу.
2. Какой из предложенных вашему вниманию текстов понравился больше? Обоснуйте своё мнение.
3. Оцените каждый текст в соответствии с критериями оценивания (К1, К2).
4. Оцените сочинения по критериям К7—К10.
Упражнение 12
1. Прочитайте комментарии учащихся к поставленной автором проблеме (текст К. Г. Паустовского из упр. 10).
I. В своём тексте К. Г. Паустовский говорит о том, что человек всегда о чём-нибудь сожалеет, особенно часто о быстротечности времени. Эти сожаления с человеком постоянно, особенно они беспокоят его ночью.
В своём тексте автор также поднимает проблему невозможности увидеть в жизни все, что хотелось бы. Он не успевает увидеть не только весь мир, но даже свою страну.
Но, по мнению автора, это не страшно, потому что важно не количество увиденного, а качество. И К. Г. Паустовский рассказывает об оттенках зелёного цвета у листьев и о необычности листьев ольхи, похожих на детские ладони.
II. Текст К. Г. Паустовского показался мне интересным не только поставленной в нём проблемой необходимости пытливого взгляда на мир, но и тем, как развивается авторская мысль.
Начав с рассуждений о том, что людей всегда мучают разнообразные сожаления, а особенно сожаления о стремительности времени, он переходит к мысли, что главная беда этой быстротечности в том, что человек мало успевает увидеть.
И вот тут, когда читатель уже решил, что основная тема текста — сожаления о прошедшем, К. Г. Паустовский делает неожиданный переход к тому главному, о чём он и хотел говорить. Оказывается, не стоит жалеть, что мало увидел. Плохо, если не умел пытливо смотреть, потому что мир очень богат и даже в малом, обычном можно рассмотреть необыкновенное. И автор описывает бесконечность оттенков зелёного цвета листьев черёмухи и липы, с необычной нежностью говорит о листьях ольхи, похожих на детские ладони. И мы понимаем, что сам К. Г. Паустовский умел видеть очень много.
Самое же главное, он и нам старается передать это умение.
2. Какой из предложенных вашему вниманию комментариев вам понравился больше? Обоснуйте своё мнение.
3. Оцените каждый текст в соответствии с критериями оценивания (К1, К2).
4. Оцените комментарии по критериям К7—К10.
3