Геологу вышедшему из леса поселок показался большим. По тексту Алексина

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ? (ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ) Умею ли я слышать другого человека? Понимаю ли я его? Насколько верно улавливаю его позицию? Могу ли вступит в диалог или дискуссию? (работа с текстом) Насколько я могу быть убедительным в своих суждениях? Умею ли находить параллели между данным текстом и жизненным опытом, приобретенными знаниями? Насколько я эрудирован разных сферах? Хорошее сочинение=работа с информацией + личностная зрелость+ знание языка

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПРОБЛЕМА Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования. В основе проблемы лежит некое столкновение интересов, конфликт. взаимоотношения отношение влияние роль взаимосвязь противоречие выбор

РАЗЛИЧАЕМ! Тема – это то, о чем пишет автор. Проблема – волнующее автора противоречие, несовершенство; то, что автора заставляет размышлять, обращаться к читателю. Например: тема детства, тема войны, тема любви. Например: взаимоотношения матери и ребенка, влияние детства на становление личности, проблема позднего взросления, роль взрослых в воспитании ребенка и т.д; проблема раннего взросления на войне, неоправданной жестокости, столкновения личных и общественных интересов, проблема выбора; проблема неразделенной любви, проблема определения истинных ценностей и т.д.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – СЕРДЦЕ СОЧИНЕНИЯ Позиция – ответ на , разрешение проблемной ситуации, программа действий. Например: Детство – важный период в жизни любого человека, так как в это время идет активное формирование личности: закладывается система нравственных ценностей, определяется отношение к миру и себе, активно развивается мышление. Самопожертвование, по мнению автора, заключается в том, что человек способен поступиться своими интересами ради другого, ради высшей цели, не думая о своем благополучии. Это самоотречение, проявление силы духа и сострадания.

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ Комментарий Проблема Позиция

СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА Человечество без облагораживания его животным и растением погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве. А.Платонов Позиция: Природа делает человека человеком. Воспитывает в нем чувство прекрасного, являя образец гармонии и соразмерности; дает духовные силы и помогает жить. Автор подчеркивает нерасторжимую связь человека и мира природы. «Облагораживание» людей, т.е. их эстетическое, нравственное, , в конце концов сам факт существования Homo sapiens , писатель видит в тесном общении с окружающим миром. А. Платонов с отчаянием замечает, что человечество «оскудеет, впадет в злобу отчаяния» , если не будет руководствоваться законами природы. В конечном итоге потеряет свой человеческий облик, лишиться смысла жизни и начнет разрушительную войну с самим собою. Такая позиция трагична по сути, так как заводит в тупик цивилизацию.

12 стр., 5732 слов

Проблема отношения человека к живой природе

... нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id78093 Проблема отношения человека к живой природе. Сенина 2017. № 10. (ЕГЭ по русскому) Как характеризует человека его отношение к животным и птицам? Может ... писатель противопоставляет действия человека и природы. И если люди, не раздумывая, губят окружающий их мир, то природа даже в воспоминаниях пробуждает к жизни. Позицию автора можно понять, ...

ПРОБЛЕМА БЫСТРОТЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен? А. Ахматова Лирическая героиня Анны Ахматовой чувствует себя абсолютно бессильной перед быстротечностью времени. Ее не страшат ни войны, ни чума, так как эти бедствия можно прекратить. Уверенность слышна в каждой строке: «конец им виден скорый…», «приговор почти произнесен». Слово «ужас» передает невыразимое отчаяние, опустошенность, оцепенение, подавленность героини перед «бегом времени». Именно «бегом», потому что оно ускользает от нас, мы не можем его ни догнать, ни остановить. Позиция: Время неподвластно людям, мы не можем управлять им по своему усмотрению. И в этом трагедия всего человечества.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО КОММЕНТАРИЯ Комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять содержание. Каждое суждение в комментарии должно быть связано с проблемой (Как микротема, предложение, изобразительно-выразительное средство доказывают, что именно эта проблема поднята в тексте).

Комментарий помогает сформулировать позицию автора.

АРГУМЕНТЫ=ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Почему я соглашаюсь с позицией автора? Законы природы Официальные документы Примеры из жизни Примеры из художественной, научной и публицистической литературы Мнения выдающихся людей Цитаты из авторитетных источников Мнения очевидцев событий Пословицы, поговорки, афоризмы

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА ОТРАЖАЕТ ЛОГИКУ РАССУЖДЕНИЯ

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался : глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника… (2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт… (7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

(9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца… (11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город. (13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку. — (14)Ваш абонент не отвечает,- сказала она. — (15)Этого не может быть!..- возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились… (17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую». — (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить! (19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала: — А я вас уже видела… (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете. (22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.

2 стр., 621 слов

Письмо дяде Холмсу :: Гусев Валерий

... от уха до уха. Та самая загадочная «Астя». Это письмо Алешка привез из далекой Англии, а фотографию получил - в подарок и на память ... на вопросы о творчестве замечательного писателя Артура Конан Дойля, отослал сочинение на тему «Дедуктивный метод мистера Холмса», а к тому же ... пришло на имя m-r Alex S. Obolensky толстое заказное письмо с обратным адресом «Бейкер-стрит, 221». Не сказать, чтобы Алешка ...

— (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге… далеко. — (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она. (25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога. — (27)Есть! — торжествующе воскликнула она. (28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю». (30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась… (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её. (34)Но она уже была далеко. — (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — возвещала она в микрофон. (38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? (39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…

СИСТЕМАТИЗИРУЕМ 1. Вступление — тезис Что сближает людей на нашей маленькой планете Земля? Что заставляет чувствовать нас нужными, любимыми, значимыми? Безусловно, теплота, отзывчивость, внимание, забота, простое человеческое участие.. И это дорогого стоит. человеческих взаимоотношений поднимает русский писатель, публицист А. Алексин.

ТЕКСТ 2. Комментарий (доказательства) Неслучайно автор обращает внимание на то, что геолог в свой день рождения лишен общения с родными людьми, а единственным собеседником становится девушка-телефонистка, совершенно чужой человек. Глядя на ее деловитость и серьезность, он даже не надеялся на душевный отклик, когда на другом конце провода шли долгие, равнодушные гудки. Увидев волнение и тревогу героя, она «засуетилась» и даже припомнила, как он получал в соседнем окне письма до востребования. Что ей, вчерашней школьнице, до чужой боли и одиночества? Она могла просто ограничиться безликой информацией, отгородившись стеклянной перегородкой. Но для нее оказалось важнее помочь человеку: «прекратить разлуку», «соединить человеческие сердца». А. Алексин обращает внимание на то, как она «шустро вскочила со своего стула», «побежала к соседнему окошку», «быстро-быстро» стала перебирать письма. Сколько в этой стремительности желания помочь человеку, успокоить его! Действительно, найденная ею телеграмма объясняла молчание на другом конце провода: жена-геолог отправилась в командировку, — и еще: «девочка-телефонистка «вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…» Она вернула уверенность в том, что его любят, ждут, дорожат им.

5 стр., 2352 слов

Понятие о памяти. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Процессы памяти

... делать всё возможное, чтобы развивать свою память. Сочинение №2 Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или ... способны влиять на продуктивность памяти: интерес к заучиваемому материалу, его сложность, личные способности человека, обстановка, в которой находится учащийся. Если человек быстро все запоминает, способен ...

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ С ЧУЖИМ ТЕКСТОМ 3. Вывод — позиция Писатель уверен: даже чужие друг другу люди должны откликаться на боль и отчаяние, должны помогать другому обрести умиротворение и преодолеть одиночество. В этом основа человеческих взаимоотношений.

НАЧИНАЕМ ПРОВЕРКУ ЗРЕЛОСТИ 4. Согласен или нет? Почему? Невозможно не согласиться с А. Алексиным. Взаимопонимание, уважение, забота и поддержка способны вернуть человека к жизни! Это и есть проявление истинной доброты и человеколюбия.

БУДЬ УБЕДИТЕЛЕН В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ! 5. Аргументы — доказательства Вспоминается в связи с этим эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», когда Лебезятников, обнаружив подлог Лужина, защитил честь и достоинство Сони Мармеладовой, хотя она была абсолютно чужим человеком и вовсе не рассчитывала на такой жест правды и сострадания. рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» — Андрей Соколов –взял на воспитание Ванечку, хотя тот и не был его родным сыном. Сколько нежности, отеческой заботы и теплоты оказалось в этом суровом с виду человеке! А ведь он спасает ребенка от одиночества, «безбудущности» и зла.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ СЕБЯ 6. Вывод (твоя новая позиция на основе анализа) Мне кажется, для того чтобы проложить мост от одной души к другой, не нужно много слов. Пусть каждый начнет с себя и вспомнит, как когда-то и на его пути встретись люди, которые подарили надежду, уверенность, силы, и тем самым спасли жизнь, продлив эстафету любви и добра на земле.

Задумывались вы когда-нибудь над, тем, что случится с человеком, если отнять у него память?. Трудно представить такое неприкаянное существо, потерявшее связь с прошлым: со своим родом, семьей, отчизной, в конце концов. С самим собой. Страшно подумать, Что в одночасье, словно компьютерной клавишей, удаляются файлы, архивирующие нравственные ценности, способы взаимодействия с людьми, пространственные и временные ориентиры, имена близких и дорогих сердцу людей. Каким образом память влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задается талантливый писатель Ч.Т. Айтматов. Его рассказ о манкуртах, рабах, лишенных напрочь памяти жуанжуанами, поражает жестокостью и бесчеловечностью. Оказывается, потеряв память, человек уподобляется домашнему скоту, сторожевой собаке. Он начинает жить, руководствуясь только низшими потребностями: «Все его помыслы сводились к утолению голода». «Беспамятный раб» — удобная, бесплатная и безропотная рабочая сила. Для него повеление хозяина превыше всего. Зависимость, полное подавление воли, безответственность – следствие беспамятства. Писатель рисует манкуртов, не прибегая к таким понятиям, как честь, достоинство, благородства: они вне нравственных категорий, вне добра и зла. В словах матери, чей сын стал манкуртом. Слышится приговор беспамятству: «Можно отнять у человека землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто посмел покусится на память человека?» Ч. Айтматов убежден: потеря памяти – «самое тяжелое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний». Именно память делает человека человеком. Она является основой личности.

Не могу не согласиться с авторской позицией. Действительно, людей, потерявших память, разорвавших поневоле связь с историей, культурой, отечеством, семьей, вряд ли можно назвать полноценными членами общества. Мир без памяти создан в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Жители Макондо заболевают сначала бессонницей, потом наступает вторая стадия болезни – забывчивость. Сначала у них стираются воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем они перестают узнавать друг друга. Они живут в мире постоянно ускользающей действительности. И лишь одно удерживает их от последней стадии беспамятства – надписи на предметах. Но как обозначить любовь, сострадание, нежность, благородство, которые составляют основу человеческой личности? Нельзя не вспомнить легенды и мифы . Недаром в античности Мнемозина являлась матерью девяти муз, так как именно память закрепляет достижения науки искусства, фиксирует опыт человечества. А происхождение памяти древние греки связывали с именем Прометея, который одарил человечество не только огнем, но дал память, «число изобрел, и буквы научил соединять, и память дал» (Эсхил).

Память, подобно огню, освещает жизненный путь , дает направление развития, помогает решить трудные проблемы, опираясь на опыт человечества. Кроме того, недаром в народе часто говорят вместо «разлюбил» «позабыл». Именно память связывает нас с людьми, помогает удерживать в воображении образы любимых и близких, не дает разорвать связь с самим собой. В русском языке есть немало слов, характеризующих память: долгая, короткая, добрая, девичья, родовая, генетическая… Память определяет не только наше прошлое – она является хранилищем опыта человека, его нравственных, духовных и культурных ценностей.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) _____ вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.

2. Коралловый риф состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.

3. Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.

4. Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.

5. Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

2. Поэтому

3. По мере того как

4. Вопреки этому

5. Во-первых,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОРМА, -ы, ж.

1. Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств . Повествовательная ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.

5. перен.Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности).

Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

6. Установленный . Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

4

В одном из приведённом ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

2. Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

3. Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер — начала XX века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

5. На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

рота СОЛДАТОВ

несколько АБРИКОСОВ

ЛУЧШИЙ ответ

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

нет ПОЛОТЕНЕЦ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное впечатление. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стительность

р..гламент

щ..бетать

заб..раясь

водор..сли

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..думав не..гибаемый

пр..следуя, пр..града

нед..варил, пр..бабушка

пред..стория, контр..гра

(камень) пр..ткновения, пр..смотревшись

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

узорч..тый

повес..вший

вытерп..в

разборч..вый

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

помож..шь

заслуж..нный

провод..шь

узнава..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.

2. Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

3. Лизу поселили в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном.

4. Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.

5. Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

2. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд Земли.

3. Призвание поэта — творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.

4. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

5. КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

5. На улице было и тепло и сухо.

16

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И если внутри сплошное благополучие, если музыканта переполняет довольство от жизни, то он даже самое трагическое произведение будет исполнять, словно какой-нибудь популярный шлягер.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника…

(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…

(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

(9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…

(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

  • (14)Ваш абонент не отвечает,- сказала она.
  • (15)Этого не может быть!..- возразил он.

— (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились…

(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».

  • (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!

(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:

А я вас уже видела… (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) _____ вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.

2. Коралловый риф состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.

3. Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.

4. Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.

5. Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

2. Поэтому

3. По мере того как

4. Вопреки этому

5. Во-первых,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОРМА, -ы, ж.

1. Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.

5. перен.Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности).

Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

6. Установленный образец чего-н. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

4

В одном из приведённом ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

2. Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

3. Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX — начала XX века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

5. На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

рота СОЛДАТОВ

несколько АБРИКОСОВ

ЛУЧШИЙ ответ

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

нет ПОЛОТЕНЕЦ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря хорошего образования наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное впечатление. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стительность

р..гламент

щ..бетать

заб..раясь

водор..сли

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..думав не..гибаемый

пр..следуя, пр..града

нед..варил, пр..бабушка

пред..стория, контр..гра

(камень) пр..ткновения, пр..смотревшись

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

узорч..тый

повес..вший

вытерп..в

разборч..вый

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

помож..шь

заслуж..нный

провод..шь

узнава..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.

2. Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

3. Лизу поселили в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном.

4. Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.

5. Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

2. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд Земли.

3. Призвание поэта — творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.

4. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

5. КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

5. На улице было и тепло и сухо.

16

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И если внутри сплошное благополучие, если музыканта переполняет довольство от жизни, то он даже самое трагическое произведение будет исполнять, словно какой-нибудь популярный шлягер.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника…

(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…

(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

(9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…

(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

  • (14)Ваш абонент не отвечает,- сказала она.
  • (15)Этого не может быть!..- возразил он.

— (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились…

(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».

  • (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!

(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:

А я вас уже видела… (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

Анатолий Алексин

Ты меня слышишь?

Вечером с самолета поселок выглядел светящейся точкой, немигающим маяком, который затерялся в бескрайнем таежном море.

А геологу, вышедшему из леса, поселок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги – от асфальта и булыжника. Он привык бродить тропками – и сейчас без надобности переходил с одной стороны улицы на другую, словно измеряя ее ширину. Да и вообще все радовало его в этом поселке, потому что здесь ровно через полчаса он должен был услышать голос жены. Нет, не увидеть ее, а только услышать…

Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто». А телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали.

Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днем писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. Они не разговаривали друг с другом, потому что все время напряженно прислушивались, боясь упустить тот миг, когда оживет, зашуршит, задышит микрофон и голосом телефонистки назовет номер кабины и имя далекого города, которое прозвучит для них как имя , живущего там. И они бросятся в застекленную кабину, чтобы сказать что-то самое важное, потому что в минуты, скупо отпущеные для междугородного разговора, нужно говорить только о самом главном. Каждый мысленно повторял, заучивал наизусть то, что он скажет, не догадываясь, что заученное от волнения забудется и прозвучат какие-то совсем другие, бессвязные слова и вопросы, которые, быть может, гораздо точнее передадут все, о чем надо сообщить и что надо выразить.

И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?..» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…

Дело было вечером – и по служебным делам никто не звонил.

Впрочем, в кабины устремлялись не все, а лишь самые счастливые. Иногда же, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и имя города, приглашала ожидавших к своему окошку. Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон упорствует особыми долгими гудками понапрасну… Там никто не снимает трубку: дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждет.

Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. Именно сегодня, сейчас… И поэтому, присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

Потом он взглянул на телефонистку, сидевшую за стеклянной перегородкой. Эта худенькая девушка все делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: еще совсем недавно она была школьницей.

Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, ну точь-в-точь так, будто писала в сочинения по литературе или контрольные по математике.

Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, хотя бы на время прекращать разлуки. Геолог почему-то вспомнил другую девчушку, такую же вот простенькую на вид – ту, что два года назад во время , которую он перенес, полтора часа подряд казалась ему всесильной богиней в белом халате и белой шапочке: он не видел рук хирурга, спасавших его, но зато видел ее глаза, помогавшие переносить боль и забывать о страданиях. И он изумился, когда, уже выздоравливая, услышал, что его белоснежная Богиня договаривается в коридоре больницы по телефону о свидании, как все девушки на этом свете, и робеет, и на ходу теряет слова.

Молоденькая телефонистка, видимо, тоже не догадывалась о своем величии. А не улыбалась она от застенчивости или просто еще не знала, что и на работе тоже можно улыбаться. Было похоже, что за матовым стеклом происходит детская игра «в телефонистку». Вдруг она все тем же по-детски серьезным, деловитым голосом назвала фамилию геолога.

Чего больше в нашем мире: отзывчивости или равнодушия? Каких людей больше? Часто ли мы нуждаемся в отзывчивости окружающих? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста А.Г.Алексина.

Автор поднимает в своём тексте проблему отзывчивости. Он рассказывает историю геолога, который пришёл на телеграф, чтобы позвонить жене. Этот звонок был очень важен для него. Но где-то далеко-далеко трубку никто не брал. Геолог расстроился, он не знал, что и подумать, был встревожен. «Этого не может быть!.. – возразил он. – У меня сегодня день рождения, и мы договорились».

Молоденькая телеграфистка проявляет отзывчивость к незнакомому мужчине. Она вызвала «старшую», чтобы ещё раз всё проверить. И вдруг вспомнила, что хорошо знает его, он много раз приходил к соседнему окошку за письмами до востребования. Она посмотрела картотеку писем и нашла телеграмму для него. «Срочно посылают командировку Березняки поздравляю днём рождения целую люблю». Ничего особенного не сделала девушка. Но её отзывчивость «…просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…».

Позиция автора ясна: отзывчивость нужна в нашем мире, мы должны быть отзывчивыми и чуткими по отношению друг к другу. Чья-то отзывчивость помогает кому-то в непростой ситуации, с которой сам человек не может справиться, а иногда и спасает честь, жизнь человека.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, , курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Нам легче жить, зная, что нас окружают отзывчивые, чуткие люди. И трудно представить жизнь человека, который окружён равнодушными, лицемерными людьми. также учит нас, что лучшие черты человека – это сочувствие, отзывчивость, доброта, человечность. Эти качества делают нашу жизнь светлее и чище.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер проявляет настоящую отзывчивость по отношению к Наташе. Когда Анатоль уже готов выкрасть Наташу, опозорить её, а она, глупая и влюблённая, готова бежать с ним, он не отворачивается от чужой беды. Пьер и сам в это время был потерянным, сложные отношения с женой сделали его жизнь невыносимой. Но, узнав о предстоящем побеге от Сони, он делает всё, чтобы предотвратить его. В последние минуты он рассказывает Наташе всю правду об Анатоле, о том, что он женат. Наташа понимает всю низость Курагина. Трудно представить, чтобы произошло с ней, если бы побег осуществился. Но отзывчивость Пьера спасает её.

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова после войны. Работа, дом, трактир… Герой живёт без эмоций, без чувств. Всё отобрала война. Жену и дочерей, сына-капитана. Закаменела душа от пережитого горя. Нет сил жить. Но встречает Андрей маленького Ванюшку, такого же одинокого и обездоленного, и ожило сердце. Он усыновляет мальчика, и теперь переживает, как бы хватило сил его поднять на ноги. Сердце пошаливает. Проявляя отзывчивость, герой не только помогает Ванюшке, но и себе. Человек должен о ком-то заботиться, для кого-то жить. В этом, я уверена, смысл жизни.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: воспитывайте в себе отзывчивость, не стесняйтесь помогать другим. Это необходимо не только тем, кто нуждается в нашей помощи, но и нам самим. Будьте отзывчивы! Помогайте другим!

Полезный материал по теме: