Конспект русского языка в 8 классе «Учимся писать -рассуждение»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Учимся создавать текст-рассуждение», Без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна

Цели урока:

обучающие – развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему;

формировать умение сопоставлять разные уровни языка;

развивающие

формировать умение самостоятельно добывать знания, систематизировать их;

воспитывающие

Методы: репродуктивный, беседа

Тип урока:

Оборудование:

Ход урока:

Организационный момент (1минута)

Здравствуйте, ребята! Пожалуйста садитесь. Откройте тетради и запишите тему урока – «Учимся создавать текст- рассуждение».

Вступительное слово учителя (4 минуты)

Наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке. У нас с вами есть тезис: «Без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна». И сегодня мы с вами будем строить текст-рассуждение на лингвистическую тему. Определимся с прилагательным «лингвистический» (произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки).

Значит, основным содержанием такого текста будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, в данном случае об однородных членах предложения.

Но схема, которой мы будем пользоваться подходит и для всех остальных типов рассуждения (на основе литературного произведения, сочинение-рассуждение и т.д.)

11 стр., 5411 слов

Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...

... урока : « Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева» 4 .Формулирование учащимися цели урока. Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель урока…. (Цель урока – подготовка к написанию домашнего сочинения- рассуждения; формирование умения анализировать содержание текста и создавать свой текст ...

Беседа по материалам прошлых уроков(5 минут)

Итак, начнем с проверки ваших знаний.

1)Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение).

В теме нашего урока обозначено текст-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста.

2) Какова его основная задача? (

3)Основные вопросы, характерные для этого типа текста? (Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?)

композиция

1. Тезис (та мысль, суждение, положение, с которым вы согласитесь или нет и будете доказывать.)

2.Аргументы (Каждый из них должен быть наглядным и убедительно доказывать вашу мысль.)

А)

Б)

3. Вывод (Он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д. Т.е. это тезис иными словами.)

Совершенно верно, композиция текста-рассуждения состоит из трех частей: тезиса, основной части – аргументации и вывода, которые иными словами повторяет тезис.

Знакомство с новым материалом (20 минут)

Каждая часть рассуждения начинается с новой строки. Также обязательное условие – использование вводных слов. (Обратите внимание на клише.) Давайте запишем с Вами слова-помощники, которые приведены в табличках, которые я вам раздала. Они помогут вводить в наше рассуждение различные его части: введение, аргументацию и вывод. Фиксируем в тетрадях название части рассуждения и через запятую записываем наши слова-помощники. . ( Учитель диктует ученикам вводные слова и фразы, с помощью которых строится сочинение-рассуждение. Ученики записывают в тетрадь под диктовку, а также , опираясь на таблицы, лежащие на их партах. ) Обратите внимание, что вводить аргументацию в наш текст можно и при помощи слов во-первых, во-вторых и т.д. – это вам уже было известно. Но на данном этапе лучше использовать те выражения и вводные слова, которые приведены в таблицах, т.к. мы с вами имеем дело с рассуждением именно на лингвистическую тему.

Клише, лежащие перед каждым учеником

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод (Тезис другими словами).

Безусловно…, Разумеется …, Конечно, … Я считаю…

По моему мнению …, Бесспорно, мнение автора о том, что…,, Попробуем разобраться в смысле этого высказывания., Я (полностью) согласен с …, Не могу не согласиться с …, Я разделяю точку зрения…, Я поддерживаю мнение…

Основная часть (аргументация)

8 стр., 3910 слов

План — конспект русского языка в 11 классе : «Второстепенные ...

... хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости!» Н.Назарбаев Вопрос: О чем сказал Назарбаев? Слово учителя. Тема нашего урока « Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев "Слово о Независимости» . Обсудим выступление нашего Президента 14.12.14 года, ...

В подтверждение этого текста приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление из … предложения прочитанного мною текста.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению…, Проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.,

Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . это подтверждает вывод о том, что… .

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №… .

В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .

Заключение (вывод)

Таким образом…, Исходя из сказанного, …, Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…, В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Итак, мы все повторили, вооружились новыми знаниями, и теперь давайте приступим к работе, чтобы их закрепить.

У нас с вами уже есть тезис. «Без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна». Каковы здесь ключевые слова? (Без однородных, речь беднее).

Согласны ли вы с этим утверждением?

что такое однородные члены предложения

Для чего они используются в речи, какова их роль?

1. Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным ( Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых?(Пушкин); По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там.(П.); С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому.(Л.Толстой); Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.(Чехов). Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.(Белинский)

2. Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий ( Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной – я всегда буду помнить о тебе(М.Горький) , Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.(П.) Легкий ветерок то просыпался, то утихал.(Тургенев)).

3. В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация — ступенчатое возрастание, усугубление, — стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету («В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдет» (Боратынский); «Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык» (Тютчев) )

7 стр., 3305 слов

Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

... текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, ... и сложноподчиненные предложения; простые распространенные предложения, осложненные однородными членами, вводными словами, причастными и ...

(Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.(Тург.);

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке. Без них наш язык, действительно, был беднее.

Домашнее задание (2 минуты)

А теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: на черновиках напишите рассуждение на следующую тему – Согласны ли вы с утверждением, что без однородных членов предложения наша речь была бы беднее и менее выразительна?

Подведение итогов (3 минуты)

Ребята! Вы сегодня активно работали. Скажите, какова композиция текста-рассуждения? (Введение, основная часть(аргументация), вывод).

В чем отличие рассуждения от описания или повествования? (Рассуждение используется в том случае, если нам нужно что-либо доказать).

Очень хорошо!

Урок окончен, все свободны. До свидания.

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-na-literaturnuyu-temu-klass/

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.

  2. Богданова, Г.А. Ур оки русского языка в 8 классе. – М., 2003., стр.114-115.

  3. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 8кл.: Интеллектуальное развитие школьников. –М.: ВЛАДОС, 2004. , С.166-171.

  4. Сычугова, Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 8 кл. – М., 2004., стр.201-203.