цепочка вопросительных предложений.
назывное предложение
риторический вопрос
цитата
парадоксальное высказывание
Формулировка проблемы, Проблема чего:, Речевые клише:
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
Касается .. проблемы.
Уделяет внимание … проблеме.
Над какой-л. проблемой думать, работать.
Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
Автор затрагивает проблему…
Много места уделено проблеме…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор очень эмоционально отстаивает идею…
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …
Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
Комментарий
К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…
Насколько проблема злободневна?
Что делает её злободневной?
Традиционна ли эта проблема или нова?
Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
Об этом много пишут …
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
Авторская позиция
Средства выражения авторской позиции
Сейчас многие говорят о бездуховности. Сборник идеальных по обществознанию. ...
... бездуховность в обществе и можно ли с ней бороться? Эту проблему ставит перед собой Д.Лихачев в предложенном для анализа тексте. Чтобы обратить внимание читателя на эту проблему, автор рассуждает о ... кто много читал классических произведений, много слушал ... наше внимание на проблему бездуховности, актуальную в современном обществе. характеризуется в той или иной мере всё человечество Позиция автора ...
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает свою мысль…,
…- Так определяет автор своё отношение к …
Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
- Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
- Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
- Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к …;
Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
- Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
- Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
- В словах автора звучит мнение большинства людей;
- Автор пытается найти в читателе единомышленника;
- Автор пытается понять, почему …;
- Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
Автор позиция ясна: …
- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
Моя позиция+2 аргумента
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против
особенно близка мне мысль автора о… ;
- мне близка позиция автора по отношению к … ;
- согласен с автором в том, что… ;
- вполне согласен с мыслями автора о… ;
- нельзя не согласиться с автором в том, что… ;
автор прав, утверждая, что…
осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;
- мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
- мысли автора о… близки мне, однако… ;
позволю себе не согласиться с автором в том, что…
на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;
- Возможно, не все верно (правильно, безупречно…)
В отличие от автора, я считаю, что…
Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка
... особенности младших школьников; рассмотреть понятие "младший школьник как субъект учебной деятельности"; изучить понятие ценности младшего школьного возраста. Глава 1. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ... школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ...
Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
- Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что…
Писатель упускает из виду (пренебрегает)…
На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…
Вывод автора о том, что… кажется мне надуманным.
К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
В качестве аргументов могут выступать:
- а) логические доказательства, доводы;
- б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
- в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
Вспомним…
Это подтверждается …
В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
Пример из литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-klishe-klass/
По выбору учащегося, можно из личного опыта
Заключение
В заключение хотелось бы отметить…
Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
На мой взгляд, статья (очерк) предназначена…
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…