Русский язык. Литература (6)

цепочка вопросительных предложений.

назывное предложение

риторический вопрос

цитата

парадоксальное высказывание

Формулировка проблемы, Проблема чего:, Речевые клише:

Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

Касается .. проблемы.

Уделяет внимание … проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

Автор затрагивает проблему…

Много места уделено проблеме…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор очень эмоционально отстаивает идею…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …

Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

Комментарий

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…

Насколько проблема злободневна?

Что делает её злободневной?

Традиционна ли эта проблема или нова?

Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме …

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

Авторская позиция

Средства выражения авторской позиции

25 стр., 12102 слов

Сейчас многие говорят о бездуховности. Сборник идеальных по обществознанию. ...

... бездуховность в обществе и можно ли с ней бороться? Эту проблему ставит перед собой Д.Лихачев в предложенном для анализа тексте. Чтобы обратить внимание читателя на эту проблему, автор рассуждает о ... кто много читал классических произведений, много слушал ... наше внимание на проблему бездуховности, актуальную в современном обществе. характеризуется в той или иной мере всё человечество Позиция автора ...

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

  • Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
  • Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
  • Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к …;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

  • Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
  • Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
  • В словах автора звучит мнение большинства людей;
  • Автор пытается найти в читателе единомышленника;
  • Автор пытается понять, почему …;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

  • Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

Моя позиция+2 аргумента

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против

особенно близка мне мысль автора о… ;

  • мне близка позиция автора по отношению к … ;
  • согласен с автором в том, что… ;
  • вполне согласен с мыслями автора о… ;
  • нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

автор прав, утверждая, что…

осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

  • мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
  • мысли автора о… близки мне, однако… ;

позволю себе не согласиться с автором в том, что…

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно…)

В отличие от автора, я считаю, что…

8 стр., 3874 слов

Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка

... особенности младших школьников; рассмотреть понятие "младший школьник как субъект учебной деятельности"; изучить понятие ценности младшего школьного возраста. Глава 1. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ... школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ...

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

  • Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что…

Писатель упускает из виду (пренебрегает)…

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…

Вывод автора о том, что… кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

  • а) логические доказательства, доводы;
  • б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
  • в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

Пример из литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rassujdenie-klishe-klass/

По выбору учащегося, можно из личного опыта

Заключение

В заключение хотелось бы отметить…

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

На мой взгляд, статья (очерк) предназначена…

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…