(1)Ледокол промышлял во льдах Белого моря. (2)Промышлял, то есть у него на борту было человек полтораста промышленников, и корабль лазал меж льдов по свободной воде, шёл туда, где залёг зверь. (3)Капитан был молодой, лет тридцати пяти мужчина. (4)Промышленники его любили за то, что ему сопутствовала удача. (5)3веря было много. (6)В десять лет раз, старики говорят, такая удача!
(7)А с запада потянул ветерок. (8)Капитан торопит ребят:
- Все на борт, снимаюсь!
(9)Двинул капитан судно вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяных берегах, свободная вода. (10)Капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а ещё неизвестно, как там лёд впереди. (11)Часом бы раньше…(12)И стал капитан серьёзным. (13)Ходил по мостику. (14)Ходу, ходу ещё!
(15)Вон лёд прямо по носу. (16)Нет, это не поворот в канале, а затор. (17)А может, слабый лёд? (18)И капитан заметил, как помощник косым взглядом глянул на него. (19)Капитан дал команду «полный вперёд». (20)Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. (21)Пароход ударил лёд пологим форштевнем, выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком.
(22)Ледокол влез носом на лёд и встал. (23)Нет! (24)Стоп! (25)Назад!
(26)Снова заурчало в брюхе парохода. (27)Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос. (28)Лёд не поддался. (29)Капитан знал, что назад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя.
(30)Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке. (31)И знал капитан, знал по карте, что там, справа, – камни. (32)И сейчас отлив, малая вода. (33)В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.
(34)Капитан знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых камней, что если он брюхом упрётся в камни, то через минуту лёд слева подойдёт к борту вплотную, напрёт в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда – конец. (35)3вать по радио на помощь? (36)Кто же пробьётся к нему, когда он, ледокол, не может выбиться? (37)И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.
(38)Приказал держать полный пар. (39)Где камни? (40)И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут. (41)Сколько до них? (42)Нельзя знать, тут дело не в саженях. (43)Поглядел в астрономический справочник. (44)И без карандаша в уме считалось само до секунды: сейчас прилив только начался.
(45)На пароходе было тихо, и только слышно было под низом, как гудит мотор. (46)А ухо было всё внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. (47)Капитан перестал глядеть на часы и считать дюймы, а слушал.
Образ и характеристика капитана копейкина в поэме мертвые души гоголя
... капитане Копейкине, – тот поймет, что без него остается сильная прореха». Образ ... образов. Но центробежная направленность образа рождает его центростремительное тяготение. Интересна формула, через которую Ю.М. Лотман определил сущность Чичикова: «герой копейки». («Герой копейки» – оригинальная тема для сочинения ... «Знаю, ... капитана Копейкина | Инфошкола Всегда было жаль, когда становился свидетелем, как на ...
(48)Вот! (49)Чиркнуло. (50)На пароходе спокойно, никто не слышал. (51)Камни теперь пойдут выше и выше… (52)Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря. (53)Поспеет ли?
(54)И пошатнуло ледокол. (55)Опять! (56)Покренился чуть… (57)Пронесло… (58)Опять! (59)Опять! (60)Капитан слышал только, как силится, скребётся он дном по каменьям. (61)Нет, прибывает, прибывает вода… (62)А в упор к борту стоит лёд.
(63)Но скрежет исчез. (64)Капитан взглянул на часы. (65)Если ещё пять минут не будет… (66)И не было!
(67)Капитан глянул на себя в зеркало. (68)Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.
(69)Вышел на мостик. (70)Всходила красная луна. (71)А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые.
(По Б. С. Житкову*)
* Житков Борис Степанович (1882-1938) – русский и советский писатель, путешественник и исследователь.
Структура сочинения:
- Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
- Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
- Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
- Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого:
должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Для вступления:
- Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
- По моему мнению, … – это….
- Я думаю, что … – это….
- … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
- Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
- Я согласен с ФИО в том, что … — это
- Попробуем разобраться в смысле этого слова
- Попробуем определить данное слово
- Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
- Текст ФИО заставил меня задуматься над…
- Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста).
Так,в предложении ….
- Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
- В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
- Предложение … подтверждает мысль о том, что….
- Примеры … можно встретить и в жизни.
- В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
- В текст ФИО сказано: «…цитата…».
- Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
- Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
- Обратимся к тексту, в котором говорится о ….
- В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
- Автор говорит…подчеркивает… размышляет… высказывает свое мнение… делает акцент….
- Свое мнение я могу подтвердить примером из..
- Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
- В жизни мы часто сталкиваемся с … (наблюдаем …)
- Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как….
- Как-то раз ….
Для заключения:
- Таким образом,…
- Итак,…
- В заключение…
- Как мы видим…
- Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
3 стр., 1111 слов
Исходные тексты, формулировка задания и сочинения
... тексте Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) 1. Память – это одно из важнейших свойств бытия; ... Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2. Исходный текст (1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: ... будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его ...
- В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что….
- Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
- Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова …
- Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
- Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..
Готовое сочинение 9.3 «Что такое решительность?»
Решительность — способность человека самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Она нужна человеку в экстремальных условиях, в трудных жизненных ситуациях. Докажу это примерами из текста Бориса Степановича Житкова и своего личного опыта.
В тексте решительность проявил капитан ледокола. Он видел опасность, которая грозила всему кораблю и большому количеству людей, но спокойно продолжал отдавать приказы, не паниковать, выжидать, пока прибудет вода. Благодаря хладнокровию капитана никто из промышленников и не понял, что произошло, а утром он «стал бриться и увидел, что виски у него седые».
В жизни, когда мы говорим о решительности, сразу вспоминаются герои Великой Отечественной войны. Каждый из них сумел принять быстрое решение в опасной ситуации, многим из них это стоило жизни. Александр Матросов — пример патриотизма, решительности, готовности к самопожертвованию. Он закрыл свои телом амбразуру немецкого дзота, тем самым дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку.
Таким образом, решительность — замечательное качество человека, которое проявляется в быстром принятии решения в какой-либо сложной ситуации.
Алгоритм написания сочинения
- Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
- Написать комментарий
- Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
- Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
- Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Сочинение Какие поступки можно назвать смелыми?
Поступки, в которых проявляются решительность и отвага, самоуверенность, противостояние собственным страхам, а иногда и обществу, можно назвать смелыми. Чтобы совершать такие поступки, человек должен обладать высокой силой воли и духа. В жизни такие качества непременно нужны. Как говорится, «смелость города берёт». То есть смелому человеку подвластен мир, если он не боится принимать решения, действовать самоотверженно, смотреть «правде в глаза», защищать то, во что веришь.
Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость. ...
... что решило исход войны. Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель » с примерами из литературы. Вступление Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание ... в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих. Синонимы к слову «смелость»: мужество решимость храбрость отвага решительность доблесть ...
В произведении В.К. Железникова «Чучело» смелость героини Лены заключается в том, что она под давлением ее нового окружения, страхов, несправедливости, смогла остаться храброй девочкой. Лена не боялась быть особенной, действовать так, как чувствовала. Когда она взяла на себя вину Димки и до последнего держала это в тайне, Лена проявила настоящую храбрость, несмотря на то, что Дима тоже обижал её.
Также девочка имела достаточно смелости, чтобы состричь волосы и надеть то самое сожженное платье, дабы подтвердить образ чучела и прийти так к одноклассникам, высказав им в глаза всё, что она думала. Такая сила характера помогла Лене не сломиться и показать всем, насколько она отважна и великодушна.
Данко — это герой с горящим сердцем, воплощение мужества. Взяв на себя ответственность, он повёл за собой людей, которые были трусливы, и смог спасти им жизнь. Народ в него не верил, боялся идти, но собственная уверенность Данко помогла всем. Он вырвал у себя сердце, показав людям самоотверженность и желание их спасти. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
За такой героистический поступок он не был награжден, а наоборот пострадал от тех, кого спас. Это яркий пример смелого человека, в котором живут бесстрашие, вера в добро, непоколебимое чувство самоуверенности.
Смелые люди способны на великие дела. Необходимо стремиться быть смелым в своих поступках, мыслях и отношениях с окружающими. Отстаивая свои интересы, борясь за справедливость, проявляя отвагу, человек совершает очень смелый поступок.
Полезный материал по теме:
- Какие поступки можно назвать смелыми?
- Какие поступки можно назвать трусливыми?
- Проблема героизма по тексту Волкогонова. Какие поступки мы считаем героическими? Как отделить…
- По тексту Волкогонова. Какие поступки мы считаем героическими? Как отделить подлинно героическое от…
- Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Что такое смелость?
В словаре Ожегова указано, что смелость – это решимость, то есть отсутствие страха в осуществлении своих решений. Решительными называют людей, которые стремятся к своей цели, несмотря не на что. Однако это не совсем точное определение, так как не всегда достижение желаемого может быть связано со страхом. Более метко выразиться сумел Марк Твен. Согласно ему, смелые люди – это не те, у которых отсутствует страх, а те, кто может сопротивляться ему и контролировать его. Если человек может подчинить себе фобии и принять адекватное решение, а самое главное, затем его осуществить, то его без сомнений можно назвать смелым. Что общего между героем, вытащившим людей из горящего автомобиля и человека, который выступает не публике, несмотря на страх? И в том и в другом случае происходит внутренняя борьба. Первый человек знает, что может погибнуть, но все равно идет навстречу опасности. Второй испытывает небывалый стресс, но идет на сцену шаг за шагом. Конечно, значимость первого события гораздо больше, но смелость присутствует в обоих случаях.
Примеры сильного человека из жизни
... сочинение 15.3 «СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» Кого можно назвать сильным человеком? Я считаю, что сильный человек – человек, который способен преодолеть многие жизненные препятствия, например, травму, болезнь, уход близких из жизни. Также сильным можно назвать ... ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, ...
Вопросы, помогающие оформить комментарий: , Типичные ошибки при комментировании:
- Отсутствие связки между определением и комментарием
- Подмена комментария примерами из текста
- Подмена комментария примерами из жизни
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
- Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
- …. – это… (Искусство – это..)
- Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
- Иногда необходимо дать определение словосочетанию: Драгоценная книга – это Нравственны выбор – это Сила духа – это
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.
Черты смелого человека
Смелости присущи следующие черты характера: — храбрость; — настойчивость; — жизнестойкость; — цельность; Смелость не стоит путать с безрассудством. К сожалению, такое тоже случается нередко. Известны случаи, когда правители, желая прославить свое имя, отправляли огромное войско сражаться с заведомо сильным противном и были жестоко разгромлены. Или солдаты, в одиночку отправляющиеся в лагерь врага, чтобы доказать смелость, попадали в плен или сразу же погибали. Смелость – это золотая середина между трусостью и безрассудством. Тонкая грань, которая отличает человека с большой духовной силой.
9.3. В каких ситуациях человеку нужна решительность? (по тексту Б.С. Житкова)
Решительностью называется внутреннее качество, связанное со способностью человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, быстро принимать правильные решения, достигать поставленных целей и нести за свой выбор ответственность. Решительность – важное качество, которым владеют лишь внутренне сильные люди. Особенно людям нужна решительность в таких ситуациях, когда от поступка человека зависит его собственная жизнь или жизни других людей. Человек, когда осознает то, что если он сейчас не совершит определенный поступок, то это приведет к трагическим последствиям, должен взять себя в руки и сделать все возможное, чтобы предотвратить трагедию, проявив при этом всю свою смелость и решительность.
Проблема решительности поднимается в тексте Б.С. Житкова. Здесь раскрывается образ капитана парохода, который оказывается в трудной ситуации: пароход заходит в труднопроходимое место. Капитан осознает, что от его дальнейших действий зависит жизнь всех людей, находящихся на пароходе. Главный герой не паникует, а берет себя в руки и мыслит трезво, стараясь не думать о возможной трагедии и пытаясь сделать все от него зависящее. Благодаря тому, что капитан не подается панике, ему удается сохранить время для раздумий и принятия правильного решения. Если бы не решительность ледокола, неизвестно, что бы было с пароходом и со всеми людьми на нем. Стоит отметить, что капитан вовремя заметил опасность: «А с запада потянул ветерок. Капитан торопит ребят: – Все на борт, снимаюсь!». Это вновь подчеркивает, что главный герой принимает важное решение в нужный момент, когда еще не поздно побороться с природной стихией. Б. С. Житков показывает, что решительность важно проявлять в критических ситуациях, когда жизнь многих людей висит на волоске. В тексте показано, что благодаря решительности капитана все находящиеся на пароходе люди, включая его самого, остались живы и здоровы.
По рассказу «Судьба человека». Андрей Соколов — пример мужества, ...
... Домашнее задание: напишите сочинение на тему « Андрей Соколов – пример мужества, смелости, патриотизма» Дифференциация. Оценивание. Межпредметные связи ... рассказа? Легко ли он прочитался? - На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны). ... человечный III. В чём философия рассказа «Судьба человека» Итог. Рефлексия. - Какие чувства вызвало у вас ...
Василий Теркин
смело и решительно вступает с противником в борьбу. Главный герой – единственный, кто совершает попытку уничтожить самолет. Неизвестно, что бы было, если бы не решительность Василия Теркина, которая спасла жизни многих русских солдат. Василий Теркин понимает, что вражеский самолет может уничтожить огромное количество представителей русского народа, поэтому он, не раздумывая, встает на защиту своих товарищей, стреляя в самолет. Василий Теркин понимал, что бой человека с техникой неравный, однако не совершить попытку он просто не мог. Главный герой «побеждает» в неравном бою и спасает тем самым русских солдат.
Таким образом, решительность является таким качеством, которое необходимо в трудных жизненных ситуациях, когда жизни человека или других людей грозит опасность.
С полным текстом Б.С. Житкова можно ознакомиться по ссылке
Вариант 19 — сочинения 9.1. и 9.2.:
- 9.1. «Профессионализмы являются средством точного и лаконичного выражения мысли. В художественной литературе используются как средство речевой характеристики персонажей» — И.Б. Голуб
- 9.2. «Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет. Вышел на мостик. Всходила красная луна. А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые» (по тексту Б.С. Житкова)
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим. 2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий. 3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе. 4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота. !!!Помощь в формулировке: Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
- термин
- понятие
- нравственная характеристика
- свойство личности
- качество человека и т.д.