С. Есенин — певец родной природы методическая разработка

«Пейзажи русской природы у Сергея Есенина»

Великий русский поэт Сергей Есенин — \»певец страны березового ситца\», \»певец любви, грусти, скорби\», он же \»московский озорной гуляка\» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-ми ровоззренческие проблемы, как Человек и вселенная. Человек и природа, Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть. Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. \»Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни\». В поэме \»Цветы\» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему. …я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек…

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем \»вселенская, космическая\». В соединении этих двух начал — масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы. Например, в стихотворении Пушкина \»Вновь я посетил…\» говорится о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Все творчество Есенина наполнено \»лирическим чувствованием\». Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения: Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Сам по себе поразителен образ рощи, говорящей \»золотым\» языком берез. Он раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже \»отговорила\» — ведь умолкнувший язык был не только \»березовый\», но и веселый. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных \»братьев наших меньших\». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в \»Песне о Собаке\» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над \»хатой\» показался ей \»одним из ее щенков\», она умирает от тоски.

12 стр., 5715 слов

Взаимоотношения человека и природы у есенина. природа в лирике сергея есенина

... раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по ... поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт ...

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

В стихотворении \»Лисица\» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении \»Собаке Качалова\» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении \»Песни, песни, о чем вы кричите..\» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Хорошо ивняком на дороге Сторожить задремавшую Русь. В стихотворении \»Я покинул родимый дом…\» — \»… старый клен головой на меня похож\». Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении \»Серебристая дорога\»: Дай ты мне зарю на дровни Ветку вербы на узду.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

Я хотел бы стоять, как дерево, При дороге на одной ноге. Я хотел бы под конские храпы Обниматься с соседним кустом. (\»Ветры, ветры \») Ах, увял головы моей куст. (\»Хулиган\») Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет. (\»По-осеннему кычет сова \»)

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. \»Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб\», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране \»березового ситца\», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству.

Но и тогда, когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким \»Русь\».

28 стр., 13779 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в ... поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной современной книгой является роман В. ... тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какие испытания, делали Акимок людьми, ...

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину.

А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы

Конец XX века — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. Русскими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня

и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи: Сквозь волнистые туманы Пробивается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Возникает ощущение тихой грусти, одиночества. Ни огня, ни черной хаты… Глушь да снег… А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Эти строки полны радости и оптимизма. На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение «Осень». Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, — и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня. Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей… По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема. И с каждой осенью я расцветаю вновь… Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений. Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики. Так, в стихотворении «Бесы» картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках: Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти. …Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных… Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст… «Младое, незнакомое» племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин. С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником. Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России. О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей «стране березового ситца». Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Я думаю, что творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее. Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

5 стр., 2278 слов

История России в произведениях Пушкина и Лермонтова

... натура Печорина ©2005—2020 Обратная связь Сочинение на тему «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова» Россия — это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях ... также свободе. Душа этого образа просто переполнена чувством любви к окружающей природе. При виде природы, полей, солнца его сердце начинает биться еще сильнее. Этот герой является ...