СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 30
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 11. КОНТРОЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ)
Цель: выявить уровень сформированности умений учащихся самостоятельно создавать письменное высказывание в публицистическом стиле на морально-этическую тему; развивать связную речь, творческие способности, мыслительные процессы; воспитывать стремление к самопознанию и саморазвитию, эмоционально-ценностное отношение к окружающей.
Тип урока: урок развития связной речи (урок контрольного произведения).
ХОД УРОКА
И. Вступительное слово учителя
Жизни и времени неуемная текучесть:
Рождения — неудержимый расцвет — бренность…
В чем смысл жизни? Его бесценность?
Что случайность? Что закономерность?
(Н. Супруненко)
Что же такое смысл жизни? Задавались ли вы когда-нибудь вопросами о смысле жизни, ваше предназначение на земле?
В словаре представлено такое толкование слова:
- Смысл — самое главное, самое существенное в ком-, чем-либо;
- суть, сущность, содержание, главное, подоплека, ядро, смысл, естество, квинтэссенция, рациональное зерно, соль, толк.
В чем заключается смысл жизни? Может, смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы человек реализовал себя в различных сферах жизнедеятельности. А каково ваше мнение? Какие важнейшие условия самореализации? Выскажите свою позицию в произведении публицистического стиля (статьи в газету на морально-этическую тему).
Вспомните признаки публицистического стиля, особенности строения текста (статьи).
Есть тема «В чем заключается смысл жизни» морально-этической? Ответ обоснуйте.
Во время написания сочинения можете воспользоваться представленными афоризмами и опорными словами.
Есть только один путь постижения — действовать (П. Коэльо).
Вы не можете ничего сделать с длиной вашей жизни, но ни можете что-то сделать с его шириной и глубиной.
Конспект русского языка: « -рассуждение на морально-этическую ...
... была спланирована отдельная работа на уроке. _____ болеют, поэтому отсутствуют на уроке. Тема: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое нравственный выбор человека?» Тип урока: урок развития речи в рамках ... Это означает, мы должны подобрать пример из художественной литературы или из жизни. Работают в мини-группах. Дополняют кластер примерами. Комментируют. Работают самостоятельно. ...
Кто не идет вперед, идет назад: состояния недвижимости не существует (В. Белинский).
Того, кто желает идти, судьба ведет, того, кто не желает, тянет.
Чтобы спланировать маршрут к цели, надо сначала знать, где ты находишься.
Опорные слова: личность, судьба, жизненный успех, саморазвитие, самосовершенствование, желание, человеческие поступки, моральные ценности.
II. Самостоятельное составление плана произведения (сложного)
III . Написание работы на черновик
IV. Редактирование сочинения и переписывания начисто
► Проверьте свою работу по схеме «Требования к сочинению в 10 классе» и внесите необходимые коррективы:
V. Самостоятельная проверка написанного
Метод рецензии
► Прорецензуй свое произведение с позиции читателя.
VI. Домашнее задание (на выбор)
► Подготовьте выступление на тему «В чем смысл жизни женщины/мужчины?»
► Найдите в периодике статью о смысле жизни, проанализируйте ее.
► Повторите сложные случаи правописания.