«Урок развития речи. Сочинение – рассуждение «Как помочь птицам зимой»»
Открытый урок по русскому языку 3- Б класс 01.02.16г.
Тема: Сочинение – рассуждение «Как помочь птицам зимой»
Цель: учить писать сочинение-рассуждение, использовать в тексте слова-связки, доказательства, умение делать выводы; развивать речь учащихся, память, мышление; научить преодолевать трудности в создании письменных высказываний; активизировать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах в зимний период.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация о зимующих птицах, карточки с опорными словами, иллюстрации для составления текста.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Самоопределение к деятельности.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы определите, о ком сегодня будем писать сочинение-рассуждение.
Наступили холода, вьюги и метели,
В сёла, парки, города гости прилетели.
- О каких гостях идёт речь? (о зимующих птицах)
_Сегодня мы будем писать сочинение о том, как помочь зимующим птицам и поразмышляем, почему птицам трудно зимой.
- А для того, чтобы справиться с работой вы должны внимательно слушать, запоминать, уметь рассуждать и думать.
3.Вступительная беседа.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Почему мы их называем зимующими? (ответы детей)
4.Работа с презентацией.
А) дети читают загадки о зимующих птицах и отгадывают ( синичка, поползень, снегирь, воробей, свиристели)
Б) Рассказ учителя совместно с учащимися о каждой птичке, используя презентацию.
- Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и другие, хорошо вам известные птицы.
- Какие? (сорока, ворона, дятлы)
- А давайте вспомним, какой рассказ мы читали о птицах, которые тоже нуждались в помощи зимой? ( «Растрёпанный воробей»)
5. Беседа
_Что страшнее всего для птиц холод или голод?
- Как мы можем помочь птицам зимой? Что для этого можно сделать?
Работа с презентацией (отгадывание загадки о кормушке, демонстрация кормушек, из чего можно сделать кормушки)
Мое впечатление о зиме. Сочинения «Зима. про Зиму
... тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки. Был Володя на ... все-таки оно самое лучшее и прекрасное. Сочинения по русскому языку и литературе Зима - волшебное и сказочное время года, ... ёй, послушать истории дедушки или бабушки, помочь родителям, поиграть с братьями и сёстрами, если они есть. Такое времяпрепровождение ...
- А ведь в нашем классе тоже дети принимали участие в конкурсе «Кормушка для птиц» (Савчук В. Бабяк А.), они тоже оказали помощь птицам. Молодцы, ребята!
А кто дома повесил кормушки для птиц? Из чего вы её смастерили? Кто вам помогал? Какой корм в вашей кормушке?
- А знаете ли вы, чем можно подкармливать птиц? (ответы детей)
6.Презентация (чем можно подкармливать птиц)
7. Знакомство с природными столовыми (калина, рябина – слайды презентации)
8. Физкультминутка
9.Работа над сочинением.
- Что такое текст — рассуждение?
- Как строится текст — рассуждение?
Объяснение————-слова связки————вывод
10.Коллективная работа
Работа по учебнику (с.35, упр.63)
- Рассмотрите рисунки. Какое время года наступило? Как приходится птицам зимой? Кто пришёл на помощь птицам? Как дети решили помочь пернатым? Как они отблагодарят нас весной?
- Докажите, что птицам необходима наша помощь.
- Работа по карточкам с опорными словами и рисунком.
11.Орфографическая работа.
Дети объясняют орфограммы в опорных словах.
11.Устное составление рассказов, используя вопросы и опорные слова.
12.Составление плана (запись на доске)
План |
Опорные слова |
1.Наступила зима. |
Холодная, снежная, суровая, гуляет вьюга, метель, пушистым снегом, белым покрывалом |
2.Трудно птицам зимой. |
Занесло, замело, засыпало, добывать пищу, перекочёвывают в ближайшие города и селения, жмутся к человеческому жилью |
3.Помощь ребят. |
Приходят на помощь, делают, следят, подкармливают, заботятся, проявляют любовь |
4.Птицы — наши друзья. |
Уничтожают гусениц, насекомых, отблагодарят пением, неутомимые помощники в борьбе с вредителями |
- Дети, используйте в тексте эпитеты и сравнения.
- Пересказ текста по составленному плану.
13.Самостоятельная работа.
14.Самопроверка.
15.Зачитывание учащимися составленных рассказов.
16. Итог урока.
- Чему был посвящён урок?
- Почему птицам трудно выжить зимой?
- Как мы можем помочь птицам в зимний период?
- Кто из вас уже заботится о птицах?
3