По картине Остроухова В Абрамцевском парке (2)

Небольшая усадьба русского писателя С.Т. Аксакова Абрамцево с 1843 года стала считаться обителью русской культуры. Здесь собирались литераторы, музыканты, живописцы, которые работали, отдыхали и дискутировали в условиях заповедно чистой и прекрасной природы. Позже, в 1870 году поместье перешло в собственность молодого промышленника-мецената Саввы Мамонтова, который не только сохранил, но и приумножил устоявшиеся культурные традиции.

Мост в Абрамцево (Илья Репин)

Огромный парк вокруг усадьбы не имел ограждений и был естественным продолжением окружающей природы. В этом уединенном месте восстанавливали моральный дух и черпали вдохновение писатели, художники, певцы, композиторы, артисты и другие творческие личности.

Русский модерн

В конце XIX века образовывается так называемый мамонтовский художественный кружок, в который вошли Н.В. Неврев, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие именитые мастера своего дела. Созданное общество не ограничивалось сводами правил или уставами, однако преследовало четкую цель: опираясь на лучшие традиции русского творчества, вдохнуть новую жизнь в национальное искусство.

В Абрамцевском парке (Остроухов И.С.)

У Мамонтова было чутье на талантливых людей. Он первый разглядел и оценил масштабы гения Васнецова, Врубеля еще тогда, когда для большинства их творчество оставалось непонятным и, следовательно, ненужным.

Духовная атмосфера усадьбы Абрамцево способствовала реализации принципа о красоте пользы и о пользе красоты. Художественная интеллигенция считала своим долгом объединить черты народного искусства и крестьянского идеала, о которых в то время много писали и говорили.

10 стр., 4888 слов

Виктор Михайлович Васнецов — ‘истинный богатырь русской ...

... себя, свои нелегкие раздумья о будущем. В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника ... Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья дoлжны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в ... [4]. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну серебряную медаль. В 1870 ...

Все участники кружка много и усердно работали – рисовали, ставили спектакли, участвовали в интересных архитектурных замыслах, пробовали свои силы в кустарных керамических, столярно-резчицких мастерских. В результате сформировался неорусский художественный стиль – модерн, открывший очарование русской природы и обаятельность русской души.

На лодке в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Примечания

  1. 1 2 3 4

    Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 31.

  2. 1 2 3

    Е. Н. Евстратова, 2013, с. 336.

  3. С. В. Кудрявцева, 1982, с. 18.
  4. Энциклопедия «Искусство», т. 3, 2007, с. 188—190.
  5. М. И. Ткач, 2002, с. 262.
  6. А. Н. Бенуа, 1995, с. 324.
  7. Ю. А. Русаков, 1962, с. 10.
  8. Ю. А. Русаков, 1962, с. 11.

Пейзажи и пейзажисты

Деревенские пейзажи дышали свежескошенной травой, обнимали тишиной и безмятежностью, благотворными каплями дождя проливали в душу покой и умиротворение. Это воодушевляло на созидание шедевров — и маститых мэтров, и совсем молодых мастеров. Поленов, Репин, Остроухов, Нестеров и другие с фотографической точностью навек запечатлели в своих полотнах живописные места усадьбы Мамонтовых в разные времена года.

Березовая аллея, водоемы, отдаленные окрестности поместья послужили мотивом для сотен лирических этюдов и пейзажей. Созидательная обстановка Абрамцево придавала им невероятно эмоциональное звучание, которое сопутствовало свободе выражения художника как личности, его новаторским экспериментам или сиюминутному настроению.

Одним из самых активных деятелей художественного кружка был Илья Репин, который искренне считал Абрамцево идеальным местом для дачи и своего творчества. Слишком деятельному и легко возбуждающемуся Репину обычно не хватало усидчивости и терпения, чтобы передать самобытность природы в этюде, но здесь он менялся до неузнаваемости. Его просветленные пейзажи абрамцевского периода весьма поэтичны, созерцательны и трогательны.

14 стр., 6556 слов

Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

... напряжена и беспокойна, как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр ... в Париж, где две зимы учился в частной художественной Академии Жюльена. Эти занятия утвердили желание Кончаловского стать художником. После возвращения в Россию он поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в ...

Осень в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Картина Василия Поленова «Осень в Абрамцево» с изображением тихой лесной речушки словно пропитана невысказанной грустью художника, недавно потерявшего сына и нашедшего отклик своим душевным переживаниям в светлой печали увядающей природы.

Илья Остроухов был до беспамятства влюблен в осенний пейзаж. Только он оказался способен передать красками идиллическую картину парка бархатного сезона: усеянные пышным слоем золотисто-багряной листвы скамейки и дорожки, пробивающаяся кое-где зелень травы, чернеющие ветки и яркий солнечный свет сентября. Неброская красота передана выразительными мазками, создающими у зрителя соответствующее настроение.

У всех «мамонтовцев» своя манера написания картин и свой взгляд на мир, но их объединяет одно – каждый взмах кистью напоен удивительной энергетикой здешних мест.

Летний пейзаж (И. Е. Репин)

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Современное Абрамцево

В настоящее время усадьба Мамонтова в Абрамцево представляет собой культурно-исторический комплекс, в который входит дом-музей, ухоженная территория большого парка с тихим прудом с осокой, извилистой речкой, много тенистых аллей, солнечных лужаек и пологих пригорков, хвойные и лиственные перелески.

5 стр., 2073 слов

Поленов «золотая осень» описание картины, анализ,

... polenova-zolotaya-osen Сочинение-описание картины Поленова «Золотая осень» На картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён кусочек мира, где жил и творил художник: река Ока с её берегами в самой середине осени, вид с высоты ... ивы, вереска, акации. Ее разделяет бегущая куда-то вдаль тропинка. Трава, на этюде, поредела и потускнела. Последние цветы как бы дарят последние взмахи своих ...

Поселок «Дубровский лес» расположен недалеко от знаменитого поместья, прямо среди тех неповторимых подмосковных лесных ландшафтов, в которых черпали вдохновение лучшие русские пейзажисты 19-го века. Это позволяет владельцам дач не только навещать культурный заповедник в любое удобное время, но и ежедневно наслаждаться не менее очаровательными пейзажами прямо из окон собственного дома или на прогулке в сосново-березовом лесу, окружающем дачный массив с трех сторон.

Описание

На картине изображены клёны и другие деревья (липы и дубы), покрытые жёлтой осенней листвой[3][26].

Справа на переднем плане находятся два раскидистых дерева, через листву которых, «словно сквозь золотистую сетку», просвечивают более удалённые планы пейзажа[20].

Вверх, к веткам больших деревьев, тянутся начинающие желтеть побеги. В левой части картины видна тропинка, за которой расположена «группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами»[27].

Тёмные стволы деревьев написаны «весомо и материально», а яркие кленовые листья, тщательно выписанные художником, придают картине нарядный вид[20].

Сороки (деталь картины)

На тропинке находятся две сороки, чёрно-белое оперение которых выделяется на фоне цветов осеннего леса и подчёркивает пространственный эффект[3].

По мнению искусствоведа Виталия Манина, сороки представляют собой «бытовой» элемент, который «придаёт картине особую задушевность, характер интимного человеческого переживания»[10].

Изначально птиц на пейзаже не было, и они были внесены туда по предложению художника Валентина Серова, близкого друга Остроухова[3].

Есть даже предположение, что Серов написал птиц сам — оно основано на фразе из письма Серова к Остроухову от 18 декабря 1888 года, в котором тот, перечисляя свои произведения в галерее Третьякова, добавил: «нет! ещё сороки». В примечании к письму написано: «Видимо, Серов упоминает некоторые детали в картинах приятелей, которые он написал по их просьбе. Наверное, к таковым относятся и сороки в „Золотой осени“ Остроухова»[28].

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на сверкающем золотом лиственном уборе, Остроухов пользуется опытом импрессионистов («композиционная фрагментарность»), а также собственной фотографической практикой («стоп-кадровая остановка мгновения»).

Лиственный убор главенствует в композиции и превращается в «метафору календарной поры»: опадающие жёлтые листья символизируют движение времени — переход от цветущей красоты к угасающему блеску, «неизбежность конца праздника»[29].

Цветовая гамма картины насыщена жёлто-оранжевыми тонами с усиленной огненностью красок[29] — «живопись жёлтым по жёлтому трудна, но Остроухов тонко нюансирует желтизну световыми оттенками»[10].

В центральной части картины лиственный убор «„пылает“ всеми золотистыми и багряными оттенками», но по мере приближения к краям полотна он ослабевает и блёкнет, становится более холодным[29].

Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов[4][5].

12 стр., 5703 слов

Сочинение золотая осень класс сочинение золотая осень

... на фоне синего неба. Жалко, что золотая осень длится очень короткое время. Осень это очень красивая пора. Вот поэтому и надо наслаждаться осенней красотой, пока она нас радует. Золотая осень сочинение 3 класс ... чтобы на свет появилось данное произведение автор не один год Сочинение на тему золотая осень Сочинение на любую тему ... умы. Но была и другая Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе ...

Этюды

Золотая осень (этюд, холст, масло, 34 × 47,7 см, 1885)

В каталоге Государственной Третьяковской галереи упоминается написанный в 1885 году этюд для картины «Золотая осень», под названием «Осень», который хранится в Национальном художественном музее Белоруссии[1].

В более ранней литературе есть информация об этюде «Золотая осень», или «Осень» (холст, масло, 34 × 47,7 см, 1885)[30][31], из собрания Д. Я. Черкеса (Москва)[32][33].

Изображение, представленное на этюде, соответствует правой и средней частям картины. По словам Юрия Русакова, «этюд привлекает своей непосредственностью и свежестью»; по сравнению с картиной, «всё здесь как бы приближено к зрителю и написано шире, свободнее»[27].

Также встречаются упоминания других этюдов Остроухова — «Золотая осень» (холст, масло, 1885, из собрания Н. М. Молевой, Москва)[33] и «Этюд осени» (холст, масло, 1886, из архива РГАЛИ)[34].

Вдохновители

Начать «снова-здорово» у Поленова получилось блестяще. Вот тут-то пригодились все его увлечения (называемые обычно влияниями), которые до этого плохо «приспосабливались» к чему-либо. Прежде всего, в этом ряду нужно назвать Паоло Веронезе (1523-1588), чьим тонким чувством красок, умением сочетать тона, свободной композиции и лёгкостью кисти Поленов неизменно восхищался, называя великого итальянца непревзойдённым «объективным реалистом». Ещё одна значимая для художника фигура — Мариано Фортуни (1838-1874), чья виртуозная техника, по словам Поленова, «является в таком богатстве, что перестаёт быть манерой, а делается творчеством». Многому он научился у барбизонцев, сделавших пейзаж основным жанром своего творчества. Наконец, не прошёл Поленов мимо технических новшеств, предложенных импрессионистами, хотя к их манифестам отнёсся довольно прохладно. Из русских художников, благотворно повлиявших на него, отметим А. Иванова и А. Саврасова, чей пейзажный класс он принял позже в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В Россию Поленов вернулся убеждённым пленэристом. Первые выставленные им работы удивили зрителей невиданными в тогдашней русской живописи чистыми красками, цветными тенями, свободным мазком. Заговорили о «европейском духе», доставленном художником из-за границы в родные палестины. Но если он, этот «дух», и был, то очень скоро оказался существенно скорректированным национальным контекстом, превратившись в совершенно самобытное явление. Знаменитые пейзажи Поленова язык не повернётся назвать «несамостоятельными».