Урок чтения в 4-м классе по программе «Школа-2100»

Разделы:

Цель. Учить детей анализировать текст, пользоваться дополнительной литературой, словарями. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку. Толковый словарь, учебник, черновики, ручки, а еще ваша активность и сообразительность — все что нам нужно на урок.

2. Цели и задачи урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К.Д.Ушинского. проанализируем его произведение «Жалобы зайки» и поработаем над сочинением-подражанием.

3. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были самостоятельно ознакомиться с текстом «Жалобы зайки» и подготовить его выразительное чтение. (Выразительное чтение текста учениками).

4. Анализ произведения.

Вспомните прошлый урок, когда я вам задала домашнее задание, кто-то из вас предположил, что это будет сказка, кто-то — художественное произведение. Кто же оказался прав? Разобраться нам в этом поможет толковый словарь.

а) Работа со словарем.

  1. Найдите толкование слова «сказка». (Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

  2. Подходит ли наш текст под это определение? Почему? (Нет, не подходит, так как в произведении К.Д.Ушинского «Жалобы зайки» нет вымысла, волшебных и фантастических сил).

  3. Найдите толкование слова «художественный». (Изображающий действительность в образах).

  4. Найдите толкование выражения «художественный образ». (Картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями).

  5. Подходит ли это под наш текст? Почему? (Подходит. Здесь изображена действительная жизнь зайцев. Писатель думает, переживает, радуется вместе с зайцем.)
  6. Действительно, писатель рассказывает о зайце не как о сказочном герое. Он описывает настоящую жизнь зайца.

    Так кто же оказался прав в своем предположении о виде произведения. (Те, кто сказал, что это художественное произведение)

б) Определение главной темы произведения.

2 стр., 852 слов

Рассуждение часть С найти проблему текста ) На севере вятской ...

... ни слова. Вскоре он умер. На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Сочинение рассуждение часть С найти проблему текста ) На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть, и поздно, но хочется рассказать?, ... Он представил, как по его Анастасии идет трактор, как хрустит и вжимается в землю крест, - нет, это было невыносимо. Но сыновьям, видно, крепко приказали что ...

  1. На прошлом уроке мы уже говорили о творчестве К.Д.Ушинского. Какие книги он писал? (Учебные)
  2. О какой учебной книги К.Д.Ушинского мы узнали? ( Детский мир и хрестоматия).

    В этой книге было много разделов. Как вы думаете, в какой из разделов было помещено произведение «Жалобы зайки»? (В раздел «О природе»).

  3. Какую главную задачу преследовал автор? (Рассказать о жизни зайцев).

  4. Что нам удалось узнать? (как живут зайцы, чем питаются, какой у них внешний вид, кто его врги и т. д.)

Подтвердите это словами текста.

в) Выборочное чтение.

  1. Где живут зайцы. (1 предложение)
  2. Чем питается заяц. ( Со слов «Зубки мои:»)
  3. Внешний вид. (Серенький, передние ноги не доросли, хвостик коротенький.)
  4. Враги. (3 предложение).

  5. Как спасается от врагов. (Стр.212 со слов «Хитришь..», стр 211 Со слов «Бегать я мастер»)
  6. Характер. (Стр.211 со слов «Все бы еще..»).

г) Пересказ по плану.

Исходя из ответов, можно составить примерный план.

План.

  1. Где живет зайцы.
  2. Внешний вид.
  3. Чем питаются.
  4. Враги.
  5. Как спасаются.
  6. Характер.
  • По этому плану составьте устный рассказ. (Прослушать рассказ 2 — 3 учеников).

  • Похож ли наш рассказ на рассказ К.Д.Ушинского? (Нет)
  • На что он больше всего похож? (На энциклопедическую статью, статью из учебника по природоведению).

  • Как вы думаете, почему К.Д.Ушинский не рассказал нам о зайцах в таком же стиле, как сделали мы сейчас, а выбрал художественный язык? (Потому что интереснее).

  • Из какого текста интереснее узнавать что-то новое из научного или художественного? ( из художественного).

5. Подготовка к сочинению.

Поэтому писать сочинение мы будем художественным языком. И стиль сочинения будет сродни стиля К.Д.Ушинского «Жалобы зайки». Поэтому у нас не просто сочинение, а сочинение-подражание.

О каком животном вам бы хотелось рассказать своим друзьям? Что известно вам о нем? (Сообщения детей).

Следующий этап работы над сочинением — составление плана. Откройте тетрадь на печатной основе стр.66, задание 2. Как вы думаете, для чего нужен план. (Он помогает соблюдать последовательность).

Обратите внимание, справа от пункта вашего плана вы поместите рабочий материал.

Озаглавьте свое сочинение (для этого вспомните, каков ваш герой в народных сказках, подумайте, как он будет о себя рассказывать: ворчать, хвастаться, шипеть, а может быть сопеть или фыркать).

Стр.66 задание 2 . Запишите свое название.

Подумайте, как будет говорить ваш герой. Запишите несколько выражений. (Дети зачитывают свои выражения).

Задание 4. Так как у нас сочинение-подражание, то и текст мы будем строить вслед автору, т. е. подобно. Обратите внимание на оформление всего текста. Как он построен? (Это предложение с прямой речью)

8 стр., 3862 слов

Подготовка к сочинению по рассказу Льва Толстого «После бала»

... слова: «Высший суд — суд совести.» (В. Гюго) Выяснение уровня первоначального восприятия текста: какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? ... подготовить воспитанников к сочинению. Работа по анализу художественного ... учителя Деятельность воспитанников Задания для воспитанников, выполнение ... художественного текста, сравнения, обобщения, классификации. работать по плану, сверяя ...

Какую схему подберем? (А: «П».)

прочитайте начало текста, т.е. слова автора. С какой части речи начинает Ушинский свой рассказ? (С глагола).

Какое отношение выражает автор к своему герою уже в первом предложении? (Любовь, ласку, сочувствие).

Из каких слов это видно? (Зайка, серенький, кустик — использует уменьшительно-ласкательные суффиксы).

Итак, ваша задача написать слова автора, т.е. придумать начало своего рассказа.

На доске несколько вариантов начала сочинения. Как вы думаете, о каком герое будет идти речь?

Раскаркалась, разгорланилась серая _________, усевшись на ветку дерева, клювом щелкает, кричит-говорит: (Ворона)

Расчирикался, распушился молодой ___________ ,увидев хлебную крошку, друзей на пир зовет и все пищит-приговаривает: (Воробей)

Растяфкалась, развилялась пушистым хвостом рыжая _______________ ,бегает, мелькает между елками, по сторонам смотрит и все говорит, говорит: (Лисица)

Подумай, те как вы будете называть своего героя?

Сравните: Воробей — воробьище — воробышка — воробушек.

Посмотрите, еще раз как автор называет своего героя. А как вы будете называть своего героя?

(Дети высказывают свое предложение. Зачитывают получившееся начало текста.)

Стр.67 задание 6 .

И снова обращаемся к тексту К.Д.Ушинского. Какие чувства выражает автор к герою? Докажите словами текста.

Отовсюду грозит мне беда, а защищаться мне нечем. Ох, и плохо мне, серенькому зайке:, Правда зубки мои исправно:, Одно есть утешение:

Составьте несколько предложений, где вы выражаете свое отношение к герою. Может, где-то посмеетесь, может, где-то посочувствуете, где-то пожурите и т.д. ( Дети зачитывают составленные предложения)

6. Итог урока.

Давайте подведем итог. Готово ли наше сочинение? (Нет)

А чем мы занимались на уроке? (Готовили рабочий материал)

7. Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение, используя те наброски, тот рабочий материал, который мы подготовили.

8. Оценивание.