Сравнительный анализ программ по русскому языку В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской

Контрольная работа по дисциплине:, Методика обучения русскому языку»

1. Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцевой

а) Структура программы.

«Русский язык. Теория»

Разделы программы имеют 2 рубрики:

1. определяется круг теоретических сведений и правил;

2. перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

вводный курс

б) Сущность и значение объяснительной записки:

В объяснительной записке автор начинает разговор с роли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русского языка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использовать богатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуре речевого общения.

Цели:

1. Развивать речь учащихся.

2. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

3. Дать учащимся представление о роли языка в обществе, в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформировать умения применять эти знания на практике.

В записке идет объяснение некоторых моментов. Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основном традиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка.

Особенность программы

в) Принцип распределения часов по разделам и темам.

Принцип распределения часов обусловлен следующими особенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале года проводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы. Исходя из этого, распределения часов идет следующим образом:

5 класс.

Введение – 2 ч. Вводный курс включает в себя следующие разделы: морфология и орфография (20 ч.), синтаксис и пунктуация (40 ч.).

30 стр., 14756 слов

Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...

... младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения». Объект исследования: процесс обогащения лексического запаса младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы обогащения лексического запаса младших школьников ... словаря младшего школьника по лексике. Критерием сформированности речи детей является умение правильно ...

Основной курс содержит: фонетика, графика, орфография, орфоэпия (15 ч.), морфемика, орфография (38 ч.), лексика (18 ч.) Далее идет изучение грамматики. Сюда входит раздел «Морфология» (20 ч.), где проходит изучение имени существительного. Повторение – 12 ч. Развитие речи – 34 ч.

6 класс.

Введение – 1 ч. В этом классе идет изучение большого раздела морфологии. На это отводится 128 часов. Из них на изучение глагола – 45 ч., имени прилагательного – 27 ч., имени числительного – 14 ч., наречия – 22 ч., местоимения – 20 ч. Повторение – 11 ч. Развитие речи – 30 ч.

7 класс.

Введение – 1 ч. Продолжается изучение морфологии и рассматриваются служебные части речи. Разделы: Морфология – 133 ч. Из них: Причастие – 38 ч. Деепричастие – 11 ч. Предлог – 11 ч. Союз – 11 ч. Частицы – 19 ч. Междометия – 3 ч. Повторение – 39 ч. Развитие связной речи – 34 ч.

8 класс.

Введение – 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксис и пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение – 3 ч. Словосочетания – 3 ч. Предложения – 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения – 5 ч. Односоставные предложения – 8 ч. Полные и неполные предложения – 2 ч. Предложения с однородными членами – 10 ч. Предложения с обособленными членами – 18 ч. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями – 9 ч. Повторение – 18 ч. Развитие связной речи – 17 ч.

9 класс.

Введение – 1 ч. Продолжается изучение синтаксиса и пунктуации (28 ч.) рассматриваются следующие темы: Сложное предложение – 1 ч. Сложносочиненные предложения – 3 ч. Сложноподчиненные предложения – 13 ч. Сложные бессоюзные предложения – 4 ч. Сложные предложения с различными видами связей – 3 ч. Предложения с чужой речью (Способы передачи чужой речи) – 4 ч. Изучение темы «Общие сведения о русском языке» — 3ч. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах – 19 ч. Развитие связной речи – 17 ч.

2. Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской

а) Структура программы.

повторению

б) Сущность и значение объяснительной записки

Объяснительная записка – как инструкция для учителя. Разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организовать учителю свою деятельность для достижения наибольшего успеха в реализации педагогического процесса.

Главная цель педагога, Познавательные задачи:

В записке изложено содержание школьного курса по русскому языку в 5-9 классах. Программа содержит систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества. Сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и пунктограмм; основные направления работы по русскому языку в 5-9 классе: организация работы по овладению школьниками прочными и осознанными знаниями; формирование у учащихся навыков грамматического письма. Указывается необходимость использования имеющегося фонда учебно-наглядных пособий. Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком также формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют наиболее активного самостоятельного изучения материала.

2 стр., 528 слов

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПО КАРТИНЕ. КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ — ПОВТОРЕНИЕ ...

... неотрывна от слова. Слово человеческое все в мире объясняет, объемлет, отражает. Слово — великий зодчий всей культуры, всей цивилизации. (По А. Югову.) Для какого стиля речи характерно употребление слов зодчий, объемлет? ... (9 кл.) — см. раздел «Повторение ранее изученного. Пунктуация». (Тире между главными членами предложения, в неполном предложении, при распространенном приложении.— Ч. 3.— ...

В записке упомянуты межпредметные связи на уроках русского языка. Наиболее тесные осуществляются с литературой, т.к. в школе изучается в основном русский литературный язык. Но не менее важны и связи с иностранными языками, с историей, географией, биологией, музыкой.

в) Принцип распределения часов по разделам и темам.

По программе Ладыженской в 5, 6 и 7 классах внимание уделяется на изучение морфологии и орфографии, в 8 и 9 классах на изучение синтаксиса и пунктуации, а на изучение фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование выделено меньшее количество часов. Важное место в программе занимает повторение. Проводится оно в начале и конце учебного года. Пятая часть всего времени в каждом классе выделяется на развитие связной речи. С учетом этих особенностей часы распределены следующим образом:

5 класс.

На повторение в 5 классе отведено 22 часа. Разделы: Синтаксис. Пунктуация. – 29 часов. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. – 15 ч. Лексика. – 8 ч. Морфемика. Орфография. – 22 ч. Морфология рассматривается более подробно. На этот раздел выделено 69 часов. Из них на имя существительное – 20 часов, на имя прилагательное – 12, на глагол – 36 часов. Эти части речи изучаются в два этапа: в 5 и 6 классах. На развитие связной речи выделено 34 часа.

6 класс.

На повторение – 16 часов. Разделы: Лексика и фразеология.- 10 часов. Словообразование. Орфография. – 24 ч. Морфология. Орфография. – 91 ч. Здесь части речи рассматриваются более конкретно. Так, на имя существительное выделено 18 часов, на прилагательное – 18ч., на глагол – 24 ч. Изучаются новые части речи. Это имя числительное (12 ч.) и местоимение (19 ч.).

Развитие связной речи – 28 ч.

7 класс.

На повторение – 24 ч. Разделы: Морфология. Орфография. – 114 ч. Такое количество часов объясняется введением новых самостоятельных частей речи и рассмотрением служебных частей речи. Самостоятельные части речи: причастие – 25 ч., деепричастие – 10 ч., наречие – 28 ч., категория состояния – 4 ч.; служебные части речи: предлог -11 ч., союз – 16 ч., частица – 18 ч., междометие, звукоподражательные слова – 4 ч. Развитие связной речи – 28 ч.

8 класс.

На повторение – 11 ч. Разделы: Весь курс посвящен изучению синтаксиса и пунктуации. На это отведено 74 часа. Из них на изучение словосочетания – 2 ч., простое предложение и его виды – 26 ч., однородные члены предложения – 12 ч., обращения, вводные слова и междометия – 9 ч., обособленные члены предложения – 18 ч., прямая и косвенная речь – 6 ч. Развитие связной речи – 17 ч.

9 класс

Повторение проходит только в начале года и выделено на него 5 ч. А в конце года идет раздел «Систематизация изученного по фонетике, лексике…» (4 ч.)Изучается один большой раздел «Сложное предложение» (40 ч.).

в него входит изучение союзных сложных предложений (6 ч.), сложносочиненных предложений (3 ч.), сложноподчиненных предложений (19 ч.), бессоюзных сложных предложений (6 ч.), сложных предложений с различными видами связей (5 ч.).

И 3 часа отведено на тему «Общие сведения о языке». Развитие связной речи – 15 ч.

Анализ:

Сходства программ :

Различия программ :

линейный принцип распределения тем

программа Т.А. Ладыженской оснащена списком средств обучения по русскому языку и списком справочной литературы по русскому языку для учащихся.

выделены часы для развития связной речи

достаточно внимания уделяется повторению

в программе В.В. Бабайцевой. повторение осуществляется только в конце года, а у Т. А. Ладыженской и в конце, и в начале.

в обеих программах 5-7 кл. изучают морфологию, а в 8-9 синтаксис и пунктуацию

в программе В.В. Бабайцевой в качестве особой группы выделены слова категории состояния, а причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

в обеих программах в конце 5-9 кл. существует систематизация и обобщение материала.

в программе В.В. Бабайцевой идет нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем.

3. Анализ учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой, Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержит определённый материал, подлежащий усвоению.

Учебник для выполняет следующие функции :

Информационную, Систематизирующую, Формационную, т, Воспитательную, т

Структура учебника:

I часть – «Теория».

II часть – «Практика».

Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, формировать у них необходимые умения. Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)

III часть – «Русская речь»

Способы подачи теории.

Примеры для наблюдений и вопросы для их анализа, а затем вывод теоретических сведений.

Например, в § 18 «Правописание наречий на –о, -е» , «Не в наречиях на –о, -е» перед правилом дано упражнение 296 (стр. 109).

«Рассмотрите таблицу и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имен существительных и прилагательных, или правила разные?». Далее следует само правило. Это развивает умение анализировать языковой материал и помогает систематизировать знания. Теоретические сведения сообщаются в статье, и материал может излагаться от общего к частному и наоборот.

Например, §20 «Не и ни в отрицательных наречиях» начинается с основного текста, т.е. с подачи нового материала. «Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде – нигде, некогда – никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении – ни: несколько – нисколько». Это помогает усвоению материала.

Примеры подачи нового материала.

В учебнике для подачи нового материала часто используются:

1. анализ схем и таблиц

2. репродуктивная деятельность, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению.

Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)

4. Структурные элементы урока

а) К определённой теме сформулировать 3 цели к уроку + образовательная цель классу (как будете сообщать классу)

Урок русского языка в 6-м классе:

Тип урока

Тема урока

Цели:

Образовательная цель, Развивающая цель, Воспитательная цель, СОДЕРЖАНИЕ УРОКА., Организационный момент.

1. Приветствие

2. Посадка

3. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Соединительные о и е в сложных словах». Мы будем учиться наблюдать правописание сложных слов. Как сложные слова образуются из основ исходных слов и из целых слов. Какие гласные пишутся после твердого и после мягкого согласного. Как правильно выделять корни и соединительную гласную в сложных словах.

б) Смоделировать этапы урока. Создать проблемную ситуацию: (продолжение изучения темы).

Тема урока: «Парные согласные»., Ребята, по уже изученной теме выполним упражнение

Учитель говорит: «Внимательно слушайте как я произнесу слова! Задание заключается в том, чтобы определить какой частью речи являются подчеркнутые слова».

Длина моей юбки ниже колен. Когда цапля подходит к озеру мы видим , что её шея очень длинна . Я нашел в лесу белый гриб . Когда наступают холода, то город охватывает грипп .

Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

Проблема заключается в том, что написание этих слов мы можем определить только в контексте! Следовательно:

Длина юбки – сущ;

Шея длинна – кратк. прилагательное;, Гриб – сущ. (т.е в лесу,растение), Грипп – сущ. (вирус,болезнь)

— Ребята, все примеры записываем в тетрадь и выделяем! Делаем выводы, что написание слов, похожих по произношению друг на друга, необходимо проверять по контексту!

в) Смоделировать этап урока подведения итогов (нетрадиционно, интересно).

Тема урока: «Соединительная о и е в сложных словах »

Подведение итогов по уже изученной теме

Начинаем с ребятами играть в игру. Делимся на 2 команды. Первая команда- гласная – о, вторая команда – е. Правила заключаются в том, чтобы каждая команда могла придумать наибольшее количество слов со своей соединительной гласной. Команда, которая придумает больше слов, та и выигрывает. Эта игра поможет быстрее ориентироваться в теме и проявить больше интереса к русскому языку. Большой плюс в том, что ребята играют вместе, а это делает коллектив сплоченнее.

Выставление оценок :

Итоги игры буду т подводиться по критериям:

1) та команда, которая придумает около 10 слов – получает оценку 4

2) команда, которая придумала больше 10 слов и более – получает оценку 5

г) Смоделировать этап урока д/з (задать д/з, обосновать, как прокомментировали. Если это не 1 урок., дифференцированное д/з, творческое д/з)

Тема: «Соединительная о и е в сложных словах ».

Ребята уже изучили эту тему и делали по ней упражнения из учебника. Для того, чтобы точно сказать, что материал усвоен, учитель задает домашнее задание в форме творческой работы.

— Каждый из нас, живя в городе, обращал внимание на надписи, окружающие вокруг (магазины, вывески, реклама).

Смысл задания заключается в том, что:

1) Вы должны обратить внимание на написание слов, и те, которые из них будут сложные по составу, записывать и фиксировать к себе в тетрадь.

2) Проверять эти слова по орфографическому или толковому словарю.

Вам нужно выявить слова, которые отличаются по написанию или есть различия со словарем (орфографический, толковый).

Тем самым мы сможем определить и проанализировать популярность сложных слов, правильность написания, различия со словарями.

5. Конспекты уроков разных типов, Конспект урока в 6 классе

Тип урока

Тема урока

Цели:

Образовательная:, Развивающая:, Воспитательная:

Оборудование

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/shkolnaya-programma-analiz-teksta-osnovnoe-soderjanie-sochineniya-skachat/

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учереждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Шанский Н.М. — М.:Просвещение,1998.- 223с.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент.

Повторение:

1.Фронтальный опрос по предыдущей теме.

— Какие слова называются сложными?

— Какие соединительные гласные вы знаете?

II. Изучение нового материала.

1. Наблюдение:, Учебник, стр. 59

Дети открывают учебники на странице 59. Учитель просит их найти параграф №27. Рассмотрим сложные слова.

Рассуждать следует так: верхо лаз – верх, лазить

нефте провод – нефть, проводить

пеше ход – пеший, ходить

Какая соединительная гласная используется после твердых согласных? Какая после мягких? Какая после шипящих и – ц ?

Дети зачитывают по одному примеру и отвечают на вопрос. Учитель обращает внимание на термины и просит детей обратить внимание на правило, выделенное в учебнике на стр. 60.

1) Чтение правила.

Учитель читает правило в слух.

«В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная –о, а после мягких согласных, шипящих и – ц – соединительная – е. »

Затем дети еще раз самостоятельно прочитывают правило, для того, чтобы можно было перейти к практической части урока.

2) Словарный диктант.

Проводится словарный диктант, в процессе которого дети учатся применять данное правило, а также работать над орфограммами. Учитель диктует словосочетания, если в них встречается сложное слово, то дети выделяют в нем соединительную гласную и корень. Можно проводить по цепочке на местах или по очереди у доски.

Баснописец, властолюбие, дальневосточный экспресс, жизнеописание человека, чаепитие в среду, зверолов в лесу, птицефабрика «Сибирская», кровеносный сосуд, грудобрюшная преграда, своенравная девушка, коневодство.

Беседа.

1) При каких условиях в сложных словах пишется соединительная гласная – о ?

2) При каких условиях в сложных словах пишется соединительная гласная – е ?

III. Закрепление:

Закрепление данного правила посредством выполнения упражнения №150 на стр. 60

Задание: Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Один учащийся зачитывает образец рассуждения вслух. Упражнение выполняется по цепочке.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

IV. Итог урока.

Учащиеся еще раз отвечают на вопросы:

1) При каких условиях в сложных словах пишется соединительная гласная – о ?

2) При каких условиях в сложных словах пишется соединительная гласная – е ?

V. Домашнее задание.

Параграф №27, учить правило на стр. 59-60, Упр. № 151

VI. Выставление оценок ученикам.

Конспект урока в 9 классе

Тема урока:

Цель урока:

Образовательная:, Развивающая:, Воспитательная:

Оборудование:

Фотографии памятника Н.В. Гоголю в Москве. Учебники на столе, тетради, ручки.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/shkolnaya-programma-analiz-teksta-osnovnoe-soderjanie-sochineniya-skachat/

1) Русский язык: Учеб. Для 9 классов общеобразоват. учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, — М: Просвещение,2001г. – 143стр.

2) Русский язык в школе №6 (2005г.)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I. Организационный момент:

1. Приветствие

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Запись на доске: скульптор Н.А. Андреев и архитектор Ф.О. Шехтель, скульптор Н.В. Томский и архитектор Л.Г. Голубовский (под этими сочетаниями оставить свободное место для записи ключевых слов).

II. Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о виде и цели работы. Чтение текста (текст на парте перед каждым учеником).

2. Знакомство с творческим заданием (см. запись на доске).

Обсуждение авторских замыслов, воплощенных в памятниках.

1) Беседа с учениками

1. Что поражает вас при сравнении двух работ? (Памятники передают разное душевное состояние писателя поражает несоответствие дат, к которым приурочено создание памятников, и настроение которое они создают у зрителя).

2. Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульпторов (используем свободное место на доске).

скульптор Н.А Андреев и архитектор Ф.О Шехтель

скульптор Н.В. Томский и архитектор Л.Г. Голубовский

грусть

бодрость

скорбь

уверенность

уныние

торжество

пессимизм

жизнелюбие

3. Чем являются слова каждого столбика? (синонимами)

4. Чем одного столбика по отношению к другому? (антонимами)

5. Какие же чувства выразили скульпторы в своих работах? (запись на доске: боль утраты, официальное уважение.)

2) Работа над речевыми конструкциями

Помогает раскрыть замысел скульптора. (наиболее удачные учитель записывает на доске), Памятник выражает…, Скульптору хотелось (удалось) выразить душевное состояние писателя (народное отношение к нему)…

III. Заключительное слово учителя:

В вашем будущем сочинении синонимы и антонимы, записанные на доске, будут ключевыми словами. Они помогут вам выразить главное, объяснить замысел каждого памятника.

Учитель говорит при заключении урока:

Памятник Н.А. Андреева выражает народное отношение к Н.В. Гоголю: даже через полвека боль утраты ,скорбь по писателю, ушедшему из жизни при трагических обстоятельствах. Автор создает образ страдающего человека, который у зрителя вызывает сочувствие.

Памятник Н.В. Томского – памятник Н.В. Гоголю, заказанный правительством, поэтому он не может выражать уныние и пессимизм. Перед скульптором стояла задача – передать официальное уважение к писателю.

IV. Самостоятельная работа учащихся :

Сочинение – рассуждение с опорой на прочитанный текст.