Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Солнечный ветер представляет собой перемещение не воздушных потоков, а плазмы, которую выбрасывает солнечная атмосфера. Это явление происходит на скорости около 400 км/с. Гелиосфера – большой участок межзвездного пространства, который окружает Солнечную систему и образован солнечным ветром.

Северное сияние – влияние солнечного ветра

Интересный факт

Планетарный ветер – это перемещение газов в верхних слоях атмосферы планеты. Из-за этого планета теряет возможность взаимодействовать с прочими частицами газа. Если подобные процессы продолжаются множество лет, планета может потерять свою атмосферу, запасы воды и т.д.

На других планетах тоже есть различные ветры. На Венере они дуют со скоростью 83 м/с и могут облететь планету за несколько земных суток. На Юпитере ветер достигает 100 м/с и более. Самые сильные потоки на Сатурне – около 375 м/с.

Интересный факт

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Для детей в раннем возрасте это явление представляет отдельный интерес. Ребенок не понимает, где образуется поток воздуха, из-за чего в одном месте он есть, а в другом – нет. Достаточно просто объяснить малышу, что зимой, например, дует холодный ветер из-за низкой температуры. Как же происходит этот процесс? Известно, что воздушный поток представляет собой массу молекул газов атмосферы, совместно перемещающихся в одном направлении. Небольшой по объему воздушный поток, обдувая высотное здание, может свистеть, срывать шапки с прохожих. Но если масса газовых молекул обладает большим объемом и шириной в несколько километров, то она может покрыть достаточно большое расстояние. В закрытых помещениях воздух практически не перемещается. И о его существовании можно даже и забыть. Но если выставить, например, руку из окна движущегося автомобиля, то можно кожей ощутить воздушный поток, его силу и давление. Откуда дует ветер? Движение потока осуществляется вследствие разницы давления в разных участках атмосферы. Рассмотрим этот процесс более подробно.

6 стр., 2595 слов

О( ветре путешественнике ) 29 баллов

... часто переходящий в снег. А весной дождь живительный, щедрый, плодородный. Сочинение Погода весной №1 Весна наступает и зиму прогоняет. С ... на деревьях, на фоне ясного голубого неба. Лишь белое воздушное облако неторопливо проплывает по небу. А в душе так ... как он будет изображать летний ветер. Можно нарисовать ветер одной линией, передав характер ветра. Или выложить ветер пушинками ваты на листе ...

Подготовка к ОГЭ (ГИА) , СТОЙКОСТЬ, Сочинение 9.3 (15.3)

Стойкость – это положительное нравственное качество, заключающееся в твёрдости, непоколебимости характера, способности преодолевать трудности и быть верным своим моральным принципам, не отступая от них ни на шаг. Стойкий человек обладает непреклонным, несгибаемым характером, крепким духом.

В тексте рассказчица в греческом отеле объясняет молодой весёлой гречанке Афине смысл сказки Андерсена о стойком оловянном солдатике, у которого была только одна оловянная нога, потому что при отливке на него не хватило олова. Увидев у ворот игрушечного замка в детской комнате прелестную танцовщицу, стоявшую на одной ноге, солдатик распознал в ней родственницу по стойкости. Злой тролль насылает на героя Андерсена множество бед, но он всё выдерживает, стойко борется с судьбой. Маленький мальчик бросает солдатика в огонь, а ворвавшийся ветер уносит в огонь и танцовщицу. Но оловянное сердце солдатика не расплавилось в огне, потому что он был стойким, верным и преданным в своих чувствах.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стойкой можно назвать Татьяну Ларину. В финале произведения она отказывает Онегину, хотя и любит его по-прежнему, так как стойко хранит верность своим нравственным принципам. Она замужем и не хочет строить своё счастье на несчастье мужа, которому дала клятву верности.

Таким образом, стойкость проявляется в непреклонности характера, в верности своим нравственным принципам, в способности преодолеть жизненные невзгоды.

Исходный текст:

(1) Около одного из домов на улице возле греческого отеля, где мы отдыхали, весь день сидели две древние старухи в платках, закрывающих лоб и подбородок. (2) Они смотрели через ободки платков, как в маленькие окошки, и, когда я проходила мимо них, я вспоминала каймановых черепах — тяжёлых, ороговелых. (3) Старухи сидели за столом, покрытым белоснежной скатертью, на столе — два стакана, кувшин воды и хлеб. (4)Одна из них, менее древняя, дочь первой старухи, радостно кивала, приветствуя мою годовалую дочку, и выносила из своих неведомых комнат красный апельсин или румяно-чёрные сливы. (5)Вторая старуха мрачно молчала, своим молчанием она словно укоряла первую, радостную. (6) Они никогда не разговаривали друг с другом, но было понятно, что за каждой из них — длинная жизнь, красота, молодость, любовь, выращенные дети. (7)Жизнь длинная, трудная, сколько всего в ней было… (8)А в отеле нас встречала Афина, молодая весёлая гречанка. (9)И сегодня, как всегда, она встретила меня искренней улыбкой. — (10)Вы забыли книгу. — (И)И отдаёт мне сказки Андерсена, на обложке книги нарисован одинокий оловянный солдатик. — (12)Кто это? — (13)Стойкий оловянный солдатик. (14)Афина непонимающе смотрит на меня.

— (15)Стойкий — это непреклонный, несгибаемый, крепкий духом. (16) Афина качает головой: — Я не понимаю. (17) Я открываю книгу, показываю ей иллюстрации к сказке. — (18)У оловянного солдатика была только одна нога, так как его отливали последним и не хватило олова. (19)Но он не роптал на жизнь и стоял на одной ноге так же твёрдо, как другие на двух. (20)У ворот игрушечного замка в детской комнате солдатик увидел прелестную танцовщицу, замершую в балетной позе с высоко поднятой вверх ногой. (21) Оловянный солдатик влюбился в неё мгновенно, он, видимо, распознал в ней родственницу по стойкости, но злой тролль, узнав об этой любви, насылает на солдатика разные беды. (22)Солдатик падает из окна детской комнаты, тонет в канаве, его глотает огромная рыба, он живёт у неё в брюхе в полной темноте много бесконечных дней и почти умирает. (23)Но случается чудо: пойманную рыбу с оловянным солдатиком внутри кухарка с рынка приносит в дом, где осталась танцовщица. (24)Так солдатик, полиняв от горя, но не проронив ни одной слезы, после всех мытарств возвращается домой и снова видит свою любимую. (25)Казалось бы, тут всем несчастьям должен наступить конец, но нет, оловянного солдатика ни с того ни с сего швыряет в камин маленький мальчик, а ворвавшийся в комнату ветер уносит к солдатику в огонь бумажную танцовщицу.

12 стр., 5947 слов

Дега «голубые танцовщицы» описание картины, анализ,

... DIOR BAL D'AFRIQUE Парфюмерная вода BAL D'AFRIQUE, BYREDO Рита Железнякова Дега Э. «Голубые танцовщицы» Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя ... Полный список выпусков цикла «Шедевры от А до Я» здесь. Женский образ: «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега по рубрикам — Культура ᄂКультура 14 сентября 2018, 11:11 | Рита Железнякова Французский ...

— (26)Это очень грустная сказка, — говорит Афина. — (27)Да. — (28)Он ничего не получил за такую плохую жизнь. — (29)Он любил, и любовь, как свет, освещала всё то тёмное, что снаружи. — (30)Но ведь они погибли. — (31)Его сердце не расплавилось, — говорю я. — (32)А почему он был стойким? — снова спрашивает Афина. (33)Подошёл муж, и мы пошли к морю. (34)На море никого нет. (35)Только волны разбегаются и бьются о берег. — (36)Он всё принимал, что было. — (37)Кто? — спрашивает меня муж. — (38)Оловянный солдатик. (39)Мы смотрим на море. (40)Я думаю о каймановых черепахах. (41) Они живут сто пятьдесят лет, умеют дышать под водой и на суше, могут жить в ледяной воде, могут бегать по льду… (42)В отель мы вернулись совсем поздно. (43)Старухи уже ушли со своего поста, вместо них на нас смотрели закрытые ставни окон, а на столе стояли стаканы и зажжённая свеча. (44)Ветер бесшумно играл оборками скатерти, и кругом царила тишина, она заполняла всё вокруг, как туман над горами. (45)Всё уснуло, словно умерло. (46)Только свеча стойко горела, не гасла, хотя её пламя металось от ветра. (47)И оловянное сердце не расплавилось в огне…

(По Е.В. Златорунской*)

* Екатерина Васильевна Златорунекая (род. в 1982 г.) — российская писательница, прозаик.

Разница атмосферного давления

Так почему дует ветер? Для детей лучше привести в пример плотину. С одной стороны высота столба воды, к примеру, три, а с другой – шесть метров. При открытии шлюзов вода перетечет в тот участок, где ее меньше. Примерно то же самое происходит и с воздушными потоками. В разных частях атмосферы давление различно. Это обусловлено разницей в температуре. В теплом воздухе движение молекул осуществляется быстрее. Частицы стремятся разлететься друг от друга в разные стороны. В связи с этим теплый воздух больше разряжен и весит меньше. В результате давление, которое в нем создается, снижается. Если же температура понижена, то молекулы образуют более тесные скопления. Воздух, соответственно, весит больше. Давление при этом повышается. Аналогично воде, воздух обладает свойством перетекать из одной зоны в другую. Так, поток переходит из участка с повышенным давлением в область с пониженным. Вот почему ветры дуют.

Как измеряют скорость ветра?

Для измерения скорости ветра изобрели специальные приборы, которые называются анемометрами. Они бывают механическими, ультразвуковыми и тепловыми. Механические делятся на чашечные и крыльчатые.

2 стр., 656 слов

Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык) (2)

... сказала: Какой сквозняк! Она закрыла окно. Ветер успел вылететь наружу, и, свободный, помчался дальше. 10 предложений Забавы осеннего ветра ... успокоился и заснул до утра под колыбельную монотонного дождя. Сочинение по русскому языку Пришел сентябрь. На улице похолодало. ... вся ждали следующих шалостей свистуна. Немного отдышавшись, с бешеной скоростью он метнулся в высь, подгоняя облака и заволакивая ...

Механический чашечный анемометр

Чашечный анемометр считается наиболее распространенным. Такой прибор состоит из полусферических чаш и ротора. При этом чаши насажены на ротор и при дуновении ветра начинают вращаться.

В основе данного способа измерения содержится разница давления, которую создает ветер на выпуклые и вогнутые стороны чаш. Скорость вращения ротора соответствует скорости ветра.

Движение потоков около водоемов

Почему ветер дует с моря? Рассмотрим пример. В солнечный день лучи прогревают и берег, и водоем. Но вода нагревается намного медленнее. Это связано с тем, что поверхностные теплые слои незамедлительно начинают смешиваться с более глубокими, и потому холодными слоями. А вот берег нагревается намного быстрее. И воздух над ним более разряжен, а давление, соответственно, ниже. Атмосферные потоки устремляются от водоема к берегу – в более свободную область. Там они, нагреваясь, поднимаются вверх, снова освобождая место. Вместо них появляется снова прохладный поток. Вот так происходит циркуляция воздуха. На пляже отдыхающие могут периодически чувствовать легкий прохладный ветерок.

Значение ветров

Выяснив, почему ветры дуют, следует сказать о том, какое воздействие они оказывают на жизнь на Земле. Ветер имеет большое значение для человеческой цивилизации. Вихревые потоки вдохновляли людей на создание мифологических произведений, расширяли торговый и культурный диапазон, воздействовали на исторические явления. Ветры также выступали в качестве поставщиков энергии для разных механизмов и агрегатов. За счет движения потоков воздуха парусные суда получили возможность преодолевать значительные расстояния по океанам и морям, а воздушные шары – по небу. Для современных летательных аппаратов ветры имеют большое практическое значение – они позволяют экономить топливо и увеличивать подъемную силу. Но следует сказать, что воздушные потоки могут приносить и вред человеку. Так, например, из-за градиентных колебаний ветра может быть потерян контроль над управлением самолета. В небольших водоемах быстрые воздушные потоки и вызванные ими волны могут разрушить постройки. Во многих случаях ветры способствуют увеличению масштаба пожара. В целом, явления, связанные с образованием воздушных потоков, различными способами воздействуют на живую природу.

Глобальные эффекты

Во многих районах планеты преобладают воздушные массы, обладающие определенным направлением движения. В районе полюсов, как правило, преобладают восточные, а в умеренных широтах – западные ветры. При этом в тропиках воздушные потоки принимают снова восточное направление. На границах между данными зонами – субтропическом хребте и полярном фронте – расположены так называемые области затишья. Преобладающие ветры в этих зонах практически отсутствуют. Здесь движение воздуха осуществляется главным образом вертикально. Это объясняет появление зон высокой влажности (близ полярного фронта) и пустынь (около субтропического хребта).

9 стр., 4240 слов

Онегина» воздушная громада

... жанра, кажется, почти совсем не учтённого при описании структуры «Евгения Онегина», особенно видна бесконечная изменчивость пушкинской художественной системы. Ведущий конструктивный принцип романтической поэмы ... слово “спокойная”. Это – деталь поэтической автохарактеристики Пушкина (в посвящении к «Евгению Онегину» автор мечтает представить “залог”, исполненный “высоких дум и простоты”), это признак ...

Локальные эффекты формирования воздушных масс

Выясняя, почему ветры дуют, следует сказать и о влиянии наличия тех или иных географических объектов. Одним из локальных эффектов формирования воздушных масс считается температурный перепад между не слишком удаленными участками. Он может быть спровоцирован разными коэффициентами поглощения света либо различной теплоемкостью поверхности. Сильнее всего последний эффект проявляется между водной гладью и сушей. В результате возникает бриз. Еще одним локальным фактором, представляющим важность, является присутствие горных систем.

Влияние гор

Эти системы могут представлять собой некий барьер на пути движения воздушных потоков. Кроме этого, горы во многих случаях сами вызывают ветрообразование. Воздух над взгорьями прогревается сильнее, чем атмосферные массы над низменностями на той же высоте. Это способствует формированию зон пониженного давления над горными хребтами и ветрообразованию. Данный эффект часто провоцирует появление горно-долинных атмосферных движущихся масс. Такие ветры преобладают в областях с пересеченной местностью.

Повышение трения у долинной поверхности приводит к отклонению параллельно направленного воздушного потока на высоту расположенных рядом гор. Это способствует формированию струйного высотного течения. Скорость этого потока может превышать силу окружающего ветра до 45%. Как было выше сказано, горы могут выступать в качестве препятствия. При обходе цепи поток меняет свое направление и силу. Перепады в горных хребтах оказывают существенное влияние на движение ветра. Например, если в горной цепи, которую преодолевает атмосферная масса, есть перевал, то поток проходит его с заметным увеличением скорости. В этом случае работает эффект Бернулли. Необходимо отметить, что даже незначительные перепады высот вызывают колебания скорости ветра. Из-за существенного градиента скорости воздуха поток становится турбулентным и продолжает таким оставаться даже за горой на равнине на определенном расстоянии. Такие эффекты представляют в некоторых случаях особое значение. Например, они важны для самолетов, осуществляющих взлет и посадку на горных аэродромах.

Классификация скорости ветра в баллах по шкале Бофорта

В мире принято различать ветер по скорости и силе в баллах от 0 до 12. Для этого используется шкала Бофорта, разработанная ирландским моряком, картографом и военным адмиралом – Фрэнсисом Бофортом.

У Бофорта было немало заслуг и талантов, однако всемирную известность он обрел именно благодаря этой шкале. Во время службы на флоте Фрэнсис вел регулярные наблюдения за ветром. Полученные данные он записывал в дневник. В будущем наблюдательность помогла ему в разработке шкалы, которую официально утвердили в 1838 году.

Интересно:

Интересные факты о горах — описание, фото и видео

19 стр., 9370 слов

Модем единицы измерения скорости передачи данных

... Одной из основных характеристик модема является скорость модуляции, которая определяет физическую скорость передачи данных без учёта исправления ошибок и сжатия данных. Единицей измерения этого параметра является ... количество бит в секунду. Скорость модуляции не ...

Скорость ветра по шкале Бофорта

Интересный факт

В 20-м веке шкала Бофорта была доработана: систему из 12 баллов расширили до 17, чтобы можно было классифицировать особенно сильные ветры, например, тайфуны. Но расширенная версия используется лишь в тех зонах, где такие тайфуны происходят достаточно часто (Китай, Тайвань и т.п.).

Согласно шкале Бофорта, сила ветра определяется по 2-м критериям:

  • волнение открытого моря;
  • влияние ветра на сухопутные объекты.

Соответственно имеется и 2 таблицы: одна для суши, другая – для открытого океана. В таблице для суши показана сила ветра и скорость в метрах за секунду. Во втором варианте скорость ветра дается в узлах. В обеих шкалах указаны общие черты, по которым можно определить силу воздушных потоков.

Волнение океана по шкале Бофорта