I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему
1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…
2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.
3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка
4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка
5. По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…
6. По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…
7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?
8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка
9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий
Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»
II. Об образовании, о воспитании, науке
1. По С. Кокориной. Образование… (2)Это слово имеет великое множество определений
2. По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды
3. По В. Харченко. Наукой заниматься трудно
4. По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни
Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»
III. Роль литературы, поэзии в жизни человека
1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…
2. По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина
4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя
Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»
IV. О чтении
1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…
2. По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.
3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
Тема Родины в творчестве Блока (в лирике, поэзии) 11 класс
... Понятие Родины для Блока Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, ...
4. По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…
5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих
6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
7. По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.
8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве
Аргументация к блоку «Чтение»
V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека
1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…
2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…
3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков
5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?
6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.
7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…
8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов
9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения
Аргументация к блоку «О культуре»
VI. Нравственная проблематика.
О вере и безверии
1. С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…
2. Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….Чинопочитание
3. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что такое счастье?
4. По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…
5. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что значит быть счастливым?
6. По Э. Павлюченко. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге
7. По Д. Шеварову. В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся… Проблема чести
8. По Д. Гранину. О чести. Многие считают понятие чести устарелым…
9. По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…Проблема безответственности, нравственного выбора
10. По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся. Проблема нравственного выбора в мелочах
11. По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов… Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
12. По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
13. С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
14. По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?
15. По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…
16. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…
17. По В. Солоухину «Ограниченный человек»
18. По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности
19. По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве)
20. По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу… Проблема нереализованности человеческих способностей
Постановка проблемы примеры. Учимся писать Проблема текста (Как ...
... определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста. Внимательно читаем текст. (1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство ... содержание сочинения баллов. Похожая информация. Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: Человек и общество Проблема ...
Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»
VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь
1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась
2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…
3. По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения
Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»
VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
4. По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер
IX. Человек и природа. Экологические проблемы.
1. По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…
2. Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью
3. По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…
4. По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. Проблемы экологии
5. По В. Пескову. Кустарник и мелколесье… Проблема охраны природы
6. По А. Морозову. Друг, ты чей? О преданности собак
Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»
X. Человек и НТР. Роль науки
1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания
XI. Философские проблемы
1. По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени
X. Проблема настоящей любви
1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви
2. По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…
3. По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…
Аргументация к блоку проблем «Всё о любви»
XI. Проблема истинной красоты, её понимания
1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание
XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)
Практика 3. Работа над содержанием сочинения. Заключение к сочинению., Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория, В сочинении
сочинения — рассуждения
Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1 ).
Заключение.
В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
Связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым»
... Цель : выявить связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым». Задачи: Проанализировать статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия»; Найти изобразительно-выразительные средства, относящиеся к народному творчеству. 1. Фольклор и «Слово о полку Игореве» Устное народное ...
Текст 2.
(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов , тяжело в учении —легко в бою!
Суворов — великий человек
суворовских слов
(По Г.Смирнову)
Вступление.
Автор текста обеспокоен бездумным употреблением крылатых фраз, прошедших сквозь время и сохранённых для нас нашими предками. Эти слова талантливых и опытных людей содержат мудрость жизни, но понятна она только думающим людям.
Заключение.
История готовит нас к будущему, поучая прошлым,— вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие, и нужно бережно относиться ко всем крылатым выражениям, в которых заключается великая мудрость наших предков.
Пишем сочинение-рассуждение
I. О чем писать?
1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.
подумать стало труднее,
великий человек
более нелепо широко ныне распространившееся толкование
(“подумать стало труднее”
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
Этот текст о
2. Определив тему, формулируем проблему текста
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
3. Комментируем проблему
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“ Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств).
Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка …”) передает любовь и нежность лирического героя.
Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).
4. Определяем авторскую позицию, идею текста
Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Сформулировать идею предложенного текста можно так:
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации , укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая — неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов : ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
II. Как начинать сочинение?
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)
Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении — легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.
III. Как заканчивать сочинение?
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:
Приведем сочинение — рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении — легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.
О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.
Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая — неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия — опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия — опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки бывают трех видов:
- Словообразовательные — нарушена структура слова;
ихний, евонный, около его |
|||||||||||
Ошибки в образовании форм глагола |
ложит, покласть, ездиет, ждя, воспитовать |
||||||||||
Нарушение согласования |
Паустовский рассуждает о Мещёрском крае, близком и дорогом его сердцу, ставшим для него малой родиной. |
||||||||||
Нарушение управления |
|||||||||||
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Этот отрывок взят из заметок Лихачёва «О русском» и посвящена проблемам культуры и интеллигентности. |
||||||||||
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Прочитав этот текст, перед нами чётко возникают проблемы, о которых рассуждает автор. |
||||||||||
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Паустовский со знанием и любовью описывает родной край, проживший там долгое время. |
||||||||||
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Я уверен в силе своего слова и нечего бояться. |
||||||||||
Ошибки в построении сложного предложения |
Из статьи Ершова нам известно, что овладение компьютерными знаниями очень важно для улучшения общего образования, которое на протяжении последнего десятилетия активно внедряется в школьную программу. |
||||||||||
Смещение прямой и косвенной речи |
Тургенев рассказывает, «что я благоговел перед маленькой птицей». |
||||||||||
Пропуски необходимых слов |
Громадным чудовищем должна была собака воробью. |
||||||||||
Нарушение границ предложения |
Учиться спокойной интеллигентной речи нужно долго и тщательно. Так как всем будет приятнее беседовать с культурным человеком. |
||||||||||
РЕЧЕВЫЕ |
ОШИБКИ |
||||||||||
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. |
||||||||||
Нарушение лексической сочетаемости |
показывать вид, выпол нить мечту, играть большое значение |
||||||||||
Употребление лишнего слова (плеоназм) |
сидел молчаливо и безмолвно, негодовал от возмущения, в августе месяце |
||||||||||
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) |
писатель написал, в рассказе рассказывается, рисунок нарисован, в образе изображена |
||||||||||
Повторение одного и того же слова |
Недавно я прочёл одну интересную статью. Эту статью написал Д. Лихачёв. В этой статье рассказывается… |
||||||||||
Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски |
Собака обалдела от удивления, увидев воробья. Мой брат получил простудное заболевание. |
||||||||||
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова |
Дружки Грушницкого уговорили его вызвать Печорина на дуэль. |
||||||||||
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений |
Лихачёв говорит о невме-стности грубых слов в нашей жизни. Наш, класс отправили на сбор бураков. |
||||||||||
Смешение лексики разных исторических эпох |
На Печорине очень ловко сидел пиджак. |
||||||||||
Неудачное употребление личных и указательных местоимений |
Я увидел маленького жёлтого утёнка, выскочившего из домика, и стал внимательно его рассматри-
|
Разновидности речевых недочётов |
|
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Компьютер развивает человека и сделает его совершеннее. Компьютеры пришли в школу и заставляют человека «шевелить мозгами». |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Древние египтяне умели приготовлять хлеб. Россияне в древности умели печь хлеб. Древние греки не умели пользоваться дрожжами. |
Неудачный порядок слов |
Можно приводить много примеров удивительной работоспособности из жизни великих людей. Известно множество стихотворений, посвященных морской тематике, в мировой литературе. |
По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить… I. Проблема вольного трактования мыслей великих людей
в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.
(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
война не кончена, пока не похоронен последний солдат.
(Г. Смирнов)
Сочинение
Афоризмы, мудрые мысли великих людей… Ими порой пользуемся мы, пытаясь сделать нашу речь благозвучнее, правильней, убедительнее, их мы иногда толкуем на свой вкус и лад, не задумываясь над тем, какой смысл вкладывал в них тот, кто их когда-то произнёс, при каких обстоятельствах это было сказано. Мне кажется, над проблемой вольного, в угоду собственному мнению, своим амбициям, трактования мыслей великих людей размышляет Г. Смирнов.
Об актуальности поднятой им проблемы говорит сам автор: «Сейчас …. в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины». Этот иронический авторский неологизм «образованщина» говорит о многом: Смирнов против тех людей, кто вольно и нелепо пользуется афоризмами, не пытаясь вдуматься в их глубокий смысл. С горечью говорит он о том, что больше всего тут не повезло Суворову. Г. Смирнов анализирует трактовку двух наиболее известных афоризма великого полководца. Особенно горько автору, когда он сталкивается с «широко ныне распространившимся толкованием суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат». Его возмущение ярко передано с помощью риторических восклицаний (их в последнем абзаце шесть!) и вопросов. Если вольно и в угоду собственным измышлениям толковать фразу Суворова о последнем солдате, то можно договориться и до того, что «героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата!» Это страшно!
Г. Смирнов с возмущением пишет, что сегодня «подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир». Значит, прежде чем вольно трактовать своё понимание мыслей великого человека, надо подумать, вспомнить, где, при каких обстоятельствах сказаны были приводимые слова. С подобным мнением невозможно не согласиться!
Давайте вспомним героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — это высказывание тургеневского героя полюбилось многим. Мы знаем, что в советское время в угоду «новым» взглядам на жизнь, многие прыткие журналисты перефразировали это высказывание, оно зазвучало иначе: . «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин». А раз хозяин, то творить может всё, что заблагорассудится: реки поворачивать, острова с деревнями затапливать (вспомним В. Астафьева и его «Прощание с Матерой»)… И натворил такой «хозяин» немало бед!
А как вольно порой трактуются высказывания великого Пушкина! «Народ безмолвствует!» — говорят журналисты, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин пишет:
Мы все глядим в Наполеоны,, Двуногих тварей миллионы, Для нас орудие одно…
Кто-то из современных неофашистов трактует это высказывание буквально, не замечая пушкинской иронии, не понимая, что подобное высказывание больше подходит людям амбициозным, тщеславным, заносчивым..
Какой же вывод сделала я для себя, читая текст Г. Смирнова? Если хочешь блеснут знаниями, произнести высказывание великого человека, делай это, прежде всего подумав, помни, что твоя точка зрения не всегда бесспорна, не скатывайся с позиций образованности к «образованщине».
Учителя классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин, знают, что задание ЕГЭ С1 — написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту является трудным для многих учащихся. Выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному. На уроках литературы учащиеся часто выполняют подобные задания. Но если старшеклассники, анализирующие на уроке литературы эпизод, сцену, стихотворение, уже знакомы с мировоззрением автора, с особенностями его творческой манеры, то на ЕГЭ ситуация совершенно иная: зачастую предлагаемые выпускникам на экзамене художественные тексты не входят в школьную программу. Еще труднее приходится старшеклассникам, если им предлагаются тексты научно-популярного и публицистического стилей (большинство текстов ЕГЭ публицистического стиля), потому что на уроках русского языка в среднем звене выполняется лишь частичный анализ текстов этих стилей и задания к экзаменационному изложению ориентируют учащихся именно на фрагментарный анализ: так, подросткам после написания изложения предлагают или обозначить проблему, поставленную автором, или выразить свое отношение к авторской позиции, или найти в тексте черты того или иного стиля. Таким образом, учащиеся старших классов за два последних года обучения должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Для успешного решения этой задачи можно предложить учащимся следующую модель написания сочинения-рассуждения.
I. О чем писать?
1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.
подумать стало труднее,
великий человек
более нелепо широко ныне распространившееся толкование
(“подумать стало труднее”
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
Этот текст о…
почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что — зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д.) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“ Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств).
Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка …”) передает любовь и нежность лирического героя.
Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:
щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).
4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Сформулировать идею предложенного текста можно так:
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая — неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)
Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении — легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.
III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту).
Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:
для сам
Приведем сочинение — рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении — легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.
О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.
Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая — неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия — опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия — опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.