СКОРБЬ (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько

СКОРБЬ (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько …

СКОРБЬ

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Ко- нечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26)В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

2 стр., 782 слов

Анализ сказки Оскар Уайльд «Звёздный мальчик»

... мальчика. Обретение матери из ... Уайльд ... лица ведётся повествование? Почему? Повествование ведётся от третьего лица, ... мальчик» («Мальчик ... мальчика. ... Мальчик ... здного мальчика, умный ... Уайльд ... матери. Покалеченные звёздным мальчиком ... мальчику помогал заяц, освобождённый им из капкана. А мальчик ... мальчика, ... мальчик — необыкновенно красивый, надменный, жестокий «нарцисс». Потерял красоту за отречение от матери, ...

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно». (42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально?.. (44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

(По Ф. Искандеру)

Из предложений 19–26 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение ЕГЭ по тексту Ф.Искандера. 4.00/5 (80.00%) 4 votes

Совесть. Какое это важное, значимое понятие и человеческое качество. Что такое совесть? Для чего она нужна? И какую роль она играет в современном обществе? В одном из толковых словарей написано: «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль». С самого детства мы хотим поступать по совести и стыдимся, когда нам говорят «бессовестный» за совершенный поступок. В современном обществе, к сожалению, совесть ценится уже не так как раньше. Советский и российский прозаик и поэт Фазиль Абдулович Искандер в своем тексте рассуждает именно об этом и поднимает важную, актуальную проблему совести. Он рассказывает нам о том, как в современном обществе обесценилось такое важное понятие, как совесть. Во все времена бессовестные люди имели больший успех, чем люди обладающие совестью. Так как человеку без совести нечего бояться, нечего стыдиться, он способен на ужасные поступки, из-за которых быстро получает свою популярность и успех. Но ведь, во все времена существует мудрость, что «добро всегда побеждает зло», что только совестливый человек способен обрести настоящее счастье. Так и есть, просто понять это можно лишь со временем. То, что человек получил быстро, бессовестным путем, так же быстро от него и уйдет.

3 стр., 1016 слов

Интегрированный урок (русский язык + литература) «Кому нужна совесть?»

... Откуда взялась человеческая совесть?”. Найдите ответ в статье. (7 абзац). Почему ответ записан в стихотворной форме? 4. Вывод. Совесть – это воплощение Бога в человеке, Бог – это воплощение совести. То есть совесть ... – это божественное, духовное начало в человеке. Ф. Искандер пишет: “Кроме ...

Авторская позиция мне ясна, Ф.Искандер убежден, что каждый человек должен обладать совестью, вне зависимости от его социального и материального положения. Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что совесть должна быть неотъемлемым качеством каждого человека. Ведь только с ее помощью человек распознает свои ошибки, делает правильный выбор и приходит к верному решению. Проблема совести хорошо освещена в литературе. Вспомним семейство Курагиных из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Обладая жаждой наживы, Василий Курагин и его дети Элен и Анатоль шли на ужасные поступки ради достижения своих целей. И они их достигали и радовались своим победам. Но в конце мы видим, как жестоко они были наказаны: Элен умерла от болезни, Анатоль умер в военном госпитале, а их отец Василий сошел с ума. Мы видим, как жестоко были наказаны герои, потому что поступали бессовестно и счастье из было недолговечным, да и можно ли назвать это счастьем?! Главное украшение человека – чистая совесть. «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», – писал Д. С. Лихачёв. И с ним нельзя не согласиться, ведь совесть – важнейшее качество человека, обладая которым, пусть даже будучи бедным и некрасивым, челочек обретет счастье. В заключение хочется сказать, что обществу, основанному на подлинных нравственных ценностях, очень нужно такие статьи, какую написал Ф.Искандер.