Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Пример сочинения , В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести

Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.

Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.

Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.

Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.

Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.

«Духовные ценности в жизни человека» сочинение

Что такое духовные ценности? Какие ценности в жизни человека важны? Ответы на эти вопросы у каждого могут быть разными, ведь у каждого свои приоритеты.

3 стр., 1244 слов

«Для этого одного стоит всегда быть правдивым во всех случаях ...

... жизни человека – но может принести ему неприятный осадок, если известно наверняка (хотя что такое «наверняка» – не излишняя ли самоуверенность человека ... что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. ... тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает ... души и жизни, или же это признак лукавого, а значит первичное и абсолютное зло? Вопрос есть, ответа нет… Когда человек ...

Сочинение про духовные ценности

Очень часто можно услышать выражение: «Главное не внешняя красота, а внутренняя», или: «Главное — это красота души, а не тела». Но что такое внутренняя красота, красота души? Ответ на этот вопрос довольно прост — духовные ценности. Духовные ценности называют главным украшением каждого человека. Но почему? Неужели они так важны? Лично для меня — да. Именно в духовных ценностях отображается мышления человека, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.

Какие бывают духовные ценности?

Почему говорят, что внутренняя красота важнее внешней? Все просто — красоту внешнюю можно создать искусственно: макияж, красивая прическа, стильная одежда, дорогие духи. Если посмотреть на ​​красивого человека, то внешне он нам понравится. Но если мы познакомимся ближе и поймем, что он горд, злой, подлый, разве он будет нам нравиться дальше? Однозначно нет. А если мы увидим на улице грязного нищего, который будет кормить дешевым пирожком голодную собачку? Думаю, что несмотря на его внешний вид, мы отнесемся к нему с уважением — он понравится нам именно своей внутренней красотой.

Лично для меня главными духовными ценностями являются честность, уважение к людям и умение прийти на помощь. Считаю, что каждый человек должен быть честным как с самой собой, так и со всеми остальными. Если мне что-то не нравится или я не хочу что-то делать — то ​​честно скажу об этом. Но, иногда быть честным очень трудно: не хочется обидеть друга, которому совсем не подходит новая прическа, поставить в неудобное положение дедушку, который подарил еще одну ненужную чашку или признаться в том, что любимую мамину вазу разбил именно ты. Но горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь. Честно сказав о чем-то можно в дальнейшем избежать еще большей лжи.

Уважение к людям и умение прийти на помощь — те духовные ценности, которые точно показывают настоящего человека. Например, тебе может не нравиться твоя одноклассница Лена: она и завистливая, и задается много, и хочет казаться лучше других. Но из уважения к ней как к человеку ты не присоединишься к разговору, в котором будут обсуждать Леночку. Да, она тебе не нравится, но и ты кому-то можешь не нравиться. Стоит относиться к другим так, как ты хочешь чтобы относились к тебе. Поэтому уважение для меня — это основа отношения к людям.

Умение прийти на помощь — чрезвычайно важное качество для меня. Человек может быть и честным, и уважать тебя, но помочь не захочет. А вот тот друг, который выручит тебя из затруднительной сииуации — настоящий человек. Он понимает, что однажды и он может оказаться в такой ситуации и ему бы также хотелось, чтобы ему кто-то помог. Но не надо путать это умение с простыми рыночными отношениями: я — тебе, ты — мне. Нет, это совсем не то. Опять же — как я отношусь к людям, так и они будут относиться ко мне.

Духовные ценности — это очень важно. Именно через их призму мы видим человека. И чем их больше и чем они глубже, тем ярче мы видим внутреннюю красоту человека.

Свое сочинение на тему «Духовные ценности современного человека» Вы можете оставить в комментариях, чтобы высказать свое мнение на эту непростую тему.

5 стр., 2306 слов

Структура и ценности духовной культуры. № 77 . Культурология

... себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: материальной культуры и духовной культуры. Материальная культура – одна из частей целостной человеческой ...

Цитаты о совести , Некоторые из них:

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).

  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).

  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).

  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).

  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

Сочинение на морально нравственную тему

Жизнь человека состоит из мгновений. Эти мгновения можно вычислять дюймами, например, как в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм» сын пилота ценой огромных усилий одолевает дюйм за дюймом, спасая жизнь своего отца. Эти мгновения можно вычислять древесным листком, как в новелле О. Генри «Последний листок». Следует упасть с ветви этому последнему листку плюща и оборвется жизнь Джонси, которая в дождливом, холодном ноябре болела пневмонией. И здесь, думая о мгновениях, невольно обращаешься к стихотворению Р. Киплинга «Письмо к сыну».

В нем есть такие пронзительные строки, которые завершают произведение: Когда ты знаешь цену каждой минуте, когда от нее все берешь, тогда я знаю: ты человек и землю всю своей ты назовешь.

Наверное. каждый из нас хотя бы раз в своей жизни встречался с людьми, которые уверены в собственном превосходстве над окружающими. Общаться с такими людьми невозможно — они видят и слышат только себя. Они не хотят слышать замечаний и критики, пото му что любят себя безгранично. Они вызывают неприязнь, нежелание с ними общаться. «Если человек делает своей целью что-либо суетное, т. е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе… Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу», — писал Гегель. И действительно, люди, считающие себя в чем-то выше и значительнее других, на самом деле не имеют никаких объективных причин так собой гордиться. У них просто невероятно завышенная самооценка. А такая необоснованно высокая оценка собственных заслуг основывается на низких стремлениях, принципах, желаниях.

Я учусь в шестом классе. и, конечно, очень хочу окончить среднюю школу. Без среднего образования не обойтись, это понятно. В школе мы постигаем основы всех необходимых знаний: родного языка и литературы, алгебры и геометрии, биологии, физики и химии, астрономии, истории и правоведения, многих практических умений на уроках труда, разных для мальчиков и девочек. Но недавно мы с друзьями спорили: все ли школьные предметы нам надо изучать и обязательно ли нужно получать высшее образование? Ведь сейчас очень многие люди работают, имея очень узкую специализацию или совершенно не по той специальности, которая указана у них в дипломе, говорили мне мои одноклассники. Зачем математику тонкости русского языка, а историку — основы химии? Я не согласна с моими друзьями.

27 стр., 13225 слов

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...

... «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. Объектом исследования является военная проза послевоенного времени (50-70 г). Предметом – образ войны и человека на войне в ... (1974); «Константин Симонов. Очерк жизни и творчества» (1985, 1990). Большое количество статей о жизни и творчестве К. Симонова публиковалось и до сих пор публикуется в ...

Школьное сочинение на примере книги Светланы Алексеевич «У войны неженственное лицо». Кто бы, что не говорил, но мировая история и история собственного народа — это не информация из рубрики «Это должны знать каждый». Изучение истории не является усвоением информации, не является запоминанием такой себе гуманитарной таблицы умножения: историю народа нужно не выучить, а по мере своих моральных способностей осмыслить и пережить. Именно пережить «реальное» — тем оно реальнее и страшнее. Из-за какой-то внутренней загадки, то ли за призывом естественной заинтересованности в исторических событиях я просила у своей учительницы такую книгу, где рассказывается не об официальной стороне войны: мне не хотелось читать «столько-то миллионов погибших» — так как это предложение пугает не так самой цифрой, а каким-то непостижимым холодом, с которой статистика говорит о таких вещах, так как смерть уже является трагедией, одна смерть уже достойная исторической книги.

Около шести десятков лет тому назад раздались последние взрывы Великой Отечественной войны. Вернулись домой сотни тысяч мужчин, испытавших и вынесших самые зверские испытания, выпадавшие когда-либо на долю человечества. Много миллионов отдали жизни за свою родину. Эти герои пали на полях битв, в аду концентрационных лагерей, в лесах и морях. Повсюду. В наше время заявляют, что больше не осталось загадок, мы уже все знаем о Второй мировой войне. Если действительно тайн больше нет, то почему в душе щемит печаль, при звучании гимна Второй Мировой — «Вставай страна огромная»? При перелистывании старых альбомов с фотографиями, если видим какую-то со времен войны невольно в душе просыпается какая-то скорбь, печаль и трепет. На фотографиях изображены и те кого нет со времен войны и те кто дожил до наших дней. А где рубеж, который проходит между нашим настоящим современным миром и миром, который остался по ту сторону телевизионных кранов, которые демонстрировали нем правдивые страшные картины времен войны? И все-таки еще не все сказано об этой войне…

В литературных произведениях

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nravstvennaya-sila-dobra-v-rasskaze-sholohova-sudba-cheloveka/

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

3 стр., 1027 слов

«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» (Г. Б. де Мабли)

... общечеловеческой нравственности, подчинение морали политике на деле означает разрушение всякой морали. Яркий пример вырождения морали ... человека; задача политика - использование этого знания для воплощения нравственности. Политика ... лучшей жизни своих граждан. Утверждая данное суждение теоретически, Мабли видел, что политики далеки от ... того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать ...

3 стр., 1217 слов

Проблема нравственности в трудах ф м достоевского и ф ницше

... творчество Ф. М. Достоевского столь же принадлежит русской литературе, сколь и философии. Достоевский самостоятельно и через своих героев пытается осмыслить те же проблемы, связанные с пребыванием человека в мире, ... Между тем, проблемы, поднимаемые Ницше, были весьма близки отечественным мыслителям: таковы вопросы о морали и нравственности, об этике и эстетике, об истине и красоте. Немалой ...

6 стр., 2575 слов

Конспект русского языка: « -рассуждение на морально-этическую ...

... как нравственность, совесть, верность Урок запланирован с учетом подготовки к выполнению 3й части экзамена. Данный урок – не первый в системе уроков по общей теме. ... Тема: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое нравственный выбор человека?» Тип урока: урок развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цель: сформировать у школьников навыки написания сочинения ...

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

15.3 9.3

Другие темы: ← Что такое история?↑ На свободную темуПримеры раскаяния из жизни →

`

В реальной жизни , . Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

2 стр., 790 слов

Нравственность в литературе

... гармонии. Сибирская деревня для Астафьева является и носителем нравственности - последним островком чистоты, охраняющим от духовного растления. Так, в рассказе “Уха на Боганиде” общая трапеза ... старой русской деревни, противопоставляя его гармоничность хаосу современной городской жизни. Мир деревни, по Астафьеву, мир естественности, слияния с природой, мир душевного и телесного здоровья. И человек в ...

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

совесть играет в жизни человека очень важную роль

Нравственные ценности , Нравственные ценности

В современном мире, где все чаще правят жестокость, цинизм и равнодушие редко встретишь человека, способного искренне­ сопереживать, дарить доброту и проявлять милосердие по отношению к ближнему. В период технологического прогресса и глобальной компьютеризации в особенности трудно привить детям положительный пример отношения к окружающим. Средства массовой информации показывают одно насилие за другим, таким образом, только подчеркивая значимость войны. Поэтому в такой век особенно важно читать такие произведения как повесть «Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин уделял особое внимание таким ценностям как гуманность, доброта, чувство ответственности, искренность и милосердие. Он относился к наиболее известным сентименталистам, что не могло не отразиться на его работе. Именно это литературное направление, более чем остальные, было призвано воспитывать в людях доброту и гуманность, формировать эстетическое восприятие мира посредством музыки, литературы, искусства. Чем же сегодня привлекает искушенного читателя повесть, написанная более двух столетий тому назад? Изображением истории несчастной любви или своим основным подтекстом?

В первую очередь, любого человека после прочтения этой книги затронет судьба бедной девушки, любившей так искренне и простодушно, что все реже встречается в наши дни. Во-вторых, нас привлекает тема общечеловеческих чувств и страстей. В этом небольшом и, казалось бы, доступном для каждого ума произведении изображена и любовь, и верность, и предательство. Главная героиня выступает антиподом аристократического лицемерия. Ей присущи все те положительные качества и добродетели, которых так не хватает молодому дворянину, которого она повстречала на своем пути.

Доброта Лизы, простодушие и умение любить сразу же подкупают своей искренностью, в то время как трусость и слабость характера Эраста, наоборот, отталкивают. Нравственные ценности у молодых людей полярно разные. Автор подчеркивает, что Эраст не лишен изрядной доли разума и наделен от природы добрым сердцем. Однако его неумение противостоять соблазнам, склонность к азартным играм и как следствие неумение сдержать данного слова приводят к печальному финалу. Лиза — девушка из крестьянского сословия. Она наделена лучшими и самыми главными человеческими добродетелями: добротой, верностью, искренностью, а самое главное, умением любить.

17 стр., 8216 слов

Философские основы этики: мораль и нравственность

... вторым - этику и политику, а к третьим - искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, ...

Она не смогла перенести предательства человека, которого так сильно любила. В то же время жизнь с опороченным именем представляется для Лизы невозможной. Она находит один только выход из сложившейся ситуации — броситься в глубокий омут. Здесь невольно возникает вопрос, могла ли она поступить иначе? Я думаю, что нет. С такими нравственными ценностями, какими она была наделена, ей представлялось невозможным жить с такой тяжестью. Сам автор считает, что нужно жить по законам сердца, то есть в согласии со своими моральными принципами. Именно поэтому он наделил свою героиню лучшими человеческими чувствами и качествами.

см. также: Краткое содержание Бедная Лиза, Карамзин Краткая биография Николая Карамзина Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

что такое нравственность

Чигвинцева Светлана Владимировна

Что такое нравственность и нужна ли она?

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 87 IV вида для детей с нарушением зрения» города Набережные Челны Республики Татарстан

10 класс

Руководитель: Четайкина Наталья Александровна, воспитатель

В наше время большое влияние на общество в целом оказывают телевидение, интернет, музыка. Если же взрослый человек трудно поддается им, молодой парень или девушка (подростки) идут на поводу у нашего времени. Поколения меняются не в лучшую сторону. Культура гибнет. Нравственность тоже.

Что же такое нравственность? Энциклопедический словарь говорит, что это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это всё то, что регулирует поведение человека в обществе. Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность близка по значению к морали.

Мораль – совокупность нравственных норм, получивших в отличие от простого обычая или традиции идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости; исполнение требований морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения); включает непреходящие духовные идеалы, а также исторически преходящие нормы и принципы; изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

Отсюда мы приходим к выводу, что нравственность и мораль — почти одинаковые понятия. Но, кстати, мораль является для человека очень важным свойством, как и нравственность. Человек, обладающий какими-то нравственными особенностями, непривычными для того или иного времени, обладает уважением окружающих.

В наше времени нравственность практически отсутствует. Люди не считаются друг с другом. Каждый сам за себя. Быть может, это даже и правильно, сам отвечаешь за себя, за свои действия, за свои же слова. Это может нас научить, конечно, быть человеком, самым настоящим, а не пародией. Сейчас таких пародией предостаточно, а людей настоящих мало. Нравственность определяет человека. С другой стороны, некоторые могут назвать это эгоизмом, что тоже не очень хорошо. Но, по-моему, быть нравственно воспитанным человеком – хорошо, даже отлично. Ты поступаешь так, как тебе нужно. Ребенок будет правильно воспитан, если в него заложат нормы поведения с раннего детства. Кто будет это делать? Конечно, наши родители. Именно от них зависит, как будет вести себя ребенок через 10-15 лет и то, каким он станет в будущем. Маленький человечек, который умеет себя вести в разных ситуациях, может где-то обыденных, а где-то непредсказуемых, заслуживает уважения даже взрослых людей, им будут гордиться все. Даже взрослый и опытный человек частенько не умеет себя вести в обществе, на работе. А тут ребенок, лет 10-15 от роду, который может уже себя преподнести с хорошей стороны, показать себя, привлечь внимание многих. Это очень важно. С нравственными нормами и нравами (особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий) интеллигентного человека достигнет большего. В его характере, соответственно, будут такие качества: целеустремленность, порядочность, сдержанность, а отсюда уже и знания. Нравственно-образованному человеку легче понять других, по-моему, он сразу может отличить таких же и отсеяться «не таких». Такие люди сейчас на вес золота. Одним хватает разговором за глаза о ком-нибудь другом, другим это и вовсе не нужно. Мы все разные.

Многие древние ученые задевали вопрос нравственности. Ницше писал «Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее — свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом». Но скажем, Тагор утверждал, что «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга», тем самым он говорил, что в любом обществе должны присутствовать хотя бы зачатки нравственности и морали. И слова Хуана Мануэля: «Жить, как хочешь не всякий может; надо жить как должно» только подтверждают это. Тут мы понимаем, что идеальными мы можем и не быть, но иметь хоть каплю нравственности и морали просто обязаны.

Я соглашусь со словами Ницше о том, что нравственности сначала заставляют приучиться, потом она входит в привычку, а дальше уже становится чистым инстинктом, после чего человек уже не представляет своей жизни без этих норм. Ему просто все это покажется диким и невозможным, отсюда уже последует стресс, что совсем не нужно нашему организму. С родителей обучение нравственности, прививание норм и нравов предается сначала детскому саду, потом уже школе, некоторые люди меняются, уже учась в институтах и университетах. Просто нужно дожить до того момента, когда ты сам будешь четко понимать, что это мир, ты создаешь его сам для себя, свое окружение выбираешь лишь только ты, а не кто-то другой.

На самом деле, чем раньше ты поймешь это, тем легче тебе будет дальше. Но в настоящем времени это сделать очень сложно, не все доходят до этого момента. Нам очень мешают окружающие предметы, социальные сети, та же самая Всемирная паутина, мультимедиа. Да, мы можем познакомиться с кем-то, пообщаться, но никто не знает, как и что будет дальше. А может, человек нас сможет изменить, но не в лучшую сторону. Все разные ведь. Каждый из нас слышал такую фразу от старших поколений: «А в мое время такого не было…» или же «А вот я в твоем возрасте…». Поколения абсолютно разные. Друг друга уже не можем понять. Нравственности просто нет. Кругом неуважение, подростки сейчас легко могут подойти ко взрослому человеку, даже уже к пожилому, сказать что-то несуразное, грубое, они ничего не боятся. Стало нормальным, что подростки, начиная с 10 лет, может и раньше, не стесняясь, могут подойти к старшим за сигаретой. Это уже высший пилотаж… Для меня это просто ненормально. Они еще дети! А большинство взрослых отвечают им, не думая и не задумываясь даже о возрасте. Да тут даже возраст не при чем. Мысль одна и та же. Общество не несет ни морали, ни нравственности.

Мир изменился. По мнению многих, не в лучшую сторону. Все согласны с этим, но никто ничего не предпринимает. Все течет своим чередом.

Нужна ли нам нравственность? Конечно, нужна! Общество гибнет, некоторые даже и не осознают этого. Это меня и пугает. Посмотрите на людей, все стараются задеть друг друга, да так могут это сделать, что ломают человеку жизнь, а потом даже вины за собой не чувствуют. Характеры, темпераменты у всех разные. Друг друга мы не знаем, а все потому что кто-то когда-то что-то сказал, а человек запомнил, в дальнейшей жизни он станет скрытным, очень недоверчивым. А безнравственное поведение своей новизной привлекает к себе много людей. Вроде мы знали одного человека. Позже он становится совсем другим, показывает нового себя, а желание общаться с ним дальше просто пропадает.

Нравственность закладывается в нас с детства. Она определяет нашу жизнь. Даже учеба зависит от этих норм. Целеустремленность, выносливость, умение доводить дела до конца дают нам дорогу в жизнь уже сейчас. Со мнением подростков нечасто считаются. Но мне кажется, что стоило бы иногда слушать молодое поколение. Я не имею ввиду тех, кто ничего не хочет, а тех, кто добивается, достигает цели, стремится к чему-либо. Конечно, безнравственных больше, чем порядочных. Но вдруг мы сможем донести до них, что им следует что-то изменить в своей жизни? Только вместе мы сможем сделать это.

По-моему, нравственность нужна до сих пор, особенно в таком бедственном положении общества как сейчас. Люди уже на людей не похожи. Это на самом деле страшно. Ради этого воевали наши отцы, деды? Они хотели другого будущего для нас… А мы относится к этому даже с неприязнью. Возможно, это будет звучать как призыв, но, люди, одумайтесь! Погоня за модой, другими странами не стоит того, чтобы менять себя. Поймите, что вы лучше, пусть не всегда получается, но вы достигнете всего, чего хотите, не зависьте от чужого мнения. Вы сами по себе, до ваших дел нет никому дела. Отвечайте только за свои слова, обдумывайте их для начала, прежде чем сказать что-то и кому-то. Просто подумайте. Мы строим наше будущее, только мы, о нем уже нужно задумываться сейчас, потом будет поздно. Станьте бескорыстными, человечными.

Пожалуйста, прежде всего в любой ситуации оставайтесь человеком.