Анализ сказки Оскар Уайльд «Звёздный мальчик»

Сочинение

В 1891 году сказка «Мальчик-звезда» вышла в сборнике «Гранатовый домик», посвящённый Констанции Уайльд — жене писателя. Сказки Оскар Уайльд сочинял для своих сыновей — Сирила и Вивиана.

Название сборника «Гранатовый домик» указывает на христианский смысл сказок. Гранат — символ христианской веры, и в каждой сказке сборника герои проходят очищающее страдание и духовное обновление.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») — сказка, так как это произведение волшебного характера. Произведение в форме сказки даёт возможность автору обратиться к философским или общественным вопросам гротескным изображением.

3. Название произведения и его смысл.

В названии «Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») содержится указание на свойство натуры главного героя, вокруг чего и разворачивается действие сказки. Слово «звезда» вызывает представление о неземной красоте и холодном, негреющем свете. «Звездой» могут называть знаменитость, которой нередко свойственно высокомерие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от третьего лица, автор находится в отстранённой позиции, что необходимо в жанре сказки.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Прощение раскаявшегося грешника.

Идея: Любой человек достоин прощения, если он искупил свою вину.

Проблематика: Красота внешняя и красота внутренняя. Разрушение внешней красоты душевным уродством.

Будучи апологетом эстетизма, Уайльд упорно настаивал на гармоничном сочетании внешней и внутренней красоты.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Морозной ночью в лесу, на месте упавшей звезды, дровосеки нашли прекрасного младенца, завёрнутого в плащ с золотыми звёздами. Один из дровосеков сжалился над ребёнком и принёс его домой. Жена сначала была против чужого ребёнка — лишний рот, но потом согласилась принять мальчика. И он стал расти в семье дровосека на равных правах с его родными детьми.

Мальчик был необыкновенно красив, но высокомерен, бессердечен и жесток. Его любимой забавой было издевательство над людьми и животными. Однажды он увидел нищенку и избил её камнями, за что ему досталось от приёмного отца. В разговоре с дровосеком нищенка призналась, что она мать звёздного мальчика. Обретение матери из простых смертных, да ещё и нищей, не обрадовало высокомерного мальчика, и он прогнал её.

11 стр., 5250 слов

Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...

... научных изданий и диссертационных исследований; сопоставление оригинального текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных лингвистов: Арнольд ...

С этого момента красивый мальчик превратился в уродца, от которого отвернулись друзья. Осознав свою вину, герой отправился на поиски матери за её прощением. Начались горькие скитания. Он не мог найти матери. Покалеченные звёздным мальчиком звери отказывали ему в помощи.

Скиталец оказался в рабстве у злого волшебника, который три раза отправлял его в тёмный лес за слитками золота. Каждый раз мальчику помогал заяц, освобождённый им из капкана. А мальчик каждый раз отдавал слиток прокажённому. Два раза он был избит колдуном до полусмерти и оставлен голодным, а в третий раз горожане увидели в нём прекрасного принца и привели его ко дворцу. На площади он увидел свою нищую мать, пал пред ней на колени, прося прощения, но она безмолвствовала. Тогда принц обратился за помощью к прокаженному, продолжая молить мать о прощении.

Получив его, он встал и увидел своих родителей — Короля и Королеву. Принца короновали на царство, и он стал добрым и справедливым правителем.

7. Система образов произведения.

Звёздный мальчик — необыкновенно красивый, надменный, жестокий «нарцисс». Потерял красоту за отречение от матери, раскаялся, много перенёс, стал добрым.

Лесоруб, его жена — приёмные родители звёздного мальчика. Простые, но добрые и благородные люди.

Нищенка (Королева) — мать звёздного мальчика, любящая своего сына, обошедшая весь мир в его поисках.

Прокажённый (Король) — отец звёздного мальчика, умный и благородный.

Волшебник — злобный и жадный старик.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — обстановка в морозном лесу, блуждания дровосеков, находка дровосеков на месте падения звезды.

Завязка — решение дровосека взять в свой дом мальчика-звезду.

Развитие действия: бессердечность мальчика-звезды к людям и животным, неблагодарность к приёмным родителям; встреча с нищенкой-матерью и отречение от неё; наказание лишением красоты; поиски матери; в рабстве у волшебника; добрые поступки.

Кульминация — преображение в прекрасного Принца.

Развязка — получение прощения матери, обретение родителей, коронование на царство.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Это произведение Уайльда, как и другие, богато эпитетами, сравнениями, метафорами. Например, в описании главного героя автор использует сравнение с цветами. Так, сравнение его с розой подразумевает красоту, наделённую острыми шипами; сравнение с нарциссом указывает на самовлюблённость, с фиалкой — на капризный нрав.

10. Отзыв о произведении.

В сказке просматривается евангельский сюжет о возвращении блудного сына. Счастливый сказочный финал Уайльд приправил горечью скорой смерти юного монарха, и пришествием на смену ему тирана. Очевидно, для обожаемой автором красоты необходима доля трагичности.

14 стр., 6818 слов

Воспитание девочек и мальчиков в семье

... воспитания гендерного воспитания. 2. Раскрыть проблемы усвоения мужской и женской гендерной роли. 3. Охарактеризовать особенности воспитания девочек и мальчиков в современной семье. 1. Основные задачи гендерного воспитания 1.1 Влияние гендерных стереотипов на воспитание В настоящее время, в ... какой инициативе можно говорить при таком воспитании. Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный ...

Понравилось сочинение? А вот еще: