По литературе. Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Произведение Фета «Цветы» относится к раннему творчеству писателя, и впервые было написано в книге «Мелодии». Кроме этого по жанру больше всего оно относится не только к лирике, но и к философии. Автор дает додумать своим читателям или предоставляет право выбора, какую сторону они будут поддерживать.

Всего в этом произведении имеется три четверостишия. Объем данных четверостиший небольшой. В каждом из них раскрывается наступление весны. При помощи этого стихотворения автор старается передать все, что находится у него в душе и рассказать, а может быть даже и показать какие эмоции он всегда испытывал, когда наступала весна.

Автор старается передать все таким образом, чтобы казалось, что это происходит именно сейчас, и вы находитесь очевидцем этих событий. Перед нами обычный с виду весенний день, когда запах еще нераспустившихся яблочных деревьев разносится ветром везде. При помощи эпитетов и метафор он рассказывает про утреннюю свежесть, а также и терпкость к яблокам. И в сердце зарождается радость и веселье, ведь совсем скоро яркие солнечные лучи нагреют землю и можно не только ходить раздетыми, но и купаться в озере и отдыхать. Каждое утро начинает петь горластый петух, который оповещает о том, что приближается утро и что нужно не проспать хозяевам и вовремя выгнать коров в пастух.

Постепенно начинают распускаться разных цветов и оттенков красивые цветы и издавать запах. Теперь даже автор понял, хотя бы ненадолго для чего именно он живет и что от него требуется. Его жизнь ненадолго наполнилась различными красками, и он понял, что нужно в любой момент наслаждаться этими моментами, ведь никогда не знаешь, что вас может ожидать завтра, а завтра может все закончиться.

Автор обращается к природе словами «подруга» или «сестра». Из этого можно понять, что Фет проводит тонкую параллель между обычными девушками, а также между цветами. Настроение от этого повышается и в душе зарождается самое прекрасное чувство, которое захватывает всех под названием любовь. Содержание произведения является не только гармоничным, но и лаконично вписывается в природную среду.

Фету удалось показать, а также ощутить на себе наступление весны. А любая весна сопровождается любовью, тоской и легкой грустью, что все это совсем скоро закончится.

Другие сочинения: ← Осень↑ ФетНапрасно!.. →

Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая. «

Данный анализ выполнен в смысловом русле. Считаю необходимым приучать учащихся с пятого класса к ассоциативному мышлению, к выявлению внутренних связей в поэтическом тексте, что способствует формированию творческого мышления, устной и письменной речи, заставляет учащихся мыслить самостоятельно, ведь поэзия субъективна. Через постижение внутренней «логики» постараемся привить любовь к слову, к литературе в целом. Постараемся не страшиться умных фраз, таящих глубокий смысл.

1 стр., 401 слов

Анализ стихотворения Весна, весна как воздух чист Баратынского

... о приходе долгожданной весны. "Заздравный гимн", —так назвал песнь птицы автор стихотворения. Восхищение поэтом ... строчка стиха. Радость от прихода весны пропитано все сочинение поэта, которое передается читателям в ... Автор — лирический герой, переполненный чувствами к новизне вживается в нарисованный им весенний пейзаж. Душа его рвется к романтическим настроениям. Наступление весны пробуждают душу ...

Просмотр содержимого документа «Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая. » » , Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-stihotvoreniyu-zadrojali-listyi-obletaya/

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, — воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

«…буря злая / Рвет и мечет и воет…»

  • Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет

«злая».

Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

«задрожали»

передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

(«не запугана бурей одна»

— Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию

«только ты одна»

  • И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

12 стр., 5510 слов

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану

... все прелести весеннего дня! И вестником наступления этого времени года он выбрал жаворонка. Образ этой птички связывается в нашем понимании с бодростью, радостью. Начинается описание этого дня ... «Жаворонок» – детское произведение, по глубине мысли и характеру идейного звучания его можно отнести к «взрослой» пейзажной лирике с элементами философской поэзии. Понравилось школьное сочинение? А ...

«мгла черна».

Образ птички же светел:

«светлогруда».

Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию

(птичка, гнездышке, невеличка

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

История создания

в своем творчестве не затрагивал темы политики и других проблем внешнего мира

Фет в стихотворения рисовал не просто картину природы. Прежде всего, он обращался к внутренним чувствам и эмоциям.

В текстах поэт часто описывает понятия красоты и счастья. Именно это сделало его мастером пейзажной лирики.

Фет часто олицетворяет природу, делает ее живой. Это позволяет почувствовать ее важность для человека. От урожая зависело, как люди будут переживать зиму. Большое количество зерна позволяло не беспокоиться о возможном голоде.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листья, облетая»

А. А. Фет написал немало прекрасных стихов, но особое место среди всех занимает стих «Задрожали листья, облетая». Он небольшой и состоит из трех строк, где образы противопоставляются друг другу. Например, птичке противопоставляется тучи и буря, которые Фет описывает, как «темные», подчеркивая их стихию, как несущую разруху и опустошение.

Образ облетающих листьев свидетельствует о глубокой осени, когда вся природа начинает медленно засыпать, готовясь к зиме. И на этом огромном безжизненном острове обосновалось живое существо – маленькая птичка, борющаяся с окружающей ее смертью.

Первые строки всецело посвящены образу бури с метафорами «злая буря», где глаголы «рвет» и «мечет» как можно точно говорят о стремительности движения непогоды, А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, который рыщет в поисках жертвы. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативным смыслом.

В роли жертвы выступают зеленые листья, еще не успевшие пожелтеть. Они отчаянно цепляются за жизнь, но, не знающая пощады буря, обрывает их, таким образом, свидетельствуя о приходе зимы и смерти зеленой жизни. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, вселяя в читателя чувство страха и переживания за судьбу зеленых листочков.

Во вторых строках появляется образ птички, еще «не запуганной бурей», олицетворяющей бесконечность жизни, несмотря на временные невзгоды. В гнезде птички царит тепло и кипит жизнь, это небольшое гнездышко можно считать символом спасения всей природы, ведь буря пройдет, а гнездо останется и с него выйдет новая жизнь. Поэт сравнивает небольшое гнездышко с громадной крепостью, которая выдерживает натиск стихии.

3 стр., 1033 слов

Урок русского языка. по картине. план-конспект по русскому языку (4 класс)

... на картине. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2. Написание сочинения учащимися. ... Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях) III. Рассказ ...

Третья строка наполнена мотивом одиночества, ведь мало кто может пережить сильную бурю. Последние строки стиха окутаны мраком и тоской. Несмотря на черные краски, в этом опустошенном мире остался небольшой островок света – «светлогрудая» птичка, которая символизирует возрождение жизни.

Автор спешит ее утешить уменьшительно-ласкательными словами: «моя милая», «невеличка» и прочими. А. А. Фет пытается передать чувства надежды, что жизнь на временных проблемах не заканчивается, а наоборот – начинает бурлить с новой силой, с новой энергией.

Таким образом, поэту удалось создать образ небольшой птички, которая символизирует смелость, мужество и стойкость.

Читаем Фета

К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений — «Чудная картина…» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.

I. «Чудная картина…»: живописность, лёгкость звучания стихотворения

Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.

зима, ночь, полнолуние.

Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

зима, ночь, полнолуние.

Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

  • Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.

Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.

Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).

  • Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?

«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

  • Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

  • Сколько предложений в стихотворении?
  • Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?

Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое — кратким прилагательным “родна”. Во второй части — однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». ... нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он ... завершить новый перевод Библии. Лучшими стихотворениями Афанасия Афанасьевича являются: «Весенний дождь»; «Ещё майская ночь»; «Ель ...

  • Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

  • Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

  • Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.

  • Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.

  • В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия “чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причём некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.

  • В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия

Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

  • Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость;
  • мажор, минор;
  • будничность, праздничность;
  • яркость, блеклость.
  • Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

(Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном — свет.

4 стр., 1913 слов

Урок «Простой и сложный план» план-конспект по русскому ...

... сложного плана в 3 части учебника. -(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из стихотворения ... при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать ... выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём говорится. Основные ... С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого самого русского поэта. ...

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план).

Выражение “в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план).

Звук капель дождя.

  • Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

  • Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”).

Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь (по числу описанных нами кадров).

Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребёнка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.

Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора

Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.

  • Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» (или одно из них по усмотрению учителя — в зависимости от уровня литературного развития класса).

    4 стр., 1933 слов

    А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...

    ... и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и ... и трагические: Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой… И Россия обрела нового великого поэта ... и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта ...

  • Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.