Урок русского языка. по картине. план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Гимназия № 5

Конспект открытого урока

Тема: Обучающее сочинение

по картине К. Л. Хетагурова

«Дети — каменщики»

Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна

Владикавказ, 2010 г.

Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»

Задачи:

  • познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
  • способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
  • формировать умение составлять художественное описание;
  • учить чувствовать выразительность слова;
  • развивать творческое воображение.

Оборудование:

Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и задач урока.

На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот…»

-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)

III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.

Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.

2 стр., 811 слов

Сочинение коста хетагуров

... горы. Все это отличает великого сына моей земли- Коста Хетагурова. И я очень горжусь тем, что мой маленький народ дал человечеству такого поэта. Я знаю, у многих ... музыку слова. Она захватывает, завораживает: Ароматная ночь, грез и неги полна,, Неприметно на землю спустилась…, В голубых небесах разгорелась луна,, За звездою звезда закатилась., Тишина ...

В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.

  1. Первичное восприятие картины.

Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.

  1. Беседа по содержанию картины.

— Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)

— Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)

— На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)

— Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)

-Как вы думаете, почему?

Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.

Объяснение названия картины. Сравнение названий.

— Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)

— А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)

— Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?

— Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)

— Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)

— Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)

Воображаемая ситуация.

Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.

— Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).

6 стр., 2628 слов

Урок 3 класс сочинение по картине дети бегущие от грозы

... урок интересным? Если нет, то почему? Что понравилось? Не понравилось? 4. Домашнее задание Словесный, наглядный Получение домашнего задания Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». ... звуки грозы. Когда вы смотрите на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», вы слышите эти звуки? 2.Вводное слово учителя о художнике К.Е.Маковском. ...

Физминутка.

Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.

  1. Речевая подготовка.

— А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.

— Подберите к словам синонимы:

На доске: художник – автор, живописец

картина – полотно, произведение

создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

  1. Составление плана сочинения.

— Сколько частей будет в сочинении? (Три части).

— Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)

На доске план (записывает учитель):

  1. Художник, создавший картину.
  2. Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
  3. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
  1. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.

  1. Написание сочинения учащимися.

-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.

Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.