Урок русского языка. по картине. план-конспект по русскому языку (4 класс)

Гимназия № 5

Конспект открытого урока

Тема: Обучающее сочинение

по картине К. Л. Хетагурова

«Дети — каменщики»

Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна

Владикавказ, 2010 г.

Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»

Задачи:

  • познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
  • способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
  • формировать умение составлять художественное описание;
  • учить чувствовать выразительность слова;
  • развивать творческое воображение.

Оборудование:

Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и задач урока.

На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот…»

-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)

III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.

6 стр., 2726 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, Появление Интернета и ...

Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.

В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.

  1. Первичное восприятие картины.

Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.

  1. Беседа по содержанию картины.

— Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)

— Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)

— На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)

— Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)

-Как вы думаете, почему?

Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.

Объяснение названия картины. Сравнение названий.

— Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)

— А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)

— Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?

— Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)

— Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)

— Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)

Воображаемая ситуация.

Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.

4 стр., 1985 слов

Описание картины бартоломе эстебана мурильо «мальчик с собакой»

... игры. Вероятно, они также вскоре отправятся спать. Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс Хочу рассказать про знаменитого и талантливого ... Мурильо в севильском доме художника (Испания) Картина “Мальчик с собакой” , Художник:, Название:, Время создания: Размеры: 77,5 х 61,5 см Место постоянного экспонирования: “Мальчик с собакой” Приверженный к демократической теме, ...

— Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).

Физминутка.

Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.

  1. Речевая подготовка.

— А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.

— Подберите к словам синонимы:

На доске: художник – автор, живописец

картина – полотно, произведение

создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

  1. Составление плана сочинения.

— Сколько частей будет в сочинении? (Три части).

— Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)

На доске план (записывает учитель):

  1. Художник, создавший картину.
  2. Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
  3. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
  1. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.

  1. Написание сочинения учащимися.

-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.

Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.