предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение — наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).
5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.
Рассказ
Малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
«Режим экономии»: не может быть длинных описаний.
Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).
В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо «открытого» финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).
2.5 Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо». Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока — урок развития речи.
Цели урока
обучить написанию рецензии на рассказ;
- развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
- развить умение анализировать художественный текст;
- развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;
- воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.
Ученик должен знать — особенности жанра святочного рассказа;
- особенности жанра рецензии.
Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.
Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.
Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» — ...
... Васюткино озеро». Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. ... рассказ, назвав его «Васюткино озеро». На доске дальнейший план урока ... Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку. ... 5. Уметь ориентироваться ...
Оформление доски:
Число.
Тема «Несите бремена друг друга …». Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо».
Эпиграф к уроку. — Чудо будет, дайте срок!… Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… — Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова
Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Оксюморон — от греч. оxymoron — — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Чудо:
- нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
- нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
- сказочное, необычное;
- вызывает общее удивление, восхищение;
- удивительное, поразительное.
Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом
Реальность | Мечта |
Эпитеты. | |
Беспросветно-темная очередь Было сумрачно и хмуро Тяжелые, темно-красные флаги Вьюжный вечер Бурые промерзшие листья |
Белый снег Бело-голубая капуста Светло-голубые глаза |
Сиротство | Обретение близких, любящих людей |
Символы и мотивы. | |
Картинка с японцем | Мотив ожидания |
Открытый финал |
урока:
Постановка цели урока.
Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).
Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.
Обобщение, подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.
Ход урока.
Постановка цели урока.
Учитель — На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)
Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора — рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо» . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника «Детство сорок девять». На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.
Учитель — Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?
Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.
Учитель — Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.
Учитель — Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.
Учитель — Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как «Чудесный доктор» И. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на елке» М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г. Андерсена.
Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:
действие происходит в канун Рождества,
противопоставляется реальность и мечта героев,
совершение чуда,
счастливый финал.
Учитель — Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна «Чудесный доктор», остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.
Учитель — Почему?
Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.
Учитель — Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?
Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.
Поэтапный анализ рассказа «Капустное чудо».
Учитель — Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.
Учитель — Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.
Учитель — А имеет данный факт — смещение временных рамок — принципиальное значение для понимания идеи рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.
Учитель — элемент «Противопоставление реальности и мечты». Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).
Учитель — Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый — сорок шестой год.
Учитель — Охарактеризуйте это время.
Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.
Учитель — При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?
Ученик (предполагаемые ответы)- «беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный вечер», «бурые промерзшие листья». А мир мечты наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза». Используется прием контраста.
Учитель — Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки — сироты, а их мечта — обрести семью.
Учитель — Какова композиция данного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.
Учитель — Как называется это прием?
Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.
Учитель — В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли — долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…
Картинка с японцем — символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.
Учитель — составляющее святочного рассказа — совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.
Учитель — Верно, совершается «капустное чудо». В чем особенность этого сочетания слов «капустное чудо»?
Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:
Чудо:
- нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
- нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
- сказочное, необычное;
- вызывает общее удивление, восхищение;
- удивительное, поразительное.
«КАПУСТА»
Учитель — Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.
Оксюморон — от греч. оxymoron — — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?
Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.
Учитель — Кто же подвергается этим чудесным изменениям?
Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц
«Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.»
Она поняла, что жить одна она уже не сможет, осознание самой себя она обретает только сейчас — и это осознание того, что в ней есть еще желание взять на себя ответственность, бремя за другого человека и есть человеческое чудо.
Учитель — Значит, финал рассказа счастливый? Все заканчивается хорошо? Чудо свершилось?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, финал рассказа открыт, и мы не можем сказать, что произойдет дальше:
«Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.
А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…»
Учитель — Герои нашего рассказа не вновь прослеживается мотив ожидания. Кроме того, в конце предложения стоит многоточие. Почему автор оставляет многоточие? Мы уверены, что все закончиться хорошо?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, у нас есть только надежда, что все закончится счастливо.
Учитель — А это соответствует финалу канонического святочного рассказа?
Подведение итогов.
Учитель — Почему современный автор не хочет нас обнадеживать?
Ученик (предполагаемые ответы)- Жизнь настолько непредсказуема, что автор боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие.
Учитель — Почему этого боится автор?
Ученик (предполагаемые ответы)- Легковерный человек слеп, он ведом, и никогда не сумеет обрести самого себя. Человек, не познавший самого себя, не может нести бремя другого человека.
Учитель — Кто какое несет бремя ответственности в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Ипатьева. Девочки (их необходимость в Ипатьевой).
Автор.
Автор несет бремя ответственности за читателя. Автор должен научить читателя а в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов.
Учитель — Такая тенденция трактовки жизненных устоев сформировалась только сейчас или уже были подобные произведения? Назовите примеры из прочитанных ранее произведений.
Учитель — Но самое главное то, что авторы верят в чудо человеческого преображения (например, «Ангелочек», «Капустное чудо»).
Это семя, зерно есть в каждом человеке, только нужен толчок, чтоб оно пробудилось.
И поэтому закончить урок хотелось бы маленьким жизнеутверждающим стихотворением современного автора, нашей землячки Лилит Козловой.
- Чудо будет, дайте срок!…
Срок прошел, другой истек…
Обвалился потолок…
- Чудо будет, дайте срок!
Домашнее задание: написать рецензию.