Изучение творчества Л. Улицкой в школе

предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение — наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).

5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.

Рассказ

Малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.

«Режим экономии»: не может быть длинных описаний.

Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).

В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо «открытого» финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

2.5 Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо». Конспект урока по литературе в 7 классе

Тип урока — урок развития речи.

Цели урока

обучить написанию рецензии на рассказ;

  • развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
  • развить умение анализировать художественный текст;
  • развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;
  • воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Ученик должен знать — особенности жанра святочного рассказа;

Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.

Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.

3 стр., 1157 слов

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» — ...

... Васюткино озеро». Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. ... рассказ, назвав его «Васюткино озеро». На доске дальнейший план урока ... Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку. ... 5. Уметь ориентироваться ...

Оформление доски:

Число.

Тема «Несите бремена друг друга …». Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Эпиграф к уроку. — Чудо будет, дайте срок!… Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… — Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова

Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.

Примерный план рецензии:

Определение жанра произведения.

Приметы или признаки жанра в данном произведении.

Оценка рецензируемого произведения:

А) важность поставленной в нем проблемы,

Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

Оксюморон — от греч. оxymoron — — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Чудо:

  • нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
  • нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
  • сказочное, необычное;
  • вызывает общее удивление, восхищение;
  • удивительное, поразительное.

Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом

Реальность Мечта
Эпитеты.

Беспросветно-темная очередь

Было сумрачно и хмуро

Тяжелые, темно-красные флаги

Вьюжный вечер

Бурые промерзшие листья

Белый снег

Бело-голубая капуста

Светло-голубые глаза

Сиротство Обретение близких, любящих людей
Символы и мотивы.
Картинка с японцем Мотив ожидания
Открытый финал

урока:

Постановка цели урока.

Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).

Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.

Обобщение, подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.

Ход урока.

Постановка цели урока.

Учитель — На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)

Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)

Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора — рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо» . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника «Детство сорок девять». На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.

Учитель — Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?

Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.

Учитель — Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).

Примерный план рецензии:

Определение жанра произведения.

Приметы или признаки жанра в данном произведении.

Оценка рецензируемого произведения:

А) важность поставленной в нем проблемы,

Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.

Учитель — Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.

Учитель — Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как «Чудесный доктор» И. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на елке» М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г. Андерсена.

Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:

действие происходит в канун Рождества,

противопоставляется реальность и мечта героев,

совершение чуда,

счастливый финал.

Учитель — Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна «Чудесный доктор», остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.

Учитель — Почему?

Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.

Учитель — Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?

Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.

Поэтапный анализ рассказа «Капустное чудо».

Учитель — Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.

Учитель — Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.

Учитель — А имеет данный факт — смещение временных рамок — принципиальное значение для понимания идеи рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.

Учитель — элемент «Противопоставление реальности и мечты». Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).

Учитель — Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?

Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый — сорок шестой год.

Учитель — Охарактеризуйте это время.

Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.

Учитель — При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?

Ученик (предполагаемые ответы)- «беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный вечер», «бурые промерзшие листья». А мир мечты наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза». Используется прием контраста.

Учитель — Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?

Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки — сироты, а их мечта — обрести семью.

Учитель — Какова композиция данного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.

Учитель — Как называется это прием?

Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.

Учитель — В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли — долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…

Картинка с японцем — символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.

Учитель — составляющее святочного рассказа — совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?

Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.

Учитель — Верно, совершается «капустное чудо». В чем особенность этого сочетания слов «капустное чудо»?

Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:

Чудо:

  • нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
  • нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
  • сказочное, необычное;
  • вызывает общее удивление, восхищение;
  • удивительное, поразительное.

«КАПУСТА»

Учитель — Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.

Оксюморон — от греч. оxymoron — — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?

Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.

Учитель — Кто же подвергается этим чудесным изменениям?

Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц

«Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

  • Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
  • Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
  • Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.»

Она поняла, что жить одна она уже не сможет, осознание самой себя она обретает только сейчас — и это осознание того, что в ней есть еще желание взять на себя ответственность, бремя за другого человека и есть человеческое чудо.

Учитель — Значит, финал рассказа счастливый? Все заканчивается хорошо? Чудо свершилось?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, финал рассказа открыт, и мы не можем сказать, что произойдет дальше:

«Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

  • Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
  • Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
  • Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…»

Учитель — Герои нашего рассказа не вновь прослеживается мотив ожидания. Кроме того, в конце предложения стоит многоточие. Почему автор оставляет многоточие? Мы уверены, что все закончиться хорошо?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, у нас есть только надежда, что все закончится счастливо.

Учитель — А это соответствует финалу канонического святочного рассказа?

Подведение итогов.

Учитель — Почему современный автор не хочет нас обнадеживать?

Ученик (предполагаемые ответы)- Жизнь настолько непредсказуема, что автор боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие.

Учитель — Почему этого боится автор?

Ученик (предполагаемые ответы)- Легковерный человек слеп, он ведом, и никогда не сумеет обрести самого себя. Человек, не познавший самого себя, не может нести бремя другого человека.

Учитель — Кто какое несет бремя ответственности в рассказе?

Ученик (предполагаемые ответы)- Ипатьева. Девочки (их необходимость в Ипатьевой).

Автор.

Автор несет бремя ответственности за читателя. Автор должен научить читателя а в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов.

Учитель — Такая тенденция трактовки жизненных устоев сформировалась только сейчас или уже были подобные произведения? Назовите примеры из прочитанных ранее произведений.

Учитель — Но самое главное то, что авторы верят в чудо человеческого преображения (например, «Ангелочек», «Капустное чудо»).

Это семя, зерно есть в каждом человеке, только нужен толчок, чтоб оно пробудилось.

И поэтому закончить урок хотелось бы маленьким жизнеутверждающим стихотворением современного автора, нашей землячки Лилит Козловой.

  • Чудо будет, дайте срок!…

Срок прошел, другой истек…

Обвалился потолок…

  • Чудо будет, дайте срок!

Домашнее задание: написать рецензию.