По произведению Гончарова «Обломов». Часть

Сочинение

В уста Обломова И.А. Гончаров вкладывает серьезные размышления о жизни и счастье: «Надо идти ощупью, на мно­гое закрывать глаза и не бредить счастьем, не сметь роптать, что оно ускользнет, — вот жизнь! Кто выдумал, что она — счастье, наслаждение. Безумцы!»

Для того чтобы показать, как меняется настроение героя, писатель использует пейзажную зарисовку. Он сравнивает мысли Обломова о любви и счастье с резкой сменой погоды, когда безоблачным легким вечером мечтаешь о том, какое бу­дет поле при утренних светлых красках, и вдруг на следующий день просыпаешься под звуки дождя. Обломов начинает сомне­ваться в глубине чувств Ольги. Может быть, это не любовь, а лишь предчувствие любви. Он задает себе вопрос: за что она могла полюбить его. Илья Ильич вглядывается в зеркало и осознает, что «бледен, желт, глаза тусклые». Он невольно срав­нивает себя с молодыми счастливцами «с трепещущей искрой в глазах» и понимает, что для Ольги их отношения не настоящая любовь, а лишь реализация потребности любить, о чем пишет ей в письме. На самом же деле он боится не только за нее, но и за себя, понимая, что привязанность к ней скоро будет воспри­ниматься им не как роскошь, а как необходимость: «Любовь вопьется в сердце». Между душевным огнем и покоем Обломов выбирает скучный и сонный покой, но, увидев, что Ольга пла­чет о нем, решает продолжить роман. Любовь Ильинской к Илье Ильичу окупалась той нежностью, с которой он смотрел на нее. Обломову же Ольга казалась ангелом.

В XII главе в сюжете романа неожиданно возникает мотив гадания: Ольга рассказывает Обломову о том, что знакомая эко­номка нагадала ей бубнового короля. Вскоре Обломов делает Ильинской предложение. В художественной структуре романа есть зеркальные сцены, которые И.А. Гончаров включает для то­го, чтобы показать, как изменился Илья Ильич. Так, например, в первой главе третьей части приводится разговор Обломова и Тарантъева, который перемежается репликами Захара. Теперь перед читателем уже не тот Обломов, который в начале романа без­думно раздавал приятелям деньги и одежду. Сделав предложение Ольге, Илья Ильич взял на себя ответственность за ее судьбу. Теперь и деньги, и одежда были нужны ему самому.

Постепенно Обломов стал чувствовать, что любовь теряет радужные краски, скоро «жизнь проглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной». В мечтах он словно проживает дальнейшую жизнь: представляет, как ведет Ольгу к алтарю, как потом занимается постройкой дома, нескончаемым разбором дел с мужиками, «жниво, умолот, щелканье счетов, заботливое лицо приказчика, дворянские выборы, заседания в суде». Ольга от романтических объяснений с ветками сирени переходит к решению хозяйственных вопросов: прежде всего надо не свадьбу устраивать, а решить, где они будут жить.

2 стр., 631 слов

Обломов и Ольга Ильинская ( по роману «Обломов» Гончарова)

... случилось? Очевидно, что Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов слишком несхожи между собой. Хотя чувство и соединило их, но даже любовь друг к другу они ощущали по-разному. Ольга любила в Обломове то, ... роман был обречён с самого начала: нужен был лишь небольшой повод для разрыва. Ярко вспыхнув, любовь их очень быстро угасла. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и ...

Обломов решает снять новую квартиру, понимает, что на семейную жизнь денег надо намного больше, чем он может себе позволить. Ольга воодушевлена, постоянно улыбается, поет, разъезжает по театрам, а Илья Ильич думает только о том, как свести концы с концами.

Ильинская, между тем, постепенно корректирует его фи­нансовые планы в сторону увеличения: например, просит его абонировать кресло в театре. Обломову начинает надоедать играть роль влюбленного мальчика. Одновременно с этим он понимает, что квартира, в которой живет, его очень устраива­ет, а хозяйственная Агафья Матвеевна прекрасно готовит и содержит дом в чистоте и порядке. Примечательна в романе повторяющаяся деталь портрета: локти, которые мелькают по­стоянно в глазах Обломова, когда хозяйка готовит обед. Свадьба, роль жениха, на которого «глаза пучат, как на шель­му какую-нибудь», кажутся ему глупостью. Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни: «А ты езди каждый день, как окаянный, с утра к невесте, да все в палевых перчатках, чтоб у тебя платье с иголочки было, чтоб ты не глядел скучно, чтоб не ел, не пил как следует, об­стоятельно, а так, ветром бы жил да букетами». Особенно бес­покоят Обломова издержки (новая квартира, экипаж, повар).

От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы: «розы, померанцевые цветы, блистанье праздника, шепот удивления в толпе». Илья Ильич строго запрещает За­хару распускать слухи о предстоящей женитьбе барина, назы­вая их нелепостью и клеветой. На назначенное Ольгой в Лет­нем саду свидание Обломов идет с неохотой, сетуя на то, что она назначила его в самое обеденное время.

Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлека­ясь своим чувством к Ольге, то утопая в житейских пробле­мах. В конце концов, следует сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой, в ходе которого Ильинская говорит ему: «Ты, кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!»


На этой странице искали :

  • отношение обломова к хозяйственным вопросам

Сохрани к себе на стену!